КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь
план-конспект урока по чтению (2 класс)

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь

 

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

 

Планируемые результаты

        Предметные:

  • Знать содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»;
  • Знать такие качества, как вежливость, воспитанность;
  • Уметь определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения;
  • Уметь анализировать рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился».

 

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам;
  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности.

 

Тип урока: урок «открытия нового знания»

 

Программа: УМК «Школа XXI века»;

 

Оборудование: учебник литературного чтения, раздаточный материал (конверты с заданием для групп, карточки для работы в парах), презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.11.2022

Школа: Гимназия 39

Класс: 2 б

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроение.

Планируемые результаты

        Предметные:

  • Знать содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»;
  • Знать такие качества, как вежливость, воспитанность;
  • Уметь определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения;
  • Уметь анализировать рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился».

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам;
  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Программа: УМК «Школа XXI века»;

Оборудование: учебник литературного чтения, раздаточный материал (конверты с заданием для групп, карточки для работы в парах), презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Сообщают о готовности к уроку.

  - К нам пришли сегодня гости. Мы им очень рады. Повернитесь пожалуйста к ним и улыбнитесь – поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

Чтение скороговорки

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

5 мин.

Перед тем как начать урок давайте проведём речевую разминку.

Посмотрите, пожалуйста, на доску и внимательно послушайте меня.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

А у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

Давайте прочитаем все вместе медленно.

Теперь попробуем чуть быстрее.

А теперь потренируйтесь самостоятельно.

Выборочное чтение.

С кем была связанна наша скороговорка?

Верно. Какой раздел мы прошли?

Какие произведения вам запомнились и почему?

Как называлось последнее изученное произведение?

Давайте проверим домашнее задание.

Давайте проверим домашнее задание.

Молодцы!

Чтение скороговорки.

С собакой, другом человека, домашним животным.

О тех, кого человек приручил.

Ответы детей

«Дружок»

Пересказ трех частей произведения.

В самом начале, потому что мы еще ничего по данной теме не изучили.

П: выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

подводящий диалог

Наглядный

метод:

видео

 Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

5 мин.

Мы начинаем новый раздел. Откройте страницу 97. Как он называется?

Как вы думаете, чему будут посвящены произведения в этом разделе?

А теперь посмотрите, пожалуйста на пословицу.

Это и будет темой нашего урока. Мы вернемся к ней позже и вместе подумаем, о чем она. Уверенна за время урока вы догадаетесь.

С каким произведением мы с вами познакомимся надо разгадать.

Работа в парах.

У вас на столах лежат карточки с зашифрованным названием произведения. Возьмите, пожалуйста карандаш и зачеркните каждую третью букву.

Какое слово у вас получилось?

Это и есть название нашего произведения. Написал его Юрий Иванович Ермолаев.

Давайте подумаем какие цели мы поставим с вами на урок.

  • Мы познакомимся …
  • Мы узнаем …
  • Мы познакомимся…

Отлично. А теперь посмотрите на нашу стрелку знаний. Где мы находимся сейчас и почему?

Верно, давайте отменим наше расположение смайликом и вернемся к нему в конце урока.

О смешном и серьезном

Что посеешь, то и пожнёшь.

Разным интересным и смешным случаям, которые происходят с детьми

Выполнение задания

Пряогеовцорбилъсях

Проговорился

  • Мы познакомимся с новым произведением
  • Мы познакомимся с биографией автора
  • Мы узнаем, чему автор хотел нас научить с помощью произведения

Мы находимся в самом начале, потому что мы еще ничего не изучили

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IV. Открытие нового знания

Практический

метод: чтение произведения

Динамическая пауза

10

мин.

2 мин.

 А теперь откройте страницу 101 и посмотрите на иллюстрацию. Рассмотрите её.

Название произведения «Проговорился». О чем пойдёт речь в рассказе?

Когда так говорят: «Проговорился»?

Давайте теперь послушаем произведение и проверим насколько вы были правы в своих предположениях.

1. Первичное чтение произведения

Читают подготовленные дети.

Кто оказался прав в своих предположениях о событиях данного произведения?

Кому понравилось произведение?

У кого оно вызвало улыбку?

О чем проговорился попугай?

Как вы думаете, почему случилась такая неприятность?

Почему Ира не смогла показать ребятам какая она замечательная дрессировщица?

Почему нельзя назвать Иру доброй девочкой?

-А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста около своих мест.

Игра «Море волнуется раз, два, три»

О девочке и попугае

О том, что кто-то выдаст чью то тайну или расскажет о чем-нибудь.

О том, как разговаривает Ира со старшими

Потому что попугай повторял за Ирой не те слова, которым она его учила

Потому что попугай запомнил только грубые слова

Ира грубо разговаривала с бабушкой и неуважительно к ней относилась

Замирают в позе попугая, злой девочки, грустной бабушки

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

Р: эмоциональный настрой

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный:

слово об авторе

Наглядный

метод:

презентация

10

мин.

А как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы написать такое веселое и поучительное произведение?

Давайте сейчас и познакомимся с биографией автора.

Как его зовут?

–Юрий Иванович Ермолаев - детский писатель и актер. Он родился в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

Посмотрите на слайд. Какие названия книг вы видите?

Что их объединяет?

2. Повторное чтение произведения

Давайте прочитаем произведение все вместе.

В тексте нам встретятся незнакомые слова, поэтому мы будем останавливаться и рассуждать об их значении. Будьте внимательны.

Работа над содержанием текста.

Работа в группах.

Повторение правил работы в группах.

Сейчас я раздам каждой группе задание. Вам нужно будет подготовить ответ на поставленный там вопрос. Отвечать будет один человек из группы. Кто это будет вы выбираете сами.

  1. Группа. Подготовьте обложку данного произведения.
  2. Группа. Ответьте на вопросы. Чему учила Ирочка попугая? (прочитать из учебника). С каким настроением Ирочка шла в школу?
  3. Группа. Как ребята догадались о непослушании Иры? Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная.
  4. Группа. Откройте иллюстрацию на с. 101. Найдите в рассказе этот момент и прочитайте его.
  5. Группа. Измените рассказ и придумайте свой положительный конец.
  6. Группа. Выберите из трех предложенных вариантов верный.

Как здорово у вас получилось!

Умным, добрым, с чувством юмора, талантливым и любящим детей

Повторяют хором

Внимательно слушают.

Все их написал Юрий Иванович Ермолаев.

Они о детях, о животных, с юмором, для детей, поучительные

Выборочно читают рассказ.

Дрессировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

Восторженные – радостные.

Работа с текстом.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Варианты главной мысли произведения.

1.Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Включение в систему знаний

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

4

мин.

- Что хотел показать писатель в этом рассказе?

Какие мысли он в вас пробудил?

-Какой совет автора можно прочитать между строк?

- Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем?

Давайте вернемся к теме нашего урока. Как вы понимаете данную пословицу?

Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».

Быть вежливым всегда и со всеми

Ответы детей

Как сам поступишь, как поведешь себя, таковы будут и последствия, результаты. За свои поступки рано или поздно приходится расплачиваться.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VII. Рефлексия деятельности

Словесный:

учебный диалог

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

3 мин.

Давайте подведем итоги урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

Как зовут автора данного произведения?

- Чему учит рассказ?

- Что вам понравилось в рассказе?

- Что в рассказе вам НЕ понравилось?

Какие цели мы ставили? Добились ли мы их?

-Давайте посмотрим где мы находимся на стрелке знаний. (Смайлик стоит на середине.)

-Как вы думаете почему мы остановились на середине?

-Верно. Мы продолжим с вами на следующий урок. Молодцы, вы очень хорошо справились с заданиями.

Запишите домашнее задание: выразительное чтение с.178-181. Подготовиться читать по ролям.

Проговорился.

Юрий Иванович Ермолаев

Вежливости, доброте, учтивости.

Ответы детей

поведение Ирочки

Мы не все изучили по данной теме.

Записывают домашнее задание

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: К. И.Чуковский « Федорино горе» 2 класс

Тема урока: «Знакомство с произведением К.И.Чуковского  «Федорино горе»».Цель: знакомство с произведением К. Чуковского «Федорино горе».Задачи: владеть знаниям...

Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"...