«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
материал

Залеских Людмила Алексеевна

Выступление на РМО учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zaleskih_l.a._rmo.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей начальных классов

                               

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

                     Подготовила:

                                                   учитель начальных классов

                               Залеских Л.А.

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, и не умея решать задачи. Но нельзя жить, нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда».

В.А. Сухомлинский

Научить детей беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения.

Главной целью предмета «Литературное чтение» в начальной школе является развитие личности ребенка, его эмоциональных и нравственных представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам учителям необходимо воспитать грамотного читателя.  

В современном обществе мы наблюдаем снижение интереса учащихся к чтению. Больше времени они проводят у телевизора и компьютера.

Меня, как и всех учителей, волнует проблема отсутствия интереса к чтению у учащихся, поэтому я думаю о том, как научить своего маленького ученика читать, слушать, говорить, сочинять и писать, как раскрыть его творческие способности.

На уроках «Литературного чтения» ставлю перед собой цель: формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Для развития беглости, осознанности и выразительности я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, мышление, применение языковых средств, понимание стилей общения.

Поэтому, в первую группу упражнений, направленных на осознанность чтения, включаю логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. Использую упражнение “Составь новое слово”. Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняю, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Растения”

Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении “Найди четвертое”. Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово во второй паре. Например; первая пара слов часы- время = градусник - ...температура

 Упражнение: составь новое слово, взяв у данных слов только первый слог

Колос   рота   ваза       КОРОВА

  Упражнение: составь новое слово, взяв у данных слов второй слог

Змея   рама   ЯМА

Ко второй группе по развитию осознанности чтения отношу игры со словами.

Найди слово в слове.

Поднос, гроза.

Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений.

В третью группу включаю упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами.

Упражнение “Восстанови текст” ребята распределяют последовательность строк в стихотворении.

С текстами можно выполнять такие задания, как “Составь предложения”, “Закончи рассказ”, “Поставь знаки препинания”. Эти задания используются и на уроках русского языка.

Упражнение “Чтение – разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.

   Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения.

Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи. Для повышения скорости чтения провожу работу по развитию периферического (бокового) зрения. Для увеличения поля зрения используются различные упражнения, самыми популярными из которых являются «Таблицы Шульте», позволяющие не только расширять периферическое зрение, но и тренировать внимание.

Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.

С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Речевая зарядка состоит из нескольких групп упражнений.

1 группа – «Дыхательная гимнастика» Это упражнения на постановку правильного дыхания.

2 группа – «Разомнём язычок!»  В неё входят упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

3 группа – «Произнеси верно!» Группа содержит упражнения на развитие дикции.

4 группа – «Учимся скоро говорить!» С помощью этих упражнений дети учатся грамотно произносить скороговорки.

Речевая зарядка начинается с дыхательных упражнений. Важно научить ребят выполнять приёмы правильного дыхания, сформировать навык владения дыханием и голосом.                

  На каждом уроке выполняем с детьми следующие дыхательные упражнения:

Например. Вдох носом, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

Задуйте свечу.

На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений –  показываю, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.

Упражнения «Чищу зубы». «Лошадка», «Ветерок».

На третьем этапе - “Произнеси верно!” – стараюсь добиться отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. Учащиеся могут произносить звуки, сочетания звуков, характерные голосам животных, птиц, явлениям природы. Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок.

Работу над скороговоркой начинаю с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки.  Практикую проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышу, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то перехожу к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличиваю.

Для развития беглости чтения использую приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Использую также на уроках чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).

Упражнения по выработке выразительности чтения учащихся вплотную переплетаются с упражнениями по развитию беглости. С целью совершенствования выразительности произношения необходимо проводить работу над произношением звуков, над отработкой дикции, над развитием голосового аппарата, темпа речи. Прекрасный тренаж артикуляционного аппарата -  чтение чистоговорок.  Работая над чистоговоркой, отрабатываю чистоту звука, а также интонацию с помощью упражнения “Прочитай чистоговорку радостно! (грустно, с гордостью, с интонацией, характерной для данной ситуации).

     

Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений.

Упражнение “Читай шепотом и медленно” (чистоговорки).

Упражнение “Читай тихо и умеренно”.

Упражнение “Читай громко и уверенно”.

Упражнение: Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, зависти, осуждения и т.д.

Развитию выразительности чтения мне помогает чтение текста по ролям, по лицам.

Чтобы хорошо читать, надо много читать. Даже хорошо читающие дети не всегда увлекаются чтением художественных произведений. Много ребёнок будет читать тогда, когда у него проявится интерес к чтению. И поэтому на уроках я стараюсь заинтересовать ребят, привлечь их внимание к книге. Новое знакомство с книгой обычно начинаем с обложки и иллюстраций. По иллюстрациям дети прогнозируют содержание книги, кто её главный герой, какой он. Иногда читаю начало рассказа или самый интересный отрывок, а затем спрашиваю, кто желает узнать, что потом произойдёт с героем. Многие ребята заинтересовываются дальнейшими событиями рассказа и стараются найти книгу и прочитать её.
Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения ввожу с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому я их изменяю, усложняю, комбинирую в зависимости от темы урока, возраста учащихся.

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать, и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...

Исследовательская работа. Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования.

Исследовательская Тема: Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования....

Тема: «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Доклад для педчтения:  «Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»...