Расширение круга детского чтения как способ духовно- нравственного воспитания младших школьников (из опыта работы)
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Чайка (Шешукова) Лариса Александровна

Одним из эффективных средств формирования духовно-нравственного сознания детей младшего школьного возраста могут служить образное художественное слово, примеры нравственного развития и морального выбора персонажей литературных произве­дений. Однако нужно помнить, что тот нравственный урок, который юный читатель извлекает из прочитанного, усваивается только при условии, если воспринимается им как нечто личное, самим пережитое, испытанное, а не отстранен­ное, навязанное кем-то нравоучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_sheshukova_la.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Л. А. Шешукова,

учитель начальных классов

КОГОБУ Лицея №9 г. Слободского

Расширение круга детского чтения как способ духовно-

нравственного воспитания младших школьников (из опыта работы)

Современный ребенок живет и развивается в окружении огромного количества разноплановой и зачастую негативной информации. Неокрепший интеллект, неумение отделить нужное от пустого и вредного, положительное от отрицательного затрудняют формирование сферы нравственности младшего школьника. Как подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно и объективно оценивать происходящее и выстраивать свою деятельность с учетом интересов окружающих его людей?

«…Прочная, незыблемая основа нравственных убеждений закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (В. А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа»). Таким образом одним из эффективных средств формирования духовно-нравственного сознания детей младшего школьного возраста могут служить образное художественное слово, примеры нравственного развития и морального выбора персонажей литературных произведений. Однако нужно помнить, что тот нравственный урок, который юный читатель извлекает из прочитанного, усваивается только при условии, если воспринимается им как нечто личное, самим пережитое, испытанное, а не отстраненное, навязанное кем-то нравоучение.

Огромное значение в организации процесса осмысления духовно-нравственных проблем, затронутых в литературном произведении, играют психологическая атмосфера на уроке, создание моментов сопереживания и соучастия, поскольку именно эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей.

Кроме сопереживания, основой формирования нравственных устоев является оценка. Оценивая действия литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, как можно или нельзя поступать, с нравственными ценностями общества и в итоге воспринимает общечеловеческое как индивидуальное, получает представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей, которые становятся основой его нравственных убеждений и личностных качеств.

Задача учителя – организовать глубокое, полноценное восприятие учениками явной и скрытой информации, заложенной в литературном произведении, помочь им представить образы, созданные автором, эмоционально откликнуться на чувства автора и поступки героев.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания, позволяющим реализовать указанные задачи, является «Читательский калейдоскоп», авторская разработка читательского дневника для учащихся 1, 4 классов.

«Читательский калейдоскоп» – это калейдоскоп:

1) жанров (сказка, повесть, рассказ, детская проза);

2) авторских и народных произведений;

3) произведений отечественных и зарубежных авторов;

4) произведений современных авторов и классиков детской литературы;

5) тем (о семье, о природе, о дружбе и взаимовыручке) в сочетании с историческими сведениями (о пионерской организации, о Великой Отечественной войне);

6) краеведческого материала.

Перечень произведений для чтения и анализа

1 класс

4 класс

Борис Заходер «Птичья школа», «Мохнатая азбука»;

Валентин Катаев «Дудочка и кувшинчик»;

Валентина Осеева «Почему?»;

Владимир Даль «Девочка Снегурочка»;

Леонид Пантелеев «Две лягушки», «Буква «ты»;

Борис Ганаго «Как все», «Попугайчик»;

Виталий Бианки «Лесные домишки»;

Юрий Кушак «Почтовая история», «Приглашение на уху».

Наринэ Абгарян «Счастье Муры»;

Лев Кассиль «Черемыш – брат героя»;

Константин Паустовский «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Заячьи лапы»;

русская народная сказка «Поди туда, не знаю куда, - принеси то, не знаю что»;

Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»;

Вильгельм Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»;

Альберт Лиханов «Детская библиотека».

Количество произведений по классам различно, что обусловлено их объемом. В каждом из названных произведений описаны ситуации, которые могут служить материалом для формирования духовно-нравственных качеств младших школьников.

Основополагающими при работе с  «Читательским калейдоскопом» являются два вида чтения, оцениваемые в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации, поэтому предлагаемые задания ориентированы на формирование таких групп читательских умений, как:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. (см. Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS // Электронный источник. Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/PIRLS). 

Задания по каждому произведению составлены таким образом, чтобы побудить учащихся к поиску недостающей информации в различных источниках (художественное произведение, энциклопедия, интернет-ресурсы).

Пример 1. Борис Ганаго «Попугайчик».

  • Кем для Марии Николаевны был попугай? Как ты думаешь, почему?
  • Почему мысль купить попугая для соседки – странная?
  • Что значит проснулась душа?
  • Что значит быть человеком? Приведи пример.
  • Вернись к заданию 2. Среди главных героев, которых ты записал(а), есть попугай? Почему же рассказ назван «Попугайчик»?

Пример 2. Юрий Кушак «Почтовая история».

Дано изображение авиаконверта и трех листьев: осины, березы, липы.

Какой листок был приклеен вместо марки? Соедини его стрелкой с нужным местом на конверте. Раскрась этот листок так, чтобы было понятно, что он грустный.

Пример 3. Рассказы Константина Паустовского.

Найди в дополнительных источниках информацию о причинах возникновения лесных пожаров. Заполни схему. Если нужно, дополни её. Сделай вывод на основе найденной тобой информации.

Часть заданий носит занимательный характер (раскрасить, дорисовать, пройти по лабиринту). Большинство героев предложенных для чтения книг – дети, зачастую сверстники маленьких читателей.

Некоторые задания учащимся нужно выполнить вместе с родителями. Подобные задания, ориентированные на общение детей и взрослых, способствуют укреплению детско-родительских отношений, воспитанию уважения младших по отношению к старшим.

Пример 4. Владимир Даль «Девочка Снегурочка».

Определи главную мысль произведения. Для этого выбери подходящую к произведению пословицу и подчеркни её. Если значение какой-то пословицы тебе непонятно, обратись за помощью к родителям.

Добро творить – себя веселить.

Нет худа без добра.

Не замочив рук, не умоешься.

Пример 5. Борис Ганаго «Как все».

Прочитай рассказ вместе с мамой или папой. Узнай у родителей, почему тебя назвали именно так. Подготовь устный ответ.

Пример 6. Рассказы Константина Паустовского.

Прочитай высказывание Константина Паустовского. Попроси родителей объяснить тебе непонятные в тексте слова и выражения. Обсуди смысл текста с родителями. Выскажи свою точку зрения (согласие или несогласие). Обоснуй (объясни) её.

«Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные пласты её отмирают, и в конце концов равнодушный человек остаётся наедине со своим невежеством и свои жалким благополучием. Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, удел ищущих и мечтателей».

Дети знакомятся с историей страны, перевоплощением тимуровского движения в современной жизни в волонтерское, пополняют свой словарный запас, учатся логично и последовательно излагать свою точку зрения, работают с информацией, представленной в разных видах.

Пример 7. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда».

1)В настоящее время в России действует детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (кратко – РДШ). Ты тоже можешь вступить в её ряды и стать активным участником различных мероприятий и конкурсов. Посети сайт РДШ https://рдш.рф/. Там ты сможешь получить всю необходимую информацию.

2)2018 год в России объявлен Годом добровольца и волонтёра. Об этом заявил президент Владимир Путин на Форуме добровольцев. Конечно, это не значит, что после 2018 года добровольческое движение перестанет существовать! Наверняка тебе тоже захочется кому-то помочь, сделать какое-то доброе дело. Загляни на сайт https://добровольцыроссии.рф/ .

3)Вырежи из цветной бумаги и наклей пятиконечную звезду. Напротив каждого лучика запиши хорошее, доброе дело, которое можешь совершить лично ты.

Большое внимание должно уделяться знакомству с биографиями писателей и обсуждению их. Жизни многих писателей и поэтов даже в малом – пример для подражания, источник вдохновения.

Пример 8. Лев Кассиль: Жизненное кредо (личное убеждение): «Жить надо во весь рост – под самый потолок <…>, не ослабляясь в прогибе». О познании: «Никогда не следует стыдиться, что чего-то не знаешь. Этот ложный стыд мешает многое узнать. А вот нежелание знать – черта действительно постыдная, изобличающая в ленивой трусости».

Пример 9. Прочитай фразы из книг Альберта Лиханова вместе с родителями и обсуди их. Подчеркни любым цветным карандашом то, что показалось тебе неожиданным.

  • На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь – спасибо говорят. А правду простить не могут.
  • Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет. Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители. Если даже их нет.
  • Есть люди, похожие на магниты. Они ничего особенного не делают, а к ним тянет.
  • Каждому ребёнку нужны близкие люди. А если их нет, чего ни делай, всё не то.
  • В каждой случайности есть своя закономерность.
  • Все беды – это солнечные затмения, а вся жизнь – само солнце.
  • Я верю, что сострадание – в человеческой природе. Сострадание как талант – дано или не дано. Но чаще дано, потому что это особый талант. Без него трудно оставаться человеком.
  • Жизнь невозможно начать сначала. Её можно только продолжать.
  • Доброе слово – будто крылышки за спиной.

Чтение и анализ произведений позволяют создать условия для расширения и углубления нравственного опыта, а также для развития нравственного сознания и самосознания учащихся. Так как поступки героев рассматриваются с моральной позиции, дети имеют возможность высказать свою точку зрения о нравственности (безнравственности) персонажей. Ребята учатся сопереживать герою, размышляют над тем, как можно было бы ему помочь, если ситуация произошла бы в реальных условиях; учатся оценивать поступки и действия героев в соответствии с общепринятыми нравственно-этическими нормами, знакомятся с ситуациями, требующими для своей оценки высокой моральной подготовки.

Пример 10. Лев Кассиль «Черемыш – брат героя».

Выскажи свое мнение о поступке Гешки. Ты его осуждаешь?

Пример 11. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда».

Как ты считаешь, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого – то почти или совсем нет друзей?

Пример 12. Константин Паустовский «Барсучий нос».

Подчеркни зелёным цветом, какие чувства испытывает к барсуку автор; синим – какие чувства испытываешь к зверьку ты.

ЛЮБОВЬ, СОСТРАДАНИЕ, НЕНАВИСТЬ, НАСМЕШКА, ЖАЛОСТЬ,  

СОЧУВСТВИЕ, ИСПУГ, ВОСХИЩЕНИЕ, НЕПРИЯЗНЬ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Пример 13. Валентина Осеева «Почему?»

*Подчеркни, как ты относишься: к мальчику – зелёным карандашом; к Буму – синим карандашом; к маме – жёлтым карандашом.

МНЕ БЕЗРАЗЛИЧНО, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО,  СОЧУВСТВУЮ,  

С  ПОНИМАНИЕМ,   ОСУЖДАЮ,    НЕДОВЕРЧИВО,  ПЕРЕЖИВАЮ,  

ВОЗМУЩЁН (ВОЗМУЩЕНА)    

*Выполняя это задание, постарайся быть честным (честной) перед собой. Прочитай высказывания. Отметь √ те из них, которые относятся к тебе.

  • Мне случалось совершать поступки, за которые потом было стыдно.
  • Я умею признавать  свои ошибки.
  • Я всегда прошу прощения, если совершил(а) не очень хороший поступок.

Пример 14. Борис Ганаго «Как все».

*Как менялось душевное состояние и поведение Маши? Покажи стрелками.

* Подготовь устные ответы.

  • Как реагировал кузнец на проделки ребят? Почему?
  • Опиши, как внешне менялся кузнец, когда его дразнили ребята.
  • Объясни смысл высказываний: «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца», «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».
  • Почему Маша решила измениться?
  • Что помогло девочке понять, как надо относиться  к другим людям?

Пример 15. Юрий Кушак «Приглашение на уху».

Сформулируй и запиши главную мысль стихотворения. Для этого подумай, чему радовались животные, если ухи они так и не попробовали?

При подведении итогов после анализа каждого произведения выполняется саморефлексия, задания для которой усложняются от класса к классу.

Пример 16. Борис Заходер «Русачок».

*Нарисуй, каким ты представил(а) себе Русачка.

*Обведи рамку рисунка зелёным карандашом, если главный герой тебе понравился. Если нет – используй карандаш другого цвета.

Пример 17. Борис Ганаго «Как все».

*Доводилось ли тебе вести себя так же, как вели себя ребята в рассказе? Выбери и обведи ответ: ДА,  НЕТ.

*Подумай, всегда ли ты говоришь, как все? Всегда ли ты поступаешь, как все?

Приведи примеры, когда это нужно делать, а когда нет.

Пример 18. Наринэ Абгарян «Счастье Муры».

Так в чём же заключается счастье Муры? А твоё счастье?

Прочитай пословицы о счастье. Выбери ту, которая больше всего относится к прочитанной книге. Подчеркни её.

Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.

Счастье — вольная пташка: где захотела, там и села.

Счастье что солнышко: и улыбнется, и скроется.

Не счастье рождает человека, а человек — счастье.

Пример 19. Лев Кассиль «Черемыш – брат героя».

Есть ли у тебя старший брат или старшая сестра? ______ Являются ли они для тебя примером? ______ Если да, то в чём?

«Читательский калейдоскоп» является мотивирующим средством обучения младших школьников. Работа по нему может осуществляться как при изучении курса литературного чтения, так и в рамках внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному и социальному направлению.

Включение в круг детского чтения специально подобранных книг способствует формированию и развитию духовно-нравственных качеств младших школьников. Но работа с книгой будет давать результат в том случае, если на уроке происходит не просто знакомство с художественным произведением, а осуществляется глубокий анализ нравственного потенциала автора произведения и его героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

«Театрально – игровая деятельность в духовно – нравственном развитии младшего школьника» (из опыта работы)

Выступление на заседании методичсекого объединения учителей начальных классов....

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников" (из опыта работы)

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о...