Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников" (из опыта работы)
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Парадовская Елена Александровна

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья158 КБ

Предварительный просмотр:

          «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»   

                                                                              «И воспитание, и образование неразделимы.                                                                                          

                                                                              Нельзя воспитывать, не передавая знания,              

                                                                              Всякое же знание действует воспитательно».                                                                                                                

                                                                                                               Лев Николаевич Толстой.

         

          Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

       

          Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

          «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

           Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

            Задачи:

  • формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  •  воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  •  воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
  •  освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  •  приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

            Из толкового словаря:

Духовность - проявление духа в мире и человеке, объединяющее начало   общества, выраженное в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированы в  религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

Нравственность  - это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести.

          Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

          Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

          Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

         

         Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Мастерская души», обеспечивает духовно-нравственное развитие учащихся нашей школы.

                   

          Цель: создание условий для становления и развития высоконравственного, компетентностного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного  в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

          С учетом требований ФГОС НОО определены общие задачи развития и воспитания младших школьников в области формирования личностной, социальной и семейной культуры.

          В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

            Многообразие школьных дел разделяют на три вида деятельности:

1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков.

3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей.

          Школа -  культурный центр микросреды. Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности»:

1) Выстроена конструктивная и регулярная работа с родителями (семьями).

2) Организовано взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.

              Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников на уровне начального общего образования:

  1. Принцип совместности деятельности педагогов и школьников. 
  2. Принцип системной организации воспитания. 
  3. Принцип гуманистической направленности воспитания. 

          В современной школе воспитание должно быть гуманистически ориентирующим, то есть ориентирующим ребёнка на ценности гуманизма, и гуманистически ориентированным, то есть ориентированным на ребёнка как главную для воспитателя ценность.

  1. Принцип опоры на педагогический авторитет. 

          В младшем школьном возрасте ребёнок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от последнего особой осторожности в словах и действиях. Ведь всё это может иметь непосредственное отражение в личности воспитанника – установки взрослых (а тем более учителя) воспринимаются младшим школьником некритически и зачастую как истина в последней инстанции. Это и огромный воспитательный потенциал, и огромная опасность.

  1. Принцип учёта возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей школьников. 

          Организуемое в школе воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребёнка.

                                         

          Роль учителя в духовно-нравственном воспитании  младших школьников.

                                                                                 «Повсюду    ценность     школы    равняется  

                                                                                 ценности   её   учителя». Адольф Дистервег

         

          Сегодня все более очевидной становится потребность в одухотворении образования, в возвращении его к первоначальному смыслу: «образ-овать» – значит, помочь человеку сформировать Образ мира, в котором духовно-нравственные приоритеты бесспорны. Основным средством в этом благородном деле становится воспитание. Еще Я.А.Коменский утверждал, что следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане. Великий А.С.Пушкин говорил о том, что отсутствие воспитания есть корень всякого зла, а Д.И.Менделеев писал еще резче - «Знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего». Это верно, поскольку, культура простых умений способна проложить дорогу злу, если культура дисциплины воли не ставит ей надёжного противовеса (И.Кант). Поэтому справедлива оценка, которую дал воспитанию К.Д.Ушинский: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины».

          Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного влияния человека на человека, влияния учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры. Воспитывают не знания, а люди. Учителя, как некоторые из представителей элитного слоя общества, рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников.

          Учитель, как духовный наставник, может вырастить высокодуховную личность, если процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

         

            Служение Богу и Отечеству - две абсолютные ценности славянского народа. Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Профессиональная и личностная культура педагога должна на высоком уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. Следует всегда помнить наставления Иоанна Златоуста: "Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями".

           Педагогическое общение -  это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

                                              Правила общения:  

          Правило первое: хотите быть успешным в общении – присоединяйтесь к собеседнику. Например, Вы беседуете с родителями Вашего ученика. Начните общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: “Ваш ребенок такой умница по истории, а вот оценки по физике меня беспокоят”, – и Вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажете родителю в начале беседы, что учитель- профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя - обязательно получите конфликт.

          Правило второе: нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат. Eсли Вы хотите быть успешными и видеть вокруг себя успешных учеников, иногда не забывайте простое правило: в класс Вы должны идти, будучи готовыми произнести “посмотрите, послушайте, почувствуйте”. И дать детям такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в этом задании заключена.

          Правило третье: в процессе общения не навязывайте собеседнику своих интересов, а подстраивайтесь к его интересам, говорите о том, что интересно ему. Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения, своего партнера в процессе беседы и вовремя задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого. Надо научиться относиться к другим как к себе, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя.

                             

            Дети в жизни, естественно, не всегда бывают ангелами, но учитель должен быть мудрым, терпеливым и выдержанным, тогда между педагогом и детьми будут взаимопонимание и взаимоуважение. Для себя я вывела 5 правил общения с ребенком:

  1. принятие (принимать ребенка таким, каков он есть со всеми его недостатками и достоинствами);
  2. понимание (чуткость по отношению к проблемам в семье, состоянию здоровья, настроению, социальной роли и т.д.);
  3. поддержка (требуется очень часто: одним детям в учебных действиях, другим – в личностных взаимоотношениях, нельзя отказывать в поддержке, но и переходить грань очень личного тоже нельзя);
  4. помощь (в любых ее проявлениях, если ребенок просит о помощи словами или взглядом, мы должны своевременно ее оказать, иногда бывает так, что кроме нас помочь ребенку некому и может случиться что-то плохое);
  5. продвижение (какими бы ни были успехи или неудачи, каждый ребенок должен получить от нас необходимую траекторию своего движения в дальнейшей жизни, главное – постоянно «расти» над собой и совершенствоваться).

          «Как цветок поворачивается к солнцу, так и  ребенок  поворачивается  к тому, от кого исходит   свет,   тепло   и  добрый  интерес. Быть таким человеком – профессиональная  обязанность педагога». Владимир Абрамович  Караковский

                                                «Все, что происходит с ребенком в школе – на уроке и вне его,

                                                  должно быть пронизано отношением, должно выводить его                  

                                                  на выбор, позицию и поступок».

                                                                                                   Марина Ростиславовна Битянова

                                                           

                                                            «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его                                                                    

                                                            нравственно – значит, вырастить угрозу для общества».                                                                                                                                            

                                                                                                                               Теодор Рузвельт

            Душа каждого человека  - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

          Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.  Поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении. Но всегда стоит помнить слова Ральфа Эмерсона: «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику».

Словесное выражение положительных эмоций

 

Что говорит учитель

Что слышит ученик

Принятие

Ты хороший

Я хороший

Внимание

Я вижу тебя

Я что-то значу

Уважение

Спасибо тебе за…

Мои усилия замечены

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я — состоятелен

Теплые чувства

Ты мне нравишься

Кто-то заботится обо мне

   

             «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно                                                                            открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».                

                                                                                      Василий Александрович Сухомлинский

          Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». В начальной школе дети изучают предмет «Литературное чтение», который является пропедевтическим к изучению литературы в среднем и старшем звене.

          Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается.  Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.

          Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

      В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

         

            Русская литература имеет свои традиции. Вечные ценности действительно вечны, неутолимо стремление человека понять своё место и назначение в мире. Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековедением. А Евгений Николаевич Ильин, говоря о воспитательном значении литературы, утверждает, что литература должна стать:

  1. человековЕдением, 2) человековИдением, 3) человековедЕнием.

           Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся, то есть учителю литературы необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания однозначных оценок. В третьем-четвертом классах ребята уже вполне могут рассуждать о многих нравственных вопросах, отталкиваясь от произведений, включённых в программу. Изучая басни или сказки, стихи или рассказы, обязательно с учениками беседуем о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора. . При работе с текстом можно использовать универсальную систему вопросов:

1. Что такое нравственность?

2.  Нужно ли придерживаться правил поведения, соблюдать этические нормы?

3.  Какое поведение можно назвать нравственным? Приведите примеры из жизни. Докажите, что герои вели себя нравственно, приведите подтверждения из текста.      

4. Какие нравственные ошибки совершили герои произведения?

5. Имеет ли человек право ошибаться?

            В Образовательной системе существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  (технология продуктивного чтения),    которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

          Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

          Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

          Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

        Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения. Главная задача учителя состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности.

          Чем же традиционный урок отличается от урока продуктивного чтения?

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.

Традиционный урок:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

Продуктивное чтение:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

          Продуктивное чтение может осваиваться обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, «Букварь» – это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.

          Ведущие принципы технологии продуктивного чтения: деятельности;  комфортности; непрерывности.

                                              

          Этапы работы над текстом.

Структура урока

          I  Этап – Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательный опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

          II  Этап – Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

          III  Этап – Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания,  опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

           Пример урока: Иосиф Дик. «Красные яблоки». Человеческие взаимоотношения в рассказе Иосифа Дика «Красные яблоки».  

- Какой раздел мы изучаем? («Мы с папой и мамой»)  

   - О чем произведения этого раздела? (О взаимоотношениях между детьми и взрослыми).

   - Знаком ли вам автор Иосиф Дик? О чём произведения И. Дика? (О детях, путешествиях.)

– Иосиф Иванович Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60
.

       - Игра?

-   Давайте порассуждаем, почему рассказ назван «Красные яблоки»?

 (Красные яблоки, выпавшие из сумки – это как свет, вспышка. Мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как дорога ему мама.)

 - Красный цвет – цвет опасности. Автор во время ВОв был подрывником, чудом остался жив, поэтому цвет огня, взрывов и боли ему известен.  А почему именно яблоки?

 - Яблоко – плод, результат. А что явилось результатом жестоких и глупых игр?  

 - В своем рассказе И. Дик показал, как иногда одно переживание может повлиять на поведение, изменив человека к лучшему!

(Как порой в игре мы бываем  жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения).

- Искусство жить в школе жизни – предмет из самых сложных. Готовых рецептов на все случаи жизни никто не найдет. Но каждый раз, оказавшись в ситуации выбора, человек должен принять решение, как поступить. Чем следует руководствоваться? (Золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»)

ДЕРЕВО ДРУЖБЫ

           Чтобы лучше понять не только мысли автора, но и логику авторов учебника, включивших в тот или иной раздел конкретные произведения, необходима система проведения уроков литературного чтения. Приведу пример.

-Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир литературы XIX века. Каждый писатель внёс огромный вклад в развитие детской литературы. Давайте вспомним авторов, с которыми мы уже познакомились в этом году

1). И.А.Крылов                    Основал направление реализм.

2).А.Погорельский              Автор первой книги о детстве.

3). А.С.Пушкин                   Создал русский литературный язык.

4). В.А.Жуковский              Основал направление романтизм.

5). В.И.Даль                         Создал толковый словарь.

6). А.О.Ишимова                 Создала первую историю для детей.

7). С.Т.Аксаков        Автор мемуаров для детей.

8). Н.А.Некрасов                 Привнёс в произведения патриотизм.

9). Л.Н.Толстой                                  ? (философию)

       Что такое счастье? Тема счастья в сказке Л.Н.Толстого «Два брата».  

       Л.Н.Толстой. «Два брата». Порядок работы над произведением.

       Методические приемы организации продуктивного чтения:

          Отсроченная отгадка

          В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

          Задай вопрос

          С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

          Составь задание

          Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

          Кубик Блума (Ромашка Блума)

          О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

          На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Возможно использование варианта приема «Ромашка Блума».

          Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

          Драмогерменевтика

          Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

          Пометки на полях

          Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления. Часто используется прием «Инсерт».

          Для поддержания читательского интереса применяю различные формы и типы творческих  уроков: конкурсы,  викторины, уроки-праздники, уроки-путешествия.    Часто провожу  тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся. Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания. Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.

           Итоги работы.

          При проверке техники чтения у детей в 4 классе  были выявлены результаты:

          Справляются-100 % учащихся, причем, 74 % детей читают более 120 слов в минуту, а из них 44 % - более 140 слов в минуту.

Правильно читают- 82 % учащихся.

Эмоционально читают-74 % учащихся.

          Учащиеся занимают призовые места в школьных олимпиадах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

          Наблюдения за учащимися на уроках показали, что те педагогические технологии и стратегии обучения чтению, которые использовались в классе, дали свои положительные плоды. Значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом, повысились качество и результативность их труда (качество возросло до 100 %). Но, наверное, самым ценным для нас является то, что они стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности.

          В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.

          Нынешние   ученики — ближайшее   будущее  нашей  страны. Уроки литературного чтения — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах  Жизни: любви  и  дружбе, чистой  совести и правде, о  человеке и  человечестве, о душе и духовности. А выбор? Выбор за ними.   

                        «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных                                  

                        обязанностей каждого человека, ибо нет ничего  более  важного, как                          

                         образование самого себя и своих близких».         Сократ.

            Учебная деятельность – формирует преимущественно когнитивный компонент российской идентичности. Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются преимущественно эмоционально – ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования.

          Стало традицией на родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Спорим, обсуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает найти совместное решение как в воспитании, так и в обучении.

            Часто можно услышать мнение многих учителей: «Мы мало можем повлиять на воспитание наших учеников». По-моему, это совсем не так. На самом деле, учитель начальных классов может очень многое. Я думаю, главное - это хотеть. Несомненно, стоит обладать немалым набором качеств, среди которых обязательно должны быть: коммуникабельность, креативность, инициативность, способность к обучению, требовательность к себе, ответственность, компетентность, любовь к детям.  

         

            Учитель начальных классов ведет своих «птенцов» с первого по четвертый класс, являясь и первым учителем, и классным руководителем одновременно. В конце начальной школы приходит время подводить итоги. Вот некоторые НАШИ достижения:

1). Уровень воспитанности класса (методика Н.П.Капустиной) – 3,9 хороший уровень.

2). Уровень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (методика А.А.Андреева) – 3, 7495 высокий уровень.

3). Уровень социализированности личности обучающегося (методика М.И.Рожкова) – 3,211 высокий уровень.

4). Уровень самоуправления в классе (методика М.И.Рожкова) – 0, 823 высокий уровень.

5). Уровень  удовлетворенности  родителей работой  школы (методика  Е.Н.Степанова) – 3, 693 высокий уровень.

6). Индекс здоровья – 50 % самый высокий по школе.

                                                                        «Воспитание - значит питание способностей                                                                                                  

                                                                         ребенка, а не создание тех новых способностей,

                                                                          которых в нём нет. Последнее невозможно».      

                                                                                                                               Иосиф Мадзини.

  

          Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

          Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.

          Каждый ребенок  индивидуален, но задача педагога выполнить свою цель, свое предназначение: мудро и ненавязчиво заложить духовно-нравственные принципы как фундамент личности творческой, думающей, созидающей, чтобы они стали неотъемлимой частью достойного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание младших школьников" из опыта работы

Доклад рассказывает оработе учителя по теме "Экологическое воспитание младших школьников". Приведятся  несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего ...

Экологическое воспитание младших школьников (из опыта работы)

Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт  масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине,...

Экологическое воспитание младших школьников (из опыта работы)

Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт  масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине,...

Особенности экологического воспитания младших школьников (из опыта работы)

«Через красивое к человеческому»- такова закономерность воспитания»....

Мультимедийные презентации как метод обучения и воспитания младших школьников (из опыта работы)

Статья для выступления на ГМО учителей начальных классов. В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательно...

Расширение круга детского чтения как способ духовно- нравственного воспитания младших школьников (из опыта работы)

Одним из эффективных средств формирования духовно-нравственного сознания детей младшего школьного возраста могут служить образное художественное слово, примеры нравственного развития и морального выбо...