Конспект урока по теме " М.М.Зощенко Золотые слова. Смысл названия. Особенности юмористического произведения"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Галдина Екатерина Ивановна

Цели деятельности учителя:  знакомство с биографией М.М.Зощенко»;формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информацию в тексте.

 

Планируемые  результаты

Предметные:

  • уметь определять главную мысль произведения;
  • знать биографию автора

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Дата:14.04

Школа: №8(г.Комсомольск-на-Амуре)

Класс: 3а        

 

                      ФИО учителя: Ларина М.Г.

                      ФИ студента: Галдина Екатерина

                      ФИО методиста:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия. Особенности юмористического произведения.

Цели деятельности учителя:  знакомство с биографией М.М.Зощенко»;формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информацию в тексте.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • уметь определять главную мысль произведения;
  • знать биографию автора

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося; 
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс (2 часть, «Школа России»), презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

УУД


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

- Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. - Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

- Садитесь.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

3 мин

 - Прежде чем узнать тему нашего урока мы познакомимся с небольшим рассказом Валентина Александровны Осеевой, который называется «Навестила» После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» Ответ свой обоснуйте.

-Я читаю, вы внимательно слушаете

- Муся – воспитанный человек?

-А как вы думаете, какого человека можно назвать воспитанным?

- Верно, молодцы ребята.

Слушают учителя

Выполнять задание

-У каждого на парте лежит текст. Дети внимательно слушают учителя, глядя в текст.

-Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся – невоспитанный человек.

-Человека с хорошими манерами, который не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка учебной задачи

Наглядный: демонстрация

Словесный:

учебный диалог

3мин

-Ребята, откройте учебник на стр. 144 и прочитайте тему нашего урока.

-Как вы думаете, как может быть связанна наша тема с данным рассказом?

-Какие цели мы перед собой поставим?

- Тема нашего урока рассказ «Золотые слова» М.М.Зощенко

Предположение ребят

-познакомится с биографией с М.М.Зощенко

-познакомится с рассказом М.М.Зощенко «Золотые слова»

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: целеполагание

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя

Словесный:

учебный диалог

Словесный: слово учителя

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений

7ми мин

1 мин

-  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. На слайде вы видите М.М. Зощенко. Давай познакомимся с биографией поближе. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»?

-Ребята, а вы употребляете в своей речи «волшебные слова»? Какие?

-Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова, которые встреться Вам в тексте и что они обозначают.

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Развязно –излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

- Сейчас мы  с вами немного отдохнём. Встаём все.

На болоте две подружки, (основная стойка)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания)

Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину))

Ножками топали, (ходьба на месте)

Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши)

Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево)

И обратно возвращались.

И тихонечко сели на свои места.

Слушают учителя

-Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

-Волшебные, дорогие, ценные, нужные.

-Спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д.

Слушать учителя

П: выдвижение гипотез и их обоснование

Р: целеполагание

Р: планирование

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

9мин

-Ребята, данный рассказ мы разобьём на несколько частей, на которых предлагается ответить на вопросы. Поэтому нужно слушать очень внимательно.

1 часть рассказа, я прочитаю вам сама, а вторую мы продолжим читать по цепочке (заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Вопросы:

-От чего имени ведётся рассказ?

-Почему дети любили ужинать со взрослыми?

-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

-Как наказал отец Миньку и Лёлю?

-Расскажите, как, нужно себя вести за столом во время еды.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Слушать учителя

 -Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

Подтверждать ответами из текста.

Предполагать, орнаментируя свои ответы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

 9мин

-2-ю часть рассказа мы будем читать по цепочке.

(2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Слушать учителя

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

Включение в систему знаний, повторение

Наглядный: демонстрация

 

Словесный: учебный диалог

3 мин

 -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

-Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

- А как закончится рассказ вы узнаете на следующем уроке.

Находить ответы в тексте рассказа.

Высказывают свои предположения.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог 

Практический: выполнение задания

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

3 мин

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.  Составить список "золотых" слов.

- Кому не понятно задание?

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

- Над какой темой мы работали?

- А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- О чем это произведение?

- Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Записывают домашнее задание

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «М.М.Зощенко «Золотые слова».

Конспект урока по литературному чтениюТема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»»  Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; форми...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.Пла...

Конспект урока литературного чтения на тему: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Конспект урока по литературному чтению «М. Зощенко «Золотые слова» 1/2, 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: развитие умения работать со словарем, формирование умений правильного, сознательного и беглого чтения целыми словами; формирование умения выделять необходимую информацию (оп...

Конспект урока по литературному чтению «М. Зощенко «Золотые слова», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: развитие умения работать со словарем, формирование умений правильного, сознательного и беглого чтения целыми словами; формирование умения выделять необходимую информацию (оп...