Главные вкладки

    Технологическая карта урока «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Кольцова Лилия Валерьевна
    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
     
    По предмету "Литературное чтение"
    На тему «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».


    Разработчик:

    Учитель начальных классов
    Кольцова Лилия Валерьевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx33.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. учителя: Кольцова Лилия Валерьевна

    Учебный предмет: литературное чтение.

    Класс: 2 класс

    Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник,
    2011)

    Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

    Тип урока: урок - обобщение.

    Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных)

    учащихся 2  класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».

    Учебные задачи :

    1 .Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

    1.  формирование позитивной самооценки, самоуважения;
    2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчиости.

    2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

    1. 1 формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    2. формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
    3. развитие        способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

    3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    1. ^формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
    2. Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
    3. формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
    4. Развитие творческих способностей.



    Средства (оборудование):

    1. учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);
    2. .карточки с текстами;
    3. проектор-компьютер,
    4. листы А-3, фломастеры.

           5. Инструкционные карты, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.


    Использованные современные образовательные технологии

    • Технология проблемного обучения
    • Технология развития информационно - интеллектуальной компетентности
    • Игровые технологии
    • Здоровьесберегающие технологии
    • Система согласованного обучения
    • Обучение в сотрудничестве

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результаты: формируемые

    УУД

    1.

    Эмоциональное начало урока.

    (ИКТ - приложение 1)

    Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

    Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия :

    Личностные:

    формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

    Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

    Слайд 1

      -Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

      -Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

      -Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

      -Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

      -Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

    Настраиваются на работу.

    2.

    Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися

    а)прослушивание песни о дружбе «Мир похож на цветной луг


    б) диалог, основанный

     на предположениях детей.

    Учитель предлагает прослушать куплет песни







    Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

    -Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

    - Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке?

      -Что мы знаем о дружбе и друзьях?

    Учащиеся прослушивают первый куплет песни







    Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе
    прослушивания музыкального

    Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

    в) игра «Найди друга» (установи соответствие)

    .

    Учитель в качестве проводит игру в парах сменного состава «Найди друга»

     
    -Возьмите на столе карточку и найдите друга - установите соответствие.

    -Какие карточки остались? Почему?

    В. Осеева «Хорошее»

    Ю. Ермолаев        «Я и Вовка»

    В. Лунин        «Почему»

    Н.        Булгаков»        «За игрой»

    В. Берестов «Анна, не грусти!»

    «Два пирожных» «Волшебное слово»

    К.И.Чуковский «Мой секрет»

    А.Л.Барто «Затейники»

    Какая же тема нашего урока?

    Слайд 2

    Какие учебные задачи предстоит решить?

    Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».




    Учащиеся 
    взаимодействуют в парах сменного состава - устанавливают соответствие автора и название произведения




    Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.

    Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, умения взаимодействовать в статичных парах.

    Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

    3.

    Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение раздела по теме « Я и мои друзья»
    а)работа в парах

    Учитель предлагает учащимся упражнение «Да, нет»

      -Отметьте верные утверждения.

    1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой.
    2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.
    3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо».
    4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду.
    5. «Я и Вовка» - рассказ В Лунина о лучших друзьях.
    6.  Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности.


    -Проверьте по образцу. (Слайд 3)





    Учащиеся 
    взаимодействуют в парах, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

    Познавательные:

    Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Умение работать с нетбуком.

    Коммуникативные:

    Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
    Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона

    б) «Узнай

    произведение» -
    работа с иллюстрациями (ИКТ)подбор пословиц к текстам.































    в) Игра

    «Дешифровщик»

    г) Игра «Суета».

    д) Работа в статичных группах.

    -Постановка проблемы

    -Планирование

    деятельности.

    Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

    Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

      -Посмотрите на экран.

    Слайд 4

    -К какому произведению иллюстрация?

    -Прочитайте наизусть

     -А почему дружба не кончается?

    -Что помогло героям быть вместе?

    -Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого стихотворения и докажите.

    Слайд 5

      -Надо уметь мириться, прощать и не

    обижаться, а то получится как у героя        (

    иллюстрация к стихотворению)

      -Причитайте наизусть.

      -Найдите пословицу к этому стихотворению.

    Слайд 6

      -Какое ещё произведение помогает найти способ избавления от обиды?

    Прочитаем стих В. Берестова:

    « Гляжу с высоты на обиду,

    Теряю обиду из виду»

    Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.

    Слайд 7

    Герой какого произведения старался не помнить обиды?

    Стр. 74, прочитаем стихотворение.

    Какая пословица выражает главную мысль?

    Слайд 8

    Героиня какого произведения поступает иначе?

    Слайд 9

    «Делу время, а потехе - час» - к какому рассказу подойдёт?

    Слайд 10.

    Учитель предлагает спомощью игры узнать автора произведений, с которыми предстоит работать.

     -Расшифруйте запись.

    Учитель предлагает взять на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из рассказов и отдельно названия рассказов. Даёт сигнал начала игры.

      -Продолжим работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды.

    -Сегодня у нас будут работать 3 группы:

    1 группа - рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

    2 группа - рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»

    3 группа - рассказ В.А.Осеевой «Почему»

     -Каждая группа смоделирует свою пирамиду критики, используя текст произведения.

    -Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

    -Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

    (приложение 2)

    -Для выполнения исследовательской работы пользуйтесь инструкционной картой. ( приложение 3)

    Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха

    Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

    Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют автора и название произведения, участвуют в беседе, воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения, подбирают подходящую пословицу.

       -Берестов «За игрой»

    Читают наизусть.

       -Детей связывает игра.

       -Дружба

    «Дружбу помни, а зло забывай»

    Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду...».

    Читают наизусть.

    -«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»

    -стих В. Берестова:

    « Гляжу с высоты на обиду,        

    Теряю обиду из виду»

    Читают наизусть

    Учащиеся высказывают свои предположения

    В.Лунин «Я и Вовка»

    Читают стих.

     -«Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».

      -Н.Булгаков «Анна, не грусти!» «Дружба заботой да подмогой крепка»

    Ю.Ермолаев «Два пирожных»,

    Взаимодействуя в парах, учащиеся на карточке определяют автора.

    3.1.13.6.15.20.10.15.1

    1.13.6.12.19.1.15.5.20.16.3.15.1

    •  Валентина Александровна Осеева

    Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части. Дети передвигаются по классу, заглядывают в другие карточки. Объединяются в группы.

    Учащиеся вспоминают правила работы в группе Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.

    Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

    Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем- экспертом. осуществляютисследовательскую работу: анализируя тексты, моделируют пирамиды критика.

    Учащиеся предоставляют пирамиду критика, осуществляют защиту своей исследовательской работы, (приложение 4)

    Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата. Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе: -коллективного обсуждения; -самоанализа.

    Личностные :

    Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

    Познавательные:

    Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией, воспроизводить по памяти информацию.Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    .Регулятивные:

    Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.        

    Принимать, дополнять,

    уточнять высказанные мнения

    Познавательные:

    развитие операций мышления .

    Регулятивные:

    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

    К оммуникативн ые: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением

    последовательности развития сюжета.

    Коммуникативн ые:

    Умение взаимодействовать в парах сменного состава на основе сочетательного диалога.Регулятивные:

    Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Осуществлять взаимоконтроль.

    Личностные :

    Знание основных моральных норм        (справедливого

    распределения, взаимопомощи, правдивости,честности,

    ответственности), развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной        осознанной

    самооценки и самопринятияПознавательные:

    Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.Коммуникативные:

    Развитие умений работать в        

    статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    Регулятивные:

    Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

    4.

    Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане

    беседа

    Синквейн

    Лист самооценки

    Круг «Дружбы»

    Спрогнозированный результат: моделированные пирамиды критика, освоение темы: «Я имои друзья»        

    Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

    - Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?

    -Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    -Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?

    Учитель предлагает заполнить лист самооценки.

    Предлагает учащимся встать в круг «Дружбы»

    -Встаньте, пожалуйста, в круг «дружбы», передавая друг другу игрушку - солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.

    -Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

    Учащиеся заполняют лист самооценки.

    Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.

    Учащиеся составляют синквейн: 1 .Дружба.

    2.Верная,        крепкая.

    3.Доверять,        помогать, не предавать.

    4.Не        оставлять друга в беде.

    5.Верность..

    Дети встают в круг и передают друг другу игрушку - сердечко, при этом они “дарят” улыбку и доброе слово своему соседу.

    Личностные:

    формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .познавательные:

    Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    Познавательные:

    - Сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные: Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

    Учитывать другие мнения Регулятивные:

    Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Личностные:

    Формирование         адекватной

    позитивной        осознанной

    самооценки и самопринятия.

    Личностные:

    формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

    Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

    2класс. Технологическая карта урока. Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"

    Урок литературного чтения во 2 классе по  УМК "Школа Россои" . Произведения Осеевой, Лунина, Берестова, Барто и др. Работо в парах, группах, интерактивная игра, построение пирамиды критика....

    Конспект урока : Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Обобщающий урок по разделу  «Я и мои друзья»              Цели урока:  Обобщи...

    Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

    Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

    Технологическая карта урока «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

    Класс:4       УМК «Школа России»Предмет: «Литературное чтение»Тема: «Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»Тип урока: Урок р...

    Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

    Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...