Главные вкладки

    2класс. Технологическая карта урока. Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Урок литературного чтения во 2 классе по  УМК "Школа Россои" . Произведения Осеевой, Лунина, Берестова, Барто и др. Работо в парах, группах, интерактивная игра, построение пирамиды критика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая  карта  урока

    Ф.И.О. учителя: Вдовина Ольга Николаевна

    Учебный  предмет: литературное  чтение.

    Класс: 2 класс

    Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2010)

    Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

    Тип урока: урок - обобщение.

    Цель:  формирование    образовательных    компетенций              (информационных,    коммуникативных,      креативных,          рефлексивных ) учащихся 2 «б» класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Я и мои друзья».

    Учебные задачи :                                      

    1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

    1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

    2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчиости.

    2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

    1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации, формирование  начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога,  умения работать в статичных  группах в режиме интерактивного обучения.

    3)развитие способности активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

    3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

    1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

    2) Формирование  умения осознанно воспринимать и оценивать содержание  текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    4) Развитие творческих способностей.

    Средства (оборудование):

    1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);

    2)карточки с текстами;

    3)проектор-компьютер, нетбуки;

    4)листы А-3,  фломастеры.

     5) Инструкционные карты, таблички с названиями групп,  листы  самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результаты: формируемые УУД

    1.

    Эмоциональное начало урока.

    (ИКТ - приложение1)

    Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

    Слайд 1

    - Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

    - Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

    Учащиеся  встают в круг и произносят слова  приветствия :

    - Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

    - Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

    - Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

    Настраиваются на работу.

    Личностные:

    формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

    Регулятивные:

    нацеливание на успешную деятельность.

    2.

    Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися  

    а) прослушивание песни о дружбе «Мир похож на цветной луг»

    б) диалог, основанный на предположениях детей

    в) игра «Найди друга»(установи соответствие)  

    Учитель предлагает прослушать куплет песни

    Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

    -Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

    - Попробуйте предположить. о чём будем говорить на уроке?

    - Что мы знаем о дружбе и друзьях7

    Учитель в качестве фасилитатора проводит игру в парах сменного состава «Найди друга» .

    - Возьмите на столе карточку и найдите друга – установите соответствие.

    -Какие карточки остались? Почему?

           В.Осеева      «Хорошее»

      Ю. Ермолаев     «Я и Вовка»

        В. Лунин          «Почему»

       Н. Булгаков»     «За игрой»

    В. Берестов     «Анна, не грусти!»

                            «Два пирожных»

                     «Волшебное слово»

    К.И.Чуковский «Мой секрет»

    А.Л.Барто «Затейники»

    Какая же тема нашего урока?

    (слайд 2)

    -Какие учебные задачи предстоит решить?

    Учащиеся прослушивают первый куплет песни

    Учащиеся высказывают свои предположения,  строят ассоциации на основе прослушивания  музыкального произведения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».

    Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава  - устанавливают соответствие автора и название произведения

    Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.

    Познавательные:

    Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

    Коммуникативные:

    Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах.

    Регулятивные:

      формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

    3.

    Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение раздела по теме    « Я и мои друзья»

    а)работа в парах (использование ИКТ)

    б) «Узнай произведение» -работа с иллюстрациями (ИКТ), подбор пословиц к текстам.

     

    в) Игра  «Дешифровщик»

    г) Игра «Суета».

    д) Работа в статичных группах.

    -Постановка проблемы

    -Планирование деятельности.

    -Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

    -Презентация модели пирамиды

    Учитель предлагает  учащимся упражнение «Да, нет»

    - Отметьте верные утверждения.
    1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой.
    2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.
    3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо».
    4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду.
    5. «Я и Вовка» - рассказ В.Лунина о лучших друзьях.
    6. Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности.
    -Проверьте по образцу. (Слайд 3)

    Учитель предлагает учащимся  ответить на вопросы:

    - Посмотрите  на экран.

    Слайд 4

     -К какому произведению иллюстрация?

    -Прочитайте наизусть

    -А почему дружба не кончается?

    Что помогло героям быть вместе?

    -Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого     стихотворения и докажите.

    Слайд 5

    - Надо уметь мириться, прощать и не обижаться, а то получится как у героя ….. ( иллюстрация к стихотворению)

    - Причитайте наизусть.

    - Найдите пословицу к этому стихотворению.

    Слайд 6

    Какой ещё произведение помогает найти  способ избавления от обиды?

    Прочитаем стих В. Берестова:

    « Гляжу с высоты на обиду,

    Теряю обиду из виду»

    Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.

    Слайд 7

    Герой какого произведения старался не помнить обиды?

    Стр. 74, прочитаем стихотворение.

     Какая пословица выражает главную мысль?

    Слайд 8

    Героиня какого произведения поступает иначе?

    -Подберите пословицу

    Слайд 9

    «Делу время, а потехе – час» - к какому рассказу подойдёт?

    Слайд 10.

    Учитель предлагает  с помощью игры узнать автора произведений, с которыми предстоит работать.

    - Расшифруйте запись.

    Учитель предлагает взять  на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из рассказов и отдельно названия рассказов. Даёт сигнал  начала игры.

    - Продолжим  работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды.

    -Сегодня у нас будут работать 3 группы:

    1 группа – рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

    2 группа - рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»

    3 группа – рассказ В.А.Осеевой «Почему»

    -Каждая группа смоделирует  свою пирамиду критики, используя текст произведения.

    -Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

    -Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

    ( приложение 2)

    -Для выполнения  исследовательской работы пользуйтесь  инструкционной картой. ( приложение 3)

    Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха

    Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

    Учащиеся взаимодействуют в парах на нетбуках, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

    Учащиеся рассматривают  иллюстрации, называют автора и название произведения,   участвуют в беседе, воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения , подбирают подходящую пословицу.

    - Берестов «За игрой»

    Читают наизусть.

    - Детей связывает игра.

    - Дружба

    «Дружбу помни, а зло забывай»

    Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…».

    Читают наизусть.

     -«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»

    -стих В. Берестова:

    « Гляжу с высоты на обиду,

    Теряю обиду из виду»

    Читают наизусть

    Учащиеся высказывают свои предположения.

    В.Лунин «Я и Вовка»

    Читают стих.

    - «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».

    - Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

    «Дружба заботой да подмогой крепка»

    Ю.Ермолаев «Два пирожных»,

    Взаимодействуя в парах. учащиеся на карточке определяют автора.

    3,1,13,6,15,20,10,15,1

    1,13,6,12,19,1,15,5,20,16,3,15,1

    16,19,6,3,1

    Валентина

    Александровна

    Осеева

    Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава.

    Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части. Дети передвигаются по классу, заглядывают в другие карточки. Объединяются в группы.

    Учащиеся вспоминают правила работы в группе

    Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.

    Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

    Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом.  осуществляют  исследовательскую работу: анализируя тексты, моделируют пирамиды критика.

    Учащиеся предоставляют пирамиду критика,  осуществляют защиту своей исследовательской работы. (приложение 4)

    Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.

    Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе:

    -коллективного обсуждения;

    -самоанализа.

    Познавательные:

    Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  Умение  работать с нетбуком.

    Коммуникативные:

     Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

    Регулятивные:

     Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.

    Личностные :

    Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

    Познавательные:

    Развитие навыка  чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.

    Коммуникативные:

    Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    .Регулятивные:

     Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

    Познавательные:

    развитие операций мышления .

    Регулятивные:

    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

    Коммуникативные:

    Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    Познавательные:

    Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета.

    Коммуникативные:

    Умение взаимодействовать в  парах сменного состава на основе сочетательного диалога. Регулятивные:

    Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Осуществлять взаимоконтроль.

    Личностные :

    Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности), развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

    Познавательные: 

    Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать),  моделировать.

    Коммуникативные:

    Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    Регулятивные:

    Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

    4.

    Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане

    беседа

    синквейн

    Лист самооценки

    ( приложение 5)

    Круг «Дружбы»

    Спрогнозированный результат:

    моделированные  пирамиды критика, освоение темы: «Я и мои друзья»

    Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

    Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?

    - Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    - Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?

    Учитель предлагает заполнить лист самооценки.

    Предлагает учащимся встать в круг «Дружбы»

    -Встаньте, пожалуйста, в круг»дружбы», передавая  друг другу игрушку – солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.

    -Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

    Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.

    Учащиеся составляют синквейн:

    1.Дружба.

    2.Верная, крепкая.

    3.Доверять, помогать, не  предавать.

    4.Не оставлять друга в беде.

    5.Верность..

    Учащиеся заполняют лист самооценки.

    Дети  встают в круг и передают друг другу игрушку - сердечко, при этом они  “дарят” улыбку и доброе слово своему соседу.

    Личностные:

    формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности,  готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .

    познавательные:

    Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    Коммуникативные:

    Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.

    Познавательные:

    - Сочинять небольшие тексты на заданную тему.

    Коммуникативные:

    Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

    Учитывать другие мнения

    Регулятивные:

    Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Личностные:

    Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

    Личностные:

    формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

    Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

    Конспект урока : Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Обобщающий урок по разделу  «Я и мои друзья»              Цели урока:  Обобщи...

    Технологическая карта урока «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА По предмету "Литературное чтение"На тему «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».Разработчик:Учитель начальных классовКольцова Ли...

    Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

    Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

    Технологическая карта урока «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

    Класс:4       УМК «Школа России»Предмет: «Литературное чтение»Тема: «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»Тип урока: Урок р...

    Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

    Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...