«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
учебно-методический материал на тему

Романова Ольга Альбертовна

Чтение – сложный психофизиологический процесс.

В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучанию печатного текста, предпологающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление О.А.Волковой

на методическом объединении начальных классов.

Отчет по методической теме

 «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.

В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучанию печатного текста, предпологающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.

Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный  комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при  изучении учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Слайд 2  

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества.

Некоторые рекомендации, предложенные мной, давно известны. Другие отличаются новизной. Но я не буду здесь проводить деление на старое и новое. У Ф.Энгельса есть замечательная мысль о единстве консервативного и нового, и поэтому такое деление мне кажется несколько предвзятым, неправомерным. Для меня безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

            Работа над сознательностью чтения

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного.

Слайд 3

Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления.

Работа над развитием логического мышления на уроках чтения состоит главным образом в знакомстве детей с новыми для них понятиями и в установлении различных связей между ними.

Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения.

Словарная работа

Слайд 4

При проведении словарной работы на уроке для выяснения смысла слова могут быть использованы следующие приёмы представленные на слайде.

Выразительность чтения

Слайд 5

Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Читать выразительно самому и учить выразительно читать детей – не одно и тоже.

Слайд 6

Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать

средствами речевой выразительности являются следую  компоненты звучащей речи. Эти умения отрабатываются с помощью следующих приёмов  на слайде.

Правильность чтения

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.    

Слайд 7

Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

Слайд 8

Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

2) Предупреждение ошибок чтения:

 подготовка к чтению,

 вводная беседа,

 работа с разрезной азбукой (1 класс),

 разбор трудного слова по составу,

 хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение  «про себя», образцовое чтение учителя.

Беглость чтения

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Слайд 9

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

развитие оперативной памяти;

развитие периферического зрения (угла зрения);

развитие умения антиципации памяти;

формирование устойчивого внимания;

предупреждение повторов при чтении;

пополнение словарного запаса ученика;

развитие артикуляционного аппарата.

Слайд 10 Развитие памяти

             Игры на развитие кратковременной памяти

Слайд 11 «Фотограф». В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями.

Слайд 12 «Кто самый внимательный». Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом.  Дети должны за это время успеть прочесть слово. 

Слайд 13 «Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.

Слайд 14-15  «Найди слова» Задание: слова спрятались среди букв. Попробуй их найти.

Слайд 16 Чтение строчек с прикрытой верхней половиной слов или прикрытой нижней половиной слов

Слайд 17 Чтение «зашумленных слов». Ребенку предлагают карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально. Это упражнение закрепляет в памяти учащихся целостные образы букв и их сочетаний, развивает восприятие.

            Слайд 18  Чтение с решеткой

            Слайд 19-20  Фотоглаз

Оперативное поле – широкое поле одновременного восприятия, но не поле видения – видит ребёнок достаточно широко, целиком страницу, но одновременно за одну фиксацию его взгляда не воспринимает её содержание.

Слайд 21

Начинать работу по развитию оперативного поля у детей надо с гимнастики для глаз.  Её введение можно начать ещё при обучении грамоте.  Время проведения 1-2 минуты, т.е. 2-3 упражнения за занятие.        

При гимнастике для глаз все упражнения выполняются в положении сидя за партой.

Откинуться на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно, зажмурить глаза, открыть глаза.  Повторять 5-6 раз.

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговое движение против часовой стрелки.

Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, затем перенести вор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторять 5-6 раз.

Выполнять  сидя.  Быстро  моргать  в  течение  1-2  мин.   Упражнение способствует улучшению кровообращения.

Слайд 22 

Задание: смотри на цифру.  Читай слоги, слова.

Слайд 23 «Непослушные слова».

Задание: даны слова с буквами разного размера. Прочитай  сначала слова, записанные   маленькими буквами, затем – большими.

Слайд 24-25  «Собери слова» Задание: соедините слоги первого и второго столбиков так, чтобы получились слова.

Слайд 26  1.Упражнения на развитие умения антиципации памяти

2. Соедини части пословиц между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу.

             Слайд 27  

1.Упражнения, направленные на формирование устойчивого внимания.

2.  Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи:         

Упражнения и задания на пополнение
словарного запаса ученика при работе с текстом.

  • Расположи вопросы по порядку содержания текста.
  • Найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на доске).
  • Докажи, что заголовок выбран верно или выбери правильно заголовок

     (из предложенных).

  • Подбери к заголовку соответствующую часть текста.
  • Выборочное чтение.

Пересказ по вопросам и без них

Упражнения, направленные на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками.

«Буксир». 

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников.  Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за учителем.

«Молния». 

По команде «Молния» дети начинают читать на максимальной скорости, а по какому-либо сигналу (например, удар карандаша по столу) дети продолжают читать текст, но уже «про себя».

  Слайд 27  «Спринт».

Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» текст. При этом в процессе всего чтения им нужно плотно сжимать губы и зубы.  У учителя должен быть контрольный вариант каждого текста с просчитанным количеством слов.

      После прекращения чтения, учитель проходит по рядам и отмечает то слово, на котором остановился каждый ученик, затем задаёт вопросы на осознание прочитанного.

Слайд 29

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое внимание. Помогает в этом методика авторов И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева. На каждом уроке использую следующие приемы:

Слайд 30

        В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.

Заключение

         Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.

        Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. Закончу  выступление словами:

Слайд 31