План-конспект урока по литературному чтению. Тема: "М.М. Зощенко. "Золотые слова" Мудрость произведения"3 кл
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Агеева Людмила Алексеевна

Технология критического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoshchenko_urok.docx253.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова». Мудрость произведения.

Цель: формирование умения видеть в юмористическом произведении серьёзное и делать выводы

Задачи:

Образовательная: сформировать представление об идейно-нравственном содержании рассказа при помощи установления причинно-следственных связей, дать оценочную характеристику персонажей произведения, создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы; способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.

Тип урока: урок осмысления произведения

Форма урока: урок критического мышления

Оборудование: мультимедийная презентации, задания для групп, иллюстративный материал                            

Планируемые результаты

Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.

Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения. 

Метапредметные:

-Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.

-Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.

-Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.

 

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

-технология критического мышления (Приём «Где логика», «Фишбоун», «Тонкие и толстые вопросы», «Ассоциации»)

- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

Методы обучения:

- проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

- беседа, диалоговое взаимодействие;

- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, групповая  (класс разделён на 3  группы)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Добрый день, дорогие ребята,

Присаживайтесь, девочки, присаживайтесь, мальчики, начинаем урок.

Стадия вызова

-Ребята. обратите внимание на слайд «Где логика» Угадайте, какое слово или словосочетание спряталось за этими иллюстрациями.

-А почему эти слова волшебные?

- А какие ещё вы знаете волшебные слова?

-Правильно. По-другому эти слова называют вежливыми.

- Как называют людей, которые умело пользуются вежливыми словами, уважают мнение других людей, знает правила этикета, проявляют воспитанность?

-Правильно, воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только легка, но и приятна.

- А теперь послушайте аудиозапись и подумайте, кому принадлежат эти слова.

-Кому же принадлежат эти слова?

-Как автор их называет? Как вы понимаете выражение «золотые слова»?

-Да, ребята, это те слова, которыми автор руководствовался всю свою жизнь.

-Какова главная мысль произведения?

-Это главная мудрость произведения. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Обратите внимание на «золотые слова» М. М. Зощенко. Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня на уроке ответить.  

«Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать — исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом... Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки….

И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе.

И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым…»

-Итак, ребята, цель нашего урока – ответить на все поставленные вопросы, установить причинно-следственные связи, увидеть в юмористическом произведении серьёзное и сделать выводы

Физминутка

-Волшебные слова

-Потому что происходит чудо

-Спасибо, пожалуйста, добрый вечер, до свидания…

-Воспитанные люди

Слушают фрагмент аудиозаписи

-Эти слова принадлежат отцу Миньки и Лёли в произведении М. Зощенко

-Очень важные и полезные слова.

-Действовать нужно согласно сложившейся ситуации, иметь собственное мнение

-Мудрость произведения М. Зощенко «Золотые слова»

-Почему папа назвал детей глупыми?

-Почему в жизни нужно придерживаться правил?

-Как правильно поступить если изменилась обстановка?

-В каких случаях жизни нужно придерживаться правил?

-Как стать счастливым человеком?

Основная стадия

Для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы, мы разделимся на группы:

Аналитики. Участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе,  получают белую шляпу

Логики  получают жёлтую  шляпу, обрисовывают только положительные моменты.

Творческие люди получают зелёную  шляпу

-Ребята выберите руководителя группы. Напоминаю правила работы в группе.

На выполнение самостоятельной работы – 10 минут

Задание 1. Группа «Аналитики» Прочитайте фрагмент текста.

1.Предложите своей группе проблемный вопрос: почему…..(используйте подсказку – подчёркнутое слово)

2. Найдите три факта папа сказал, мама сказала, бабушка сказала, вырежьте их и приклейте  на «косточки» сверху.

3.  Снизу напишите, что могло произойти.

4. В хвосте «рыбы» напишите ответ на вопрос

 …Папа сказал:

-Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать — исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом. Если б ничего не случилось — у вас была священная обязанность молчать. Масло попало в чай или бабушка забыла закрыть кран у самовара — вам надо крикнуть. И вместо наказания вы получили бы благодарность. Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд.

Мама сказала:

— Или, например, я не велю вам выходить из квартиры. Вдруг пожар. Что же вы так и будете торчать в квартире, пока не сгорите? Наоборот, вам надо выскочить из квартиры и поднять переполох.

Бабушка сказала:

— Или, например, я всем налила по второму стакану чаю. А Леле я не налила. Значит, я поступила правильно?

Тут все, кроме Лели, засмеялись. А папа сказал:

— Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости. Ну, а за глупость наказывать не полагается. Попросим вас, бабушка, налить Леле чаю.

Все гости засмеялись. А мы с Лелей зааплодировали.

Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова.

2.Задание для группы «Логики»

Вашему вниманию предоставляются несколько картинок и текст к ним. Расскажите о событиях по иллюстрациям

3. Задание для группы «Творческие люди»

Рассмотрите иллюстрации, какие герои рассказа на них похожи и почему? Напишите под иллюстрацией героя произведения. Соедините линией с фрагментом текста

https://pro100ogorod.ru/wp-content/uploads/2019/12/ospa1.jpg

Леля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца. И я тоже иной раз вставлял свои замечания.

https://otkritkis.com/wp-content/uploads/2021/11/img_56f68a988a5bf.jpg

Папин начальник начал рассказывать какую-то невероятную историю о том, как он спас пожарного. Этот пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня.

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1620824024_8-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-s-umnoi-sovoi-12.png

Съев сладкое и выпив чай, мы с Лелей решили пройтись по второму кругу — мы решили повторить еду с самого начала, тем более что наша мать, увидав, что на столе почти что чисто, принесла новую еду.

https://printonic.ru/uploads/images/2016/03/14/img_56e65e14675d2.jpg

Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости. Ну, а за глупость наказывать не полагается.

https://pofoto.club/uploads/posts/2021-12/1640015056_26-pofoto-club-p-straus-spryatal-golovu-v-pesok-foto-75.jpg

Я обмер от страха.

Я вытаращенными глазами смотрел на масло, которое плюхнулось в горячий чай.

Потом я оглянулся по сторонам. Но никто из гостей не заметил происшествия.

 

-Подготовьте пересказ от имени папиного начальника. (Арсений Б)

- София, ты Леля. Чего ты никогда больше не будешь делать? Матвей – ты папа. Какие выводы ты сделал? И т.д.

-Время на работу в группах истекло. Слово предоставляется группе «Аналитики» Вам было дано задание составить фишбоун по фрагменту произведения.

-Группа «Логики» установите причинно-следственные связи, ответьте  на вопрос почему?

-Группа творческие люди, слово предоставляется вам. Выберите иллюстрацию, которая по ассоциации подходит тому или иному герою, докажите это текстом.

Дети выбирают руководителя группы, вспоминают правила работы в группе.

Заполняют

«Фишбоун»

1.Записывают  в «голове» проблемный вопрос

2. Находят  в тексте факты, вырезают, приклеивают

3. Записывают,  что нужно делать в той или иной ситуации

4. Записывают ответ в «хвосте»

3.Рефлексия

Обратите внимание на слайд, учись читать между строк. Как вы думаете, что это значит?

-Как вы  думаете, о чем это произведение? Если мы говорим об отце, то о чём это произведение - о мудрости и защите. Если мы говорим о директоре – то видим, как выглядит хвастовство. Если мы говорим о маме – то это забота. В какой семье живут Леля с Минькой? Мы видим ценность семейного воспитания детей, мудрость и забота, которую впитывают дети, а потом передадут в свои семьи.

-Подумайте, похожа ли ваша семья на семью Миньки и Лели.

-Нужно искать скрытые смыслы произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористическиого текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной р...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»»

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористическиого текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.Пл...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.Пла...

Конспект урока литературного чтения Тема: М.М.Зощенко "Золотые слова", 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова»; формирование умений анализировать текст, находить особенности произведения; формирование навыка осознанного ...