Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!""
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Хисматуллина Ольга Маратовна
Цели деятельности учителя: 
создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; 
развитие навыков правильного, выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать биографию автора А.В. Жигулин, содержание стихотворений о Родине;
уметь прогнозировать содержание произведения. 
Личностные:
способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
проводить самооценку своих действий;
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

литературного чтения

Выполнила студентка 45 гр.

Ф.И.    Хисматуллина Ольга

                                                                                                                                                                   Проверил: Юсупова Г.Л.

Отметка: _______________

                                                                                                                                                       Дата: 20.04.2020  

Челябинск, 2020

Дата: 20.04.2020 г.                                                                                                                  ФИО учителя: Юсупова Г.Л.

Школа: МКОУ «Саринская СОШ»                                                                                          ФИ студента: Хисматуллина О. М., 45 гр.                                                            

Класс: 4                                                                                                                                                ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

Кабинет:                                                                   

Время занятия:

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: «А.В.Жигулин «О, Родина!»»

Цели деятельности учителя:

  • создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;
  • развитие навыков правильного, выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографию автора А.В. Жигулин, содержание стихотворений о Родине;
  • уметь прогнозировать содержание произведения.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин.

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

- Молодцы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

3 мин.

Фронтальная форма работы

-Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам составить пословицы из данных частей предложения.

-что соловей без песни.
Человек без Родины,
во сне снится.
На чужбине родная землица
умей за неё постоять.

-Чему посвящены эти пословицы?

-Хорошо, мы продолжаем тему Родины. 

 

-Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится.

-Родине

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

5 мин.

- Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

- Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово "род" означает древнейшего бога славян Рода.

Главный город племени россов назывался Родень (родня). Он был посвящен Богу.

- Родина - Отечество, родная страна; место, где человек родился. (Словарь Ожегова)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Отлично. Какие цели мы поставим на урок?

- Молодцы.

Слушают учителя

- Тема нашего урока А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»

- Узнай биографию автора, прочитать стихотворение «О, Родина» и проанализировать его.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент.

8 мин.

 Слово об авторе

-Но прежде, чем познакомиться с произведением, я хочу вам немного рассказать об авторе.

88 лет назад в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.»

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина.

-Когда поэт начал писать свои первые стихотворения?

-Как вы думаете, почему он начал писать о Родине?

Итак, А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…»

Фронтальная и индивидуальная форма работы 

-Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина.

-Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете, после чего ответите на вопросы. (чтение стихотворения учителем)

-Так что значит для А.В. Жигулина Родина?

-Хорошо, ребята, мы еще обязательно вернемся к этому вопросу.

- Прочитайте первую строфу

- К кому обращается автор? Как?

- Какой настрой дает это обращение всему стихотворению?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе.

Что-то высокое, торжественное или обычное?

- Что такое пролески, перелески?

- Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте. То есть картина неяркая, самая обычная

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором?

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»?

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»?

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? Как будем читать?

- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

- Назовите, что он любит?

- О какой белоствольной роще идёт речь?

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом?

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь?

- Что ещё волнует автора?

- Почему ржавый крест?

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении?

- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору. Как будем читать?

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?

- Жнивьё – это поле, где сжата рожь

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут?

- Что видит в своей родине поэт?

-Почему?

Как будем читать?

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

Чем является Родина для автора этого стихотворения?

(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)

-еще в школе

-он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла

-Высказывания детей

-к Родине

-торжественное

-пролески, перелески

-пролески- длинные промежутки между лесами

перелески-небольшой участок леса

-взглядом

-волнующий

-любить очень сильно

-о любви к Родине, самой обычной, неяркой

-в ней говорится о том, что  любит автор

-Шорох рощи белоствольной

-березовой

-погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу

-о тумане

-ржавый крест над колокольней

-церковь старая, заброшенная

-о могиле солдата

 

-жнивьё

-потому что он на родине

-утешение и исцеление

 

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

Наглядный: учебник, учебная презентация.

5 мин.

- А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему?

-Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро?

-Почему?

- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Можно работать в паре, обращаясь друг к другу текстом стихотворения.

-..., слушаем тебя. (оцениваем)

-В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё”
Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека

-медленно

-потому что мы должны увидеть картину

Анализ:

1.соблюдение пауз

2.темп

3.чувства

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа.

Наглядный: учебная презентация.

Практический: работа в тетради. 

7 мин.

 - Выполним задание на карточках самостоятельно.

1)Назовите автора стихотворения «О,Родина! В неярком блеске...»

2)Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В.Жигулина.

а) Своя земля и в горсти мила.

б) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

в) Всякому мила своя сторона.

г) И пылинка родной земли - золото

3) Запиши значение слов:

Проселки-

Перелески-

Жнивье-

4) Допиши пословицы о Родине.

Человек без Родины,...

Родина-мать, умей.....

-Хорошо, ребята, закончили.

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте, посмотрите все ли правильно у вашего товарища.

-Если ответ правильный, вы рядом ставите плюс, если ответ неверный-минус.

-Если вы не поставили ни одного минуса своему товарищу, то оставьте оценку «5»

-Если есть 1 минус, то это «4»

-Если 2 минуса, то это «3»

-Итак, верните тесты соседу по парте. Посмотрите. Поднимите руку, кому поставили «5»(«4», «3», «2»)?

Ответы на тест:

1-А.В. Жигулин

2-б

3-пролески- длинные промежутки между лесами

перелески-небольшой участок леса

жнивьё – это поле, где сжата рожь

4- ...что соловей без песни

…за нее постоять

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

8 мин.

- Хотели бы вы проявить свое творчество сейчас и сочинить синквейн на тему "Родина"?

( 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово,

2 строка - два прилагательных,

3 строка - три глагола,

4 строка - фраза на тему из четырех - пяти слов

5 строка - вывод, одно слово, существительное.)

Составляют синквейн и зачитывают

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 мин.

- С каким произведением мы познакомились сегодня?

-О чём это стихотворение?

-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

-Что вам понравилось в своей работе на уроке?

-Что запомнилось?

-Вы огромные молодцы! Урок окончен!

-Выберите одну фразу  и оцените себя:

  • Я хорошо работал, все выполнил;
  • Я хорошо работал, но остались вопросы;
  • Мне нужно повторить материал.

- Молодцы! Спасибо за урок!

Спасибо вам за урок. До свидания!

А.В.Жигулин «О, Родина!»

О Родине

Ответы детей

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Пришвин "Моя Родина".

Урок по программе Климановой расчитан на детей с ОВЗ 7 вида....

Конспект урока по литературному чтению. Н.м. Рубцов " Тихая моя Родина"

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по стихотворению Николая Михайловича Рубцова " Тихая моя Родина" На уроке конкретно рассмотрели понятие "РОДИНА", " МАЛАЯ РОДИНА"....

Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"

                           Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине.  Никола...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Д. Дрожжин "Родине""

Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора С.Д...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "А.В.Жигулин "О, Родина!"", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результатыПредметные:знать биографию автора С....