Совершенствование навыков правильного, беглого, осознанного чтения.
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Доржиева Светлана Цыренжаповна

Совершенствование навыков правильного, беглого,  осознанного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование навыков правильного, беглого,  осознанного чтения.

 «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, и не умея решать задачи. Но нельзя жить, нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный

невежда»   В.А. Сухомлинский

        Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.

      Почему находчивый, сообразительный, любознательный ребенок в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям, инертным. Потому, что он не умеет читать . Если он не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.  

       Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения. Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы- научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.

      Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в нашей школе, развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений.

      Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.

В современном обществе  наблюдается снижение интереса учащихся к чтению. Больше времени они проводят у телевизора , компьютера, телефона. Сплошь и рядом они увлечены боевиками, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Снижение интереса к чтению мы пытаемся объяснить серией массовых средств информации, особенно телевидения. Иногда его называют «литературным диверсантом». Посмотрев фильм, телеспектакль, далеко не каждый потянется к книге, чтобы перечитать, открыть для себя нового писателя. Это желание надо постоянно воспитывать. А отношение к чтению пора давно пересмотреть. И в этом основная помощь должна идти от родителей.

 Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверенны, что ребёнок научился читать. А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление, уважать ум и любознательность детей. Ребёнка интересует не описание природы, рассуждение, а конкретный случай, событие. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги, где есть традиции – чтения родителей и детей вслух, обсуждение прочитанного, совместные переживания. Дети видят, что книга- постоянный спутник их отца и матери.

      Каждого учителя начальных классов волнует проблема отсутствия интереса к чтению у учащихся, поэтому я задумалась о том, как научить своего маленького ученика читать, слушать, говорить, сочинять и писать, как раскрыть его творческие способности.

На уроках «Литературного чтения» ставлю перед собой цель: формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Современные школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах. Лишь 80-85 % выпускников начальной школы достигают нормативных требований, то есть читают доступный текст бегло, сознательно, выразительно при норме 120-150 слов в минуту .

   Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Каждому учителю надо помочь ребёнку встретить свою книгу, когда мысли и слова героев книги отозвались бы эхом в сердце ребёнка и вызвали у него желание ещё и ещё перечитывать любимые страницы. Поэтому чтением детей надо умело руководить.

      В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника: испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы. Если у школьников низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все это затрудняет детям понимать прочитанное.

          Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте(1класс), то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.

По мнению психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения с первого класса.

Учителю необходимо:

  • подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха);
  • применять  в системе упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения;
  • работать над развитием поля зрения и оперативной памяти;
  • учитывать индивидуальные особенности детей.

Как добиться скорости

    Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

    Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Мною была изучена методическая литература и отобраны приёмы для учащихся по обучению быстрому чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению

Предполагаемые результаты работы:

  • Повышение техники чтения.
  • Повышение зрительной и слуховой памяти.
  • Обучение занятиям дома.
  • Улучшение разговорной речи.
  • Применение знаний и умений на практике

  Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе большой  акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает». Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, способно привести к неврозам и дислексии

Основными причинами замедленного чтения у детей являются:

1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая, читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

Как же все - таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Рекомендую следующие методы и упражнения:

Процесс чтения очень сложен для детей. В нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.

    Упражнения по скорочтению проводятся  на каждом уроке, и как самостоятельное занятие и включает в себя упражнения разной направленности. Упражнения от занятия к занятию усложняются. На своих уроках грамоты (русского языка), математики, естествознания и познания мира, я использую различные приемы и методы для формирования навыка беглого чтения:

1. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы читаете текст, а ребенок вслед за вами ведёт пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

2. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

3.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептвание - та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

4. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все - таки правильно.

5 . Спотыкание о согласные.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/09/17/s_5d80a532c29d1/1206062_1.png

Дети часто спотыкаются при чтении, видя

несколько согласных букв подряд. Ваша задача

написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

6. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

7. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

8. Артикуляционная гимнастика.

Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по - разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

9. Вовлекайте ребенка в процесс чтения.

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

10. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

11. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

12. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:

Кот лес дом

Котик лесок домик

Котеночек перелесок домишко

13.Чтение «канон».

Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

14. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

15. Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.

16. Простукивание ритма.

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

17. Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

18. Ежеурочные пятиминутки чтения.

    Вначале каждого урока дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

19. Устраивайте различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

20. Чтение согласных.

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

               Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой, тесная связь с родителями. Применяя данную технику и отслеживая её эффективность, ежемесячно провожу контроль техники чтения.

Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость!

    При овладении достаточным навыком быстрого чтения обучающимися, позволит значительно ускорить и облегчить процесс чтения и работы с новой информацией, повысить эффективность обучения и получения новых знаний и навыков в старших классах, а значит, сделает детей более конкурентоспособными.

     Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...

Формы и методы обучения правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению

Выразительное чтение играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения ...

Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.

Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....

Тема: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Доклад для педчтения:  «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»...