Литературное чтение
учебно-методический материал по чтению

Корнеева Татьяна Сергеевна

Литературное чтение. Перечень средств обучения для для уроков литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka_po_literaturnomu_chteniyu.docx672.98 КБ

Предварительный просмотр:

Детская литература с практикумом по выразительному чтению (перечень средств обучения для уроков литературного чтения).

Тест по литературному чтению сказки, загадки, небылицы 1 класс.

А1. Укажи, какие произведения не придуманы народом.

1) сказки

2) загадки

3) потешки

4) стихи

А2. Укажи, какого героя не было в сказке Е. Чарушина «Теремок»

1) лягушки

2) зайца

3) лисы

4) волка

А3. Укажи сказку, которую рассказал Е. Чарушин.

1) «Репка»

2) «Петух и собака»

3) «Теремок»

4) «Гуси-лебеди»

В1. Укажи произведение К. Ушинского.

1) «Рукавичка»

2) «Теремок»

3) «Зайцы и лягушки»

4) «Гусь и журавль»

С1. Прочитай загадку. Выбери отгадку.

По синему небу тарелка плывёт.

1) месяц

2) солнце

3) облако

4) туча

Ответы: А1-4; А2-4; А3-3; В1-4; С1-2.

Проверочная работа по литературному чтению во 2 классе к разделу "Устное народное творчество".

1. Что означает выражение «из уст в уста»?

А. изо рта в рот

Б. запомнить и пересказывать друг другу

2. Что относится к устному народному творчеству?

А. загадки, сказки, потешки, пословицы

Б. небылицы, рассказы, поэмы, поговорки

В. повести, считалки, рассказы, народные песни

3. Определи жанр произведения:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

А. скороговорка

Б. загадка

В. пословица

4. К какой сказке относится пословица: Робкого и тень страшит.

А. У страха глаза велики

Б. Петушок и бобовое зёрнышко

В. Лиса и тетерев

5. Чего нельзя отнести к загадке?

А. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

Б. Поспешишь – людей насмешишь.

В. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

6. Из какой сказки эти строчки?

«У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой»

А. Каша из топора

Б. Лиса и тетерев

В. Петушок и бобовое зёрнышко

7. Какие из этих сказок являются народными?

А. Каша из топора

Б. Сказка о рыбаке и рыбке

В. Лиса и журавль

8. В какой сказке один из персонажей заяц?

А. Петушок и бобовое зёрнышко

Б. Лиса и журавль

В. У страха глаза велики

9. Найди пословицу о дружбе

А. Чтоб из ручья напиться, нужно наклониться

Б. Не стыдно не знать, стыдно не учиться

В. Друг за друга стой – и выиграешь бой

10. Кто не помогал Алёнушке спасти братца Иванушку?

А. яблонька

Б. речка

В. щука

11. К какому жанру относится произведение, которым пользовались дети перед игрой?

А. загадка

Б. скороговорка

В. считалка

Ответы: 1. б 2. а 3. в 4. а 5. б 6. а 7. а, в 8. в 9. в 10. в 11. в.

Тест по литературному чтению 3 класс "Школа России"

А1.Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?

1) Ф.И. Тютчева 3) И.С. Никитина

2)А.А.Фета 4) А.С. Пушкина

А2. Как зовут поэта Никитина?

1)Иван Саввич 3) Фёдор Иванович

2)Иван Захарович 4) Афанасий Афанасьевич

А3. Из какого произведения эти строки?

И сидишь, ни слова…

Тихо всё кругом;

Только слышишь – воет

Вьюга за окном.

1)И.С. Никитин «Встреча зимы»

2)И.З. Суриков«Детство»

3)А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

4)Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

А4. Закончите предложение.

Иван Захарович Суриков – автор стихотворения…

1)«Мама! Глянь-ка из окошка…»

2)«Листья»

3)«Зима»

4) «Встреча зимы»

В1. Найдите значение слова «перлы».

1)жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг

2)пальцы

3)перловая каша

4)птицы

В2. По группе слов узнайте произведение.

Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки, бежать, гулять.

1)«Весенняя гроза»

2) «Мама! Глянь-ка из окошка…»

3)«Листья»

4)«Зреет рожь над жаркой нивой…»

В3. Найдите созвучное слово.

Раскаты молодые – перлы …

 1)голубые 3) дождевые

2)золотые 4) снеговые

В4. Закончите предложение.

1)Особенность стихотворных произведений – ритм. Ритм – это…

 2)чередование ударных и безударных слогов

 3)рифма

 4)созвучные слова

5)однокоренные слова

С1. Какое слово пропущено?

Чем дальше в …, тем больше дров.

1) сад 3) рощу

2) лес 4) чащу

С2. В каких стихотворениях говорится о нём (ответ предыдущего вопроса)?

1)И.З. Суриков «Зима»

2)И.С.Никитин «Встреча зимы»

3)Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

4)И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Ответы: А1-4; А2-1; А3-2; А4-1; В1-1;  В2-2;  В3- 3;  В4- 1; С1-2; С2- 1,2,3.

Тесты по литературному чтению в 4-м классе

Прочитайте произведение К.Д. Ушинского «Пчела и мухи».

Вопросы и задания к тексту

Блок А

1. Когда происходят события?

А) Ранней весной.

Б) Тёплым летом.

В) Тёплым днём поздней осени.

2. Почему пчёлы покинули ульи?

А) Не хватило мёда.

Б) Почуяли врага.

В) Повеселиться и порасправить крылышки.

3. Кто осудил пчёл?

А) Осы.

Б) Муха.

В) Солнышко.

4. Почему мухе была не понятна радость пчёл?

А) Не умеет радоваться.

Б) Боится будущего, т.к. не делает запасы.

В) Хорошо знает, как опасна жизнь.

5. Чему учит произведение?

А) Сиди тихо и остерегайся будущего.

Б) Лови моменты радости, когда позаботился о будущем.

В) Не бойся опасности.

6. Какой жанр произведения?

А) Научная статья.

Б) Рассказ.

В) Сказка.

Блок Б

1. Составьте  описание осеннего дня, в котором происходят события данного произведения. Сравните настроение пчёл и мухи в этот день.

2. Почему пчёлы имели право на беспечные минуты? Укажите причину.

3. Если вы согласны с мнением пчёл, что надо радоваться каждому прекрасному мгновению жизни, докажите это.

Ответы: 1-В; 2-В; 3-Б; 4-Б; 5-Б; 6-В.

Блок Б:

1.славный денек, свинцовые тучи рассеялись, ветер улегся, выглянуло ласковое  солнце; пчелы весело жужжа, перелетали с травки на травку; муха сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос

2.повеселятся, пока светит солнышко, а как наступит непогода, спрячутся в теплый улей, где много за лето припасено меду

3.формулируют самостоятельно

Литературное чтение. 4-й класс. Тест №4

Инструкция: прочитайте текст, выполните задание, и запишите свои ответы в бланк ответов: в блоке А - букву, соответствующую правильному ответу, в блоке Б - полученный ответ.

Прочитайте текст рассказа И.С. Тургенева «Воробей».

Вопросы и задания к тексту

Блок А

1. Кто главный герой рассказа?

А) Охотник.

Б) Собака.

В) Воробьишко.

Г) Старый воробей.

2. Где происходят события?

А) В лесу.

Б) На лугу.

В) В поле.

Г) На аллее сада.

3. Выберите описание главного героя:

А) « с желтизной около клюва и пухом на голове…»

Б) « старый черногрудый, весь взъерошенный, искажённый…»

В) «громадное чудовище с зубастой раскрытой пастью…»

4. Кому из героев рассказа угрожала опасность?

А) Охотнику.

Б) Собаке.

В) Молодому воробью.

Г) Опасности не было.

5. Почему старый воробей камнем упал перед собакой?

А) Был большим забиякой.

В) Заслонил собою своё детище.

Б) Испугался лесного шума.

Г) Случайно упал с безопасной ветки.

6. Какие слова из текста можно использовать как заглавие?

А) Я возвращался с охоты.

Б) Моя собака почуяла дичь.

В) Старый Воробей заслонил собою своё детище.

Г) Любовь сильнее страха смерти.

7. Какова главная мысль рассказа?

А) Нужно быть смелым.

Б) Нужно быть вежливым.

В) Никогда не отступай перед трудностями.

Г) Любовью держится и движется жизнь.

8. Определите, к какому жанру литературы относится данное произведение.

А) Рассказ.

Б) Повесть.

В) Пьеса.

Г) Сказка.

Блок Б

1. Опишите состояние старого воробья в тот момент, когда он ринулся спасать своё детище.

2. Как повела себя собака перед отчаянным воробьём? Почему?

3. Если вы согласны с мнением, что старый воробей – любящий родитель, докажите это.

Ответы: 1-Г; 2-Г; 3-Б; 4-В; 5-В; 6-Г; 7-Г; 8-А.

Блок Б.

1.весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком; все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал

2.остановился, попятился, признал силу

3.Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке.

Ребусы (10 шт.)

C:\Users\Татьяна\Desktop\i.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\ррр.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\i.jpgо.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\hello_html_6ab4f947.pngC:\Users\Татьяна\Desktop\i.jpgрр.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\i.jpgввв.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\дддд.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\оо.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\i.jpgоо.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\i.jpgллл.jpg

Лабиринты (2 шт.)

C:\Users\Татьяна\Desktop\i.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\247276098_11c3828de773efbd1077be5f35992b11_800.jpg

Кроссворды (2 шт.)

Кроссворд для 2 класса по произведениям К. Чуковского

C:\Users\Татьяна\Desktop\hello_html_368cacc1.jpg

По горизонтали: 4. Это произведение Чуковского начинается со слов: «У меня зазвонил телефон...» 5. Из какой сказки эти строки: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять...»? 6. Герой этой сказки — страшный и усатый таракан.

     По вертикали: 1. Как зовут Чуковского? 2. Неясность, запуганность. 3. «Доктор...».

     Ответы: По горизонтали: 4. Телефон. 5. Бармалей. 6. Тараканище.

     По вертикали: 1. Корней. 2. Путаница. 3. Айболит.

     

     Кроссворд «Дядя Степа» (по произведениям С. Михалкова)

C:\Users\Татьяна\Desktop\hello_html_16a9cf49.jpg

1. Полное имя дяди Степы.

2. Предмет, на который водружал ноги дядя Степа.

3. Что было неисправно, когда дядя Степа преградил путь паровозу?

4. Дядю Степу пропускали бесплатно на стадион, потому что думали, что он...

5. Прозвище дяди Степы-моряка.

6. Тип корабля, на котором служил дядя Степа.

7. Фамилия мальчика, которого спас дядя Степа.

8. Кто вылетел из открытого окна чердака, когда во время пожара его открыл дядя Степа?

В выделенных клетках прочтите фамилию дяди Степы.

Ответы: 1. Степан. 2. Табурет. 3. Семафор. 4. Чемпион. 5. Маяк. 6. Линкор. 7. Бородин. 8. Воробей. В выделенных клетках получилось слово «Степанов» — фамилия дяди Степы.

Памятки по литературному чтению для учащихся начальной школы

ПАМЯТКА №1 РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Назовите стихотворение и ее автора.

2.Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3.Прочитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картины к этому стихотворению. Какими отрывками можно подписать картинки?

4.Какие слова и выражения применил автор, чтобы лучше представить себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выражает поэт в стихотворении?

6.Что вам понравилось в стихотворении?

7.Приготовьтесь к выразительному чтению:

8.Прочитайте в лицах;

9.Прочитайте по ролям;

10.Выберите темп чтения, определите общий тон чтения (ласково, тихо или громко, не спеша или быстро, таинственно, весело или грустно)

11 От имени кого написано стихотворение?

ПАМЯТКА № 2 РАБОТА НАД СКАЗКОЙ

1.Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2.Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3.Кто в сказке действует, какие это герои?

4.Какие события описываются в сказке?

5.Побеждает ли кто – нибудь в сказке и почему?

6.Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7.Как относится автор сказки к своим героям?

8.Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

9.Какую пользу принесет сказка тем, кто ее прочитает?

10.Чему сказка научит своих читателей?

ПАМЯТКА № 3РАБОТА НАД РАССКАЗОМ

1.Как называется рассказ? Кто его написал?

2.Прочитайте рассказ. Когда происходит действие, которое в нем описывается?

3.Назовите действующих лиц. Что вы о них знаете?

4.Что случилось с героями? Как они себя вели? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

5.О чем вы думали, слушая рассказ?

6.Первичное чтение рассказа

7.Какое название рассказа? Как вы думаете, о чем он расскажет?

8.Кто автор рассказа? Какие еще произведения написал этот автор?

9.Слушайте рассказ, запоминайте непонятные слова и выражения.

10.Запомните сравнения, образные выражения, синонимы, антонимы.

11.Рассмотрите иллюстрации к рассказу.

12.Составление плана по рассказу

13. Послушайте рассказ.

14.Разделите его на смысловые части.

15. Найдите главное в каждой части.

16.Назовите каждую часть (придумайте заголовок).

17.Составьте план рассказа.

18.Перескажите рассказ по плану.

ПАМЯТКА № 4 РАБОТА НАД БАСНЕЙ

1.Как называется басня? Кто ее автор?

2.Послушайте басню. Какие события в ней описываются?

3.Кто действует в басне?

4.Какими показаны герои басни? Как описывает их автор?

5.Что осуждается в басне?

7.Как автор относится к событиям, описанным в басне?

8.Как он относится к действующим лицам?

9.Что должен понять читатель из этой басни?

ПАМЯТКА № 5 ПЛАН РАБОТЫ НАД ИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1.Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

2.С какой целью автор написал это произведение?

3.Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4.Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5.Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6.Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7.Какие слова употребляются в переносном выражении?

8.Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9.Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПАМЯТКА № 6 ПЛАН РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ

1.Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что ты знаешь об авторе?

2.Подумай, какой из типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (показывает); рассуждение (доказывает).

3.Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4.Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6.Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7.Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

8.В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

10.Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?

ПАМЯТКА № 7 ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1.Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2.Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3.Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4.Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5.Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6.Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8.Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПАМЯТКА № 8 ПРИЗНАКИ СКАЗКИ

1.Вид сказки

2.Зачин

3.Волшебные предметы

4.Сказочные слова и выражения

5.Троекратный повтор

6. Борьба добра и зла

7.Добро побеждает зло

8.Концовка

ПАМЯТКА № 9 ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2.Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3.Обрати внимание на то как написана басня - прозой или стихами.

4.Найди рифмы.

5.Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

6.Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

7.Перечисли основные черты характера главных героев басни.

8.Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

9.Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

10.Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

ПАМЯТКА № 10 ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ

1.Автор книги.

2.Название книги.

3.Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?

4.Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.

5. Чему научила тебя эта книга?

ПАМЯТКА № 11 ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

1.Автор

2.Название произведения

3.Жанр произведения

4.О чем этот текст?

5.Кто из героев понравился и почему?

6.Чем понравилось это произведение?

ПАМЯТКА № 12 ПЛАН УСТНОГО РАССКАЗА О КНИГЕ

1.Покажи книгу.

2.Назови автора, художника, издателей

3.Познакомь нас с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких)

4.Назови героев книги

5.Что происходит с героем (героями) книги?

6.Самое интересное – зачитай.

7.Вырази свое отношение к герою ( героям)

8.Понравилась тебе книга

ПАМЯТКА № 13 ПЛАН РАССКАЗА О ПИСАТЕЛЕ

1.Фамилия, имя, отчество

2.Когда и сколько лет жил

3.Детство писателя

4.Где учился

5.О ком или о чем писал

6.Что ты читал из его произведений

7.Что тебе больше всего понравилось? Почему?

Критерии и нормы оценки умений и знаний по чтению

Контрольная проверка навыка чтения проводится на конец полугодия у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению: правильная постановка логического ударения,

соблюдение пауз, правильный выбор темпа, соблюдение нужной интонации, безошибочное чтение.

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям: своевременно начинать читать свои слова, подбирать правильную интонацию, читать безошибочно, читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Нормы оценки работ творческого характера.

За содержание:

оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно - два исправления;

оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно - два исправления;

оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

Варианты открытия новой темы (10 вариантов открытия новой темы по литературному чтению в 4 классе на тему «Творчество А. С. Пушкина, стихотворение «Няня»).

1-Эпиграф к стихотворению.

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского

Общества вечная благодарная память”. И.С. Аксаков

 2-Стихотворение.

Почему эти слова посвящены не матери поэта, а его няне?

А кто он ей? Не сын, не внук –

Дитя господское. И всё же

Арина чуяла: барчук

Ей был на свете всех дороже.

Все ребятишки хороши,

Дай Бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души,

Но этот был её любовью!

Сама не ведая о том,

Она урок ему давала -

Простым крестьянским языком

Саму Россию диктовала!

Любовью сердца своего

Купель бессмертную согрела,

И душу певчую его

Оберегала, как умела.

Могла бы век ему служить,

Когда б судьба не разделила…

Ведь в целом мире, может быть,

Она одна его любила.

3-Загадка

Кто все сказки, и загадки,

И стихи на память знает?

В куклы, мячики, лошадки

Кто до старости играет? (Няня).

4-Кроссворд

1.И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в океан –

Так велел-де царь _________ (Салтан)

2.Там царь _________ над златом чахнет,

Там русский дух, там Русью пахнет! (Кощей)

3. «Погоди, – говорит, – схожу за оброком».

Пошёл к деду, говорит: «Беда!

Обогнал меня меньшой __________!» (Балда)

4. «Здравствуй, __________ ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» –

Говорит она ему. (Князь)

5. «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный _________» (рожок)

6. «Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Парень будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам _________ (мать)

Так и станем величать.

5- Собрать фамилию великого поэта из букв.

6-Собрать пазл портрета поэта.

7-Вступительное слово учителя.

Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 г. в деревне Лампово Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина — ее домашнее имя(клик), а подлинное — Ирина или Иринья (клик). Как крепостная крестьянка, няня фамилии не имела. В документах она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня».

Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева, и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили бедно, вот почему Арина попросилась в няни. После рождения Ольги (старшей сестры поэта) Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных. Вот как А.С.Пушкин вспоминает те дни.

8-Иллюстрация поэта с няней.

9- Выберите правильное.

Преподаватель, учитель, няня, воспитатель, репетитор.

10-Зачеркни лишнее.

N V П R У I Z Ш S W К S F И F E Н

Ответ: Пушкин.

 

Литературные игры

№ 1. Литературная игра – викторина

«По страницам книг и мультфильмов»

Цель: способствовать развитию познавательной активности учащихся; расширять кругозор детей; прививать любовь к чтению художественной литературы; развивать чувство ответственности и умение работать в коллективе.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, аудиозапись песен из мультфильмов.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами собрались, чтобы проверить, как внимательно вы читаете книги, хорошо ли запоминаете их названия, авторов и знаете ли героев мультфильмов. А начнем мы нашу игру с разминки, чтобы вы в процессе игры могли быстро и четко давать ответы.

Конкурс 1: каждому классу дается карточка со скороговоркой. Команда готовится 1 минуту, а затем хором произносит её. Если ошибок нет, то получают фишку.

1.Дед Данила делил дыню:

дольку – Диме, дольку – Дине.

2.Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап!

3.Боря Ире дал ириску,

Ира боре – барбариску.

4.Мама Милу мыла мылом.

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

- Не сердись, дочурка Мила!

Конкурс 2: в этом конкурсе мы проверим, хорошо ли вы знаете персонажей сказок.

Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)

Веселый человечек – луковка? (Чиполлино)

Как звали папу Буратино? (Папа Карло)

Кого боялись 3 поросенка? (волка)

Девочка, которая спала в цветке? (Дюймовочка)

Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)

Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф. Наф-Наф)

Кого воспитывали волки, медведь, пантера? (Маугли)

Как звали брата Аленушки? (Иванушка)

Кого подкарауливал волк у дома бабушки? (Красную Шапочку)

Как звали владельца волшебной лампы? (Алладин)

Пантера, друг Маугли? (Багира)

Кто совершает полет в ступе? (Баба-Яга)

Кто убежал от бабушки и дедушки с окна? (колобок)

Как звали девушку у семи гномов? (Белоснежка)

Мальчик, сделанный из полена? (Буратино)

Кто ходит по цепи днем и ночью? (кот)

Исполнительница желаний бабки? (золотая рыбка)

Медвежонок, который ходил в гости по утрам? (Винни-Пух)

Девочка. Попавшая в страну Зазеркалье? (Алиса)

Что тащила целая семья из земли? (репку)

Сколько было козлят у козы? (семеро)

Кого не догнали три медведя? (Машу)

Кто поймал волшебную щуку? (Емеля)

Кому подставил поп свой лоб? (Балде)

Перечислите героев из сказки «Бременские музыканты» (осел, собака, кот, петух)

Черепаха, которая помогла Буратино? (Тортилла)

Конкурс 3: отгадайте, к какому произведению эти иллюстрации. (показываются рисунки детей или иллюстрации художников, сделанные к различным произведениям)

Конкурс 4: узнайте, из какого произведения данные строки и кто автор.

«Появился на птичьем дворе маленький птенец, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»

(Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Князь у синя моря ходит

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

«Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть злым и безобразным».

(сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)

 «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему… вели.»

(сказка «Цветик-семицветик» В.Катаев)

 «Сивка-бурка, вещий каурка. Встань передо мной, как лист перед травой!»

(П.Ершов. «Конек-горбунок»).

Конкурс 5: отгадайте, кому принадлежат эти вещи? (показ рисунков в крупном размере)

Золотое яичко (курочка Ряба)

Хрустальная туфелька (Золушка)

Цветик – семицветик (Девочка Женя)

Золотой ключик (Буратино)

Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)

Разбитое корыто (старуха)

Красная шапочка (Красная Шапочка)

Сапоги (кот в сапогах)

Конкурс 6: музыкальный. Дети должны отгадать, из какого мультфильма та или иная мелодия или песня. (включается фонограмма)

Конкурс 8: проверим, знаете ли вы пословицы. Я начну, а вы закончите пословицу.

Больше дела, …… (меньше слов)

Возьми книгу в руки, так и не будет ….(скуки)

Век живи. Век …..(учись)

Терпенье и труд всё …..(перетрут)

Дружба крепка не лестью, а правдой и …..(честью)

Книга – лучший …(друг)

Кто не работает, тот …(не ест)

Любишь кататься - люби и ….(саночки возить)

Недаром говорится, что дело мастера …(боится)

Слово не воробей: вылетит - …(не поймаешь)

Ученье – свет, а неученье - …(тьма)

Поспешишь – людей ….(насмешишь)

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились и показали свои знания. А это значит, что вы много читаете и хорошо учитесь. Я желаю вам дальнейших успехов в учебе и много интересных книг, которые несут знания.

№ 2. Литературная игра для детей на знание сказок

Цель: Закрепление знаний о названиях, героях, авторах детских сказок

Задачи:

- вспоминать героев сказок

- развивать мышление, память, воображение

- воспитывать интерес и любовь к сказкам

1 этап: «Волшебное средство»

Вспомните, из какой сказки предмет

1. Сапоги (Кот в сапогах)

2. Туфелька (Золушка)

3. Горошина (Принцесса на горошине)

4. Яйцо (Курочка Ряба)

5. Печка (Гуси-лебеди)

6. Корыто (Сказка о рыбаке и рыбке)

7. Стрела (Сказка о Царевне-лягушке)

8. Золотой ключик (Золотой ключик или Приключение Буратино)

2 этап: «Вопрос-ответ»

1. Куда положил свое угощение журавль в сказке «Лиса и журавль» (В кувшин)

2. Как называется сказка, в которой петушок подавился зернышком (Петушок и бобовое зернышко)

3. Какое лекарство давала Мальвина Буратино (Касторку)

4. Где хотела лиса пожарить Жихарку? (В печи)

5. На что рыбачил волк в сказке «Волк и лиса» (На хвост)

6. Когда вырастал у Буратино нос? (Когда он врал)

7. Что потеряла золушка на балу? (Туфельку)

3 этап «Угадай, кто автор сказки»

1. Муха-Цокотуха (Чуковский)

2. Принцесса на Горошине (Андерсен)

3. Малыш и Карлсон (Линдгрен)

4. Гадкий Утенок (Андресен)

5. Приключение Незнайки и его друзей (Носов)

6. Золушка (Ш. Перро)

7. Двенадцать месяцев (С. Маршак)

4 этап. «Кроссворд»

По горизонтали:

3. Продавец пиявок в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино (Дуремар)

5. Какой сказочный герой живет на крыше? (Карлсон)

7. Кто работал почтальоном в деревни Простоквашино (Печкин)

8. Кто помог Герде попасть в замок принца и принцессы? (Олень)

9. Как звали собачку из сказки «Репка» (Жучка)

По вертикали:

1. Как звали писателя города Змеевки в сказке «Приключения Незнайки и его друзей» (Смекайло)

2. Что купила на базаре Муха-Цокотуха (Самовар)

3. Самая маленькая девочка (Дюймовочка)

4. Девочка с голубыми глазами (Мальвина)

6. Как звали врача зеленого города в сказке «Приключения Незнайки и его друзей» (Пилюлькин)

Все участники игры награждаются сладкими призами.

№ 3. Литературная игра «Подбери пару».

Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:

Ребенок – дети, человек – …

Мать – отец, дочь – …, бабушка – …

Пустыня – верблюд, тундра – …

Стол – деревянный, стены – …

Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …

Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …

Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …

Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …

Корова – бык, курица – …, лошадь –

№ 4. Литературная игра «Сочини рассказ»

Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д.

Например:

1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»

2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д

№ 5. Литературная игра «Потерянные слова».

Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:

Доедая с маслом булку,

Братья шли по (переулку)

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял (гулко)

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас (напасть)

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку (в пасть».)

Все закончилось прекрасно.

Братьям сразу стало (ясно,)

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою (булку.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...