План-конспект урока по литературному чтению. Тема: "М.М. Зощенко. "Золотые слова" Мудрость произведения"3 кл
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова». Мудрость произведения.
Цель: формирование умения видеть в юмористическом произведении серьёзное и делать выводы
Задачи:
Образовательная: сформировать представление об идейно-нравственном содержании рассказа при помощи установления причинно-следственных связей, дать оценочную характеристику персонажей произведения, создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы; способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.
Тип урока: урок осмысления произведения
Форма урока: урок критического мышления
Оборудование: мультимедийная презентации, задания для групп, иллюстративный материал
Планируемые результаты
Личностные: осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.
Предметные: ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте; характеризовать главных и второстепенных героев произведения.
Метапредметные:
-Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
-Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
-Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.
Используемые на уроке современные педагогические технологии:
-технология критического мышления (Приём «Где логика», «Фишбоун», «Тонкие и толстые вопросы», «Ассоциации»)
- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),
Методы обучения:
- проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;
- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);
- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);
- беседа, диалоговое взаимодействие;
- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).
Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на 3 группы)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
Добрый день, дорогие ребята, Присаживайтесь, девочки, присаживайтесь, мальчики, начинаем урок. | ||||||||||||
Стадия вызова | -Ребята. обратите внимание на слайд «Где логика» Угадайте, какое слово или словосочетание спряталось за этими иллюстрациями. -А почему эти слова волшебные? - А какие ещё вы знаете волшебные слова? -Правильно. По-другому эти слова называют вежливыми. - Как называют людей, которые умело пользуются вежливыми словами, уважают мнение других людей, знает правила этикета, проявляют воспитанность? -Правильно, воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только легка, но и приятна. - А теперь послушайте аудиозапись и подумайте, кому принадлежат эти слова. -Кому же принадлежат эти слова? -Как автор их называет? Как вы понимаете выражение «золотые слова»? -Да, ребята, это те слова, которыми автор руководствовался всю свою жизнь. -Какова главная мысль произведения? -Это главная мудрость произведения. Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Обратите внимание на «золотые слова» М. М. Зощенко. Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня на уроке ответить. «Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать — исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом... Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки…. И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе. И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым…» -Итак, ребята, цель нашего урока – ответить на все поставленные вопросы, установить причинно-следственные связи, увидеть в юмористическом произведении серьёзное и сделать выводы Физминутка | -Волшебные слова -Потому что происходит чудо -Спасибо, пожалуйста, добрый вечер, до свидания… -Воспитанные люди Слушают фрагмент аудиозаписи -Эти слова принадлежат отцу Миньки и Лёли в произведении М. Зощенко -Очень важные и полезные слова. -Действовать нужно согласно сложившейся ситуации, иметь собственное мнение -Мудрость произведения М. Зощенко «Золотые слова» -Почему папа назвал детей глупыми? -Почему в жизни нужно придерживаться правил? -Как правильно поступить если изменилась обстановка? -В каких случаях жизни нужно придерживаться правил? -Как стать счастливым человеком? | ||||||||||
Основная стадия | Для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы, мы разделимся на группы: Аналитики. Участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе, получают белую шляпу Логики получают жёлтую шляпу, обрисовывают только положительные моменты. Творческие люди получают зелёную шляпу -Ребята выберите руководителя группы. Напоминаю правила работы в группе. На выполнение самостоятельной работы – 10 минут Задание 1. Группа «Аналитики» Прочитайте фрагмент текста. 1.Предложите своей группе проблемный вопрос: почему…..(используйте подсказку – подчёркнутое слово) 2. Найдите три факта папа сказал, мама сказала, бабушка сказала, вырежьте их и приклейте на «косточки» сверху. 3. Снизу напишите, что могло произойти. 4. В хвосте «рыбы» напишите ответ на вопрос …Папа сказал: -Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать — исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом. Если б ничего не случилось — у вас была священная обязанность молчать. Масло попало в чай или бабушка забыла закрыть кран у самовара — вам надо крикнуть. И вместо наказания вы получили бы благодарность. Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд. Мама сказала: — Или, например, я не велю вам выходить из квартиры. Вдруг пожар. Что же вы так и будете торчать в квартире, пока не сгорите? Наоборот, вам надо выскочить из квартиры и поднять переполох. Бабушка сказала: — Или, например, я всем налила по второму стакану чаю. А Леле я не налила. Значит, я поступила правильно? Тут все, кроме Лели, засмеялись. А папа сказал: — Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости. Ну, а за глупость наказывать не полагается. Попросим вас, бабушка, налить Леле чаю. Все гости засмеялись. А мы с Лелей зааплодировали. Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова. 2.Задание для группы «Логики» Вашему вниманию предоставляются несколько картинок и текст к ним. Расскажите о событиях по иллюстрациям 3. Задание для группы «Творческие люди» Рассмотрите иллюстрации, какие герои рассказа на них похожи и почему? Напишите под иллюстрацией героя произведения. Соедините линией с фрагментом текста
-Подготовьте пересказ от имени папиного начальника. (Арсений Б) - София, ты Леля. Чего ты никогда больше не будешь делать? Матвей – ты папа. Какие выводы ты сделал? И т.д. -Время на работу в группах истекло. Слово предоставляется группе «Аналитики» Вам было дано задание составить фишбоун по фрагменту произведения. -Группа «Логики» установите причинно-следственные связи, ответьте на вопрос почему? -Группа творческие люди, слово предоставляется вам. Выберите иллюстрацию, которая по ассоциации подходит тому или иному герою, докажите это текстом. | Дети выбирают руководителя группы, вспоминают правила работы в группе. Заполняют «Фишбоун» 1.Записывают в «голове» проблемный вопрос 2. Находят в тексте факты, вырезают, приклеивают 3. Записывают, что нужно делать в той или иной ситуации 4. Записывают ответ в «хвосте» | ||||||||||
3.Рефлексия | Обратите внимание на слайд, учись читать между строк. Как вы думаете, что это значит? -Как вы думаете, о чем это произведение? Если мы говорим об отце, то о чём это произведение - о мудрости и защите. Если мы говорим о директоре – то видим, как выглядит хвастовство. Если мы говорим о маме – то это забота. В какой семье живут Леля с Минькой? Мы видим ценность семейного воспитания детей, мудрость и забота, которую впитывают дети, а потом передадут в свои семьи. -Подумайте, похожа ли ваша семья на семью Миньки и Лели. | -Нужно искать скрытые смыслы произведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористическиого текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной р...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «М.М.Зощенко «Золотые слова»»
Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористическиого текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.Пл...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.Пла...

Конспект урока литературного чтения Тема: М.М.Зощенко "Золотые слова", 3 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.М. Зощенко "Золотые слова"
Литературное чтение 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова»; формирование умений анализировать текст, находить особенности произведения; формирование навыка осознанного ...





