Методический материал по предмету "Литературное чтение"
методическая разработка по чтению

Сагателян Мери Карменовна

В данном разделе представлены: 

  • тесты; 
  • перфокарты; 
  • критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся; 
  • вариантов открытия темы на уроке литературного чтения;
  • ребусы, кроссворды;  
  • комплекс фонетических гимнастик; 
  • памятки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Лягушка – путешественница», Гаршин В.М.

  1. Жанр произведения – сказка

Краткий пересказ: Жила в одном болте лягушка и вот наступила осень. Лягушка радовалась дождю и не квакала только потому, что осень квакать не солидно.

Вдруг на болото села стая уток и лягушка решила с ними поговорить. Она спросила уток, куда те летят и узнав, что утки летят на юг, принялась расспрашивать уток о юге.

Утки очень хвалили юг, ведь там было тепло, и лягушка решила во чтобы то ни стало побывать на юге.

Она подумала и придумала способ долететь до юга на утках с помощью прутика. Утки были в восторге от ума лягушки и согласились ее отвезти. Они нашли прутик, лягушка ухватилась за него и они полетели.

Первый день лягушка приноравливалась к полету, на второй она висела задом наперед и ей стало видно лучше. На третий день она попросила лететь пониже, чтобы услышать, что говорят люди.

Люди удивлялись, видя в небе уток с лягушкой. Лягушка не выдержала и закричала, что это она все придумала. С этим криком лягушка и упала в местный пруд.

Она рассказывала лягушкам в пруду о собственных уток и о том, что те вернутся весной. Но утки больше не прилетели.

Тема произведения - В этом произведении автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках.

Главная мысль -  желание похвастать может сыграть с человеком дурную шутку, и вместо славы он может выставить себя на посмешище.

  1. Познавательное значение произведения: сказка отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания о жизни и характерах людей.

Развивающее значение произведения: благодаря прочтению сказки дети будут учится понимать, сравнивать, рассуждать и делать выводы, по прочитанному тексту.  

Воспитательное значение произведения: необходимо быть скромным, не хвастаться и если что-то решил, то надо стараться обязательно это осуществить.

  1. Художественные особенности произведения

Характеристика героев:

Лягушка: очень умная и хитрая лягушка, которая придумала замечательный способ передвижения на утках, но которой не хватило выдержки.

Утки: добрые и отзывчивые, они согласились нести лягушку по очереди с тем, чтобы та смогла увидеть юг.

Жанровая особенность:

Сказка- метафора.

  1. Для повышения речевой активности учащихся на уроке литературного чтения можно использовать в работе развивающую деятельность. Например, урок по теме “сказка В.М.Гаршина Лягушка-Путешественница” можно провести в виде конкурса “Прочитай сказку, собери пазл”. За неделю до урока по данной теме учащимся будут выданы пазлы с иллюстрациями к сказке. Детям необходимо будет найти дома или в библиотеке сказку, изображенную на пазле, внимательно прочитать ее и подготовить пересказ.
  2. Я бы предложила детям составить синквейн про лягушку

Схема-составления синквейна:

1-я строчка: тема (одно существительное);

2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных);

3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (три глагола);

4-я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);

5-я строчка: синоним из одного слова к теме.

Тогда получился бы вот такой синквейн:  

                      Лягушка;

          Лупоглазая, толстая;

    соображает, болтает, хвастается;

изобретает необыкновенный способ летать;

                 Путешественница.

Или задала бы детям следующие вопросы:

- Чему научила вас эта сказка?

- Какой совет вы бы дали друг другу?



Предварительный просмотр:

                                            Схема анализа произведения.

1.Название, автор.

2. Определить жанр, краткий пересказ, определить тему, главную мысль автора (идею).

3. Определить познавательное, развивающее, воспитательное значение произведения.

4. Художественные особенности произведения (жанровые особенности, характеристика героев и т.д.).

5. Какие виды работы по развитию речи можно провести с детьми в связи с чтением данного произведения?

6. Какие вопросы и задания вы можете предложить детям после чтения данного произведения?



Предварительный просмотр:

Тест по литературному чтению по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки»

  1. Кто автор произведения «Дневник фокса Микки»? ____________________________________________
  2. В каком году было написано произведение «Дневник фокса Микки»?
  1. в 1916 г.
  2. в 1927 г.
  3. в 1929 г.
  1. В каком значении употреблено слово «дневник» в произведении Саши Чёрного «Дневник фокса Микки»?
  1. книга, журнал,  в который заносят свои наблюдения, события;
  2. тетрадь для записи заданных ученику уроков и выставления отметок.
  1. От чьего лица написан рассказ?
  1. от лица автора;
  2. от третьего лица;
  3. главного героя.
  1. Кто главный герой этого произведения?
  1. кот;
  2. собака.
  1. Какой породы была собака Микки?
  1. овчарка;
  2. мопс;
  3. фокс.
  1. Как зовут хозяйку Микки?
  1. Зина;
  2. Зоя
  3. Зарина
  1. Почему хорошо все-таки быть фоксом?
  1. фоксы не едят супы и не играют на музыке;
  2. фоксы целыми днями ничего не делают;
  3. из всех собак фоксов люди любят больше всего;
  1. Сколько детей в семье хозяев Микки?
  1. 3
  2. 2
  3. 1
  1. Что по мнению фокса Микки было важнее всего в жизни?
  1. сон;
  2. еда;
  3. игра с хозяйкой.
  1.  На что была похожа голова Зининого дяди по мнению Микки?
  1. Мяч;
  2. бильярдный шар;
  3. глобус.
  1.  Чем посыпали хозяева ковры, что от этого чихал Микки?
  1. пенициллином;
  2. солью с водой;
  3. нафталином.
  1.  Если бы Микки был человеком, что бы он обязательно сделал?
  1. журнал для собак;
  2. дневник для собак;
  3. учебник для собак.
  1.  Умеет ли фокс Микки делить и умножать?
  1. да;
  2. нет
  1.  Куда переезжает семья Зины?
  1. Италия;
  2. Париж;
  3. Германия;
  1.  В какое время года происходит переезд?
  1. зима;
  2. весна;
  3. лето;
  4. осень.
  1.  С кем общался Микки после отъезда хозяев?
  1. с кошкой;
  2. с соседями;
  3. с мышами.
  1.  Когда фокс Микки спрашивал, чем мыши виноваты, что он имел ввиду?
  1. то, что они маленькие и постоянно хотят есть;
  2. то, что за ними постоянно гонятся кошки;
  3. то, что их никто не любит.
  1.  Что он будет делать с кошкой, если она тронет мышей?
  1. съест;
  2. загонит на высокую ёлку и будет сторожить;
  3. будет с ней дружить.
  1.  Лезет ли Микки с дворнягами в драку?
  1. да;
  2. нет.
  1.  Зачем Микки нужен был йод?
  1. порезался;
  2. налетел на колючую проволоку;
  3. с кошкой подрался.
  1.  Почему Микки решил никогда больше не любить мышей?
  1. они забрали у него еду;
  2. они проели в его дневнике дырку;
  3. они постоянно дразнили его.
  1.          Что сделала Зина, когда Микки как-то погнался за морем?
  1. привязала его чулком к скамейке;
  2. позвала его к себе в надежде, что он прибежит;
  3. побежала вместе с ним к морю.
  1.  Кого, по мнению Микки, следовало бы посадить в клетку?
  1. садовника и Зинину тётку;
  2. кухарку и Зининого дядьку;
  3. садовника и кухарку.
  1.  И что следовало бы написать на клетке?
  1. тили-тили тесто, жених и невеста;
  2. ненавидят всех животных;
  3. собачьи враги.
  1.  Какая «карусель» была в голове у фокса после посещения зоологического сада?
  1. слоновые перья и страусовые хоботы;
  2. заячьи копыта и лошадинные лапки;
  3. перо жар-птицы и хвост попугая.
  1.  Что сделал бы фокс, когда заблудился, если бы не отлив?
  1. поплавал бы;
  2. утопился;
  3. нырнул бы на дно;
  1.  Как он собирался отблагодарить девочку, в случае, если она когда-нибудь заблудится?
  1. отвести её домой;
  2. позвать на помощь людей.
  1.  Что делал бы Микки, если бы была другая маленькая собачка?
  1. танцевал бы с ней вдвоем;
  2. делился бы с ней едой;
  3. учил бы собаку писать стихи;
  1.  Почему Микки считает, что “сердце девочки – одуванчик”?
  1. она похожа на цветок;
  2. она такая же легкая;
  3. она забыла куклу, а значит и Микки;
  1.  По мнению фокса Микки, добрее ли девочки мальчиков?
  1. да;
  2. нет.
  1.  Умеет ли Зина ртом ловить мяч?
  1. да;
  2. нет.
  1.  За что Микки рассердился на Зину и решил с ней больше не играть?
  1. за то, что она мало времени уделяет ему;
  2. за то, что вымазала ему нос губной помадой;
  3. за то, что она думает, что она умная, а собаки бестолковые.
  1.  Укусил ли Микки кузена Лили (толстого мальчика)?
  1. да;
  2. нет.
  1.  Когда у Микки появилось желание стать диким фоксом, о чём он сразу же подумал?
  1. «Буду жить на каштане и ловить голубей»;
  2. «Из всех диких животных я буду самым умным»;
  3. «Ох, как же прекрасно будет выть на луну по ночам»
  1.  Как Микки называл блоху?
  1. темная букашка;
  2. кровопийца собачья;
  3. зараза;

  1.  Какой характер у фокса  Микки?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.   Чем Микки отличается от других собак? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Какими вопросами задавался фокс Микки? (не менее трёх вопросов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какие мечты и желания были у фокса Микки?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Какие мысли фокса Микки тебе понравились?

Например: собачья любовь умнее и выше! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Что говорит фокс Микки о жизни и о себе? ( не менее трёх высказываний)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

  1. Саша Чёрный
  2. б
  3. а
  4. а
  5. б
  6. в
  7. а
  8. а
  9. б
  10. б
  11. а
  12. б
  13. а
  14. а
  15. б
  16. б
  17. в
  18. а
  19. б
  20. б
  21. в
  22. б
  23. а
  24. в
  25. в
  26. а
  27. б
  28. а
  29. а
  30. в
  31. а
  32. б
  33. б
  34. б
  35. а
  36. б
  37. Это очень спокойная собака, дружелюбная и очень умная, а также очень любознательная
  38. Он умеет писать, умножать, делить, а ещё он пишет стихи
  39. Зачем наш сосед пашет землю и сеет хлеб, когда рядом с его усадьбой есть булочная? Деревья, даже старые, молодеют каждую весну. А люди и взрослые собаки – никогда. Отчего? Во все щели дует собачий ветер… Почему собачий? Чем мыши виноваты, что они такие маленькие и всегда хотят есть? Почему елки всю зиму зеленые? И зачем девочке так много учиться? Боже мой, почему у меня нет крыльев?
  40. Сделаюсь диким фоксом, буду жить на каштане и ловить голубей. Попала бы моя книжка в лапки какой-нибудь девочки в зеленом платьице… Села бы она у камина с моим сочинением, читала бы, перелистывала бы и улыбалась. И в каждом доме, где только есть маленькие ножки с бантиками и без бантиков, знали бы мое имя: Микки! Сегодня на балкон попал кусочек солнца: я на него улегся, а оно из-под меня ушло… Ах, Боже мой!
  41. Сердце девочки – одуванчик.; Собачья любовь умнее и выше!; Море иногда сходит с ума и уходит. Вопросом называется такая строчка, в конце которой стоит рыболовный крючок: вопросительный знак. Вода замерзает зимой. А я каждое утро. Самое гнусное человеческое изобретение – ошейники, обтянутые собачьей кожей.
  42. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Что важнее всего в жизни? Еда. Зачем вообще варить и жарить? Почему кошка кормит своих котят и больше ни о ком не заботится? Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Живут ли на Луне фоксы, что они едят и воют ли на Землю? Зачем рыбы лезут в пустую сетку? Почему, когда я веду себя дурно, на меня надевают намордник, а садовник буянит – и хоть бы что? Ел колбасу и проглотил нечаянно колбасную веревочку. Неужели у меня будет аппендицит? Почему никто не догадается дать мне кусочек сахару? Отчего это собаки все разные, а кошки все на один фасон?



Предварительный просмотр:

Заполни перфокарту:

Имя

Фамилия

Автор

Жанр

Название

Автор

Жанр

Название

Заполни перфокарту:

Имя

Фамилия

Автор

Жанр

Название

Автор

Жанр

Название



Предварительный просмотр:

Тест №1

Тест к рассказу К.Паустовского «Однажды ночью…»

1.Ночью я встал и подошел к окну –

А) за стеклами все было  бело и тихо

Б) за стеклами все было чисто и безмолвно

В) за стеклами все было снежно и безмолвно


2.  А снег все сыпался …

А) как падающие с неба звездочки

Б) как стеклянный дождь, падающий с неба

В) как блестки с новогодней елки


3. Земля была нарядная, похожая …

А) на белую праздничную скатерть

Б) на застенчивую невесту

В) на покрытую белым плотным покрывалом


4.В лесах было …

А) торжественно, светло и тихо

Б) радостно, ясно и тихо

В) грустно, пасмурно и тихо


5. С пасмурного неба…

А) падали одинокие снежинки

Б) падали капельки дождя

В) падали звезды

Тест №2

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

  1. Укажи автора сказки:

А) русская народная сказка

Б) чешская народная сказка

В) немецкая народная сказка

Г) румынская народная сказка

  1. Укажи значение слова «вещий»:

А) мудрый

Б) волшебный

В) предвидящий будущее

Г) много знающий

  1. Какая масть лошадей называется каурой?

А) светло-каштановая

Б) тёмно-коричневая

В) чёрная

Г) светло-серая

  1. Сколько сыновей было у старика?

А) два

Б) один

В) три

Г) четыре

  1. Как звали младшего сына?

А) Илья Муромец

Б) Алёша Попович

В) Иванушка-дурачок

Г) Иван-царевич

  1. О чём старик попросил сыновей?

А) постеречь ячмень

Б) постеречь рожь

В) постеречь пшеницу

Г) постеречь кукурузу

  1. Кто выполнил поручение отца?

А) старший сын

Б) младший сын

В) средний сын

Г) соседский мальчик

  1. Как он поймал вора?

А) схватил руками

Б) накинул на шею верёвку

В) заманил в капкан

Г) усыпил

  1. Что вор предложил в обмен на свободу?

А) ковёр-самолёт

Б) скатерть- самобранку

В) сапоги-скороходы

Г) свою службу

  1. Кто была Елена Прекрасная?

А) волшебница

Б) дворянка

В) царевна

Г) царица

  1. Где жила Елена Прекрасная?

А) хижина

Б) дворец

В) терем

Г) светлица

  1. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

А) первый раз

Б) второй раз

В) третий раз

Г) четвёртый раз

  1. Почему Иванушка перевязал руку?

А) сломал руку

Б) ушиб руку

В) спрятал перстень

Г) порезал руку

  1. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

А) высматривала в окно

Б) потчевала гостей

В) наблюдала в бинокль

Г) приглашала на танец

  1.  Чем закончилась сказка?

А) царевна горько плакала

Б) Иванушка ускакал

В) Иванушка женился на царевне

Г) старший брат женился на царевне

Тест №3

Тест к русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»

1.Где жил-был царь с царицею?

А) У самого синего моря…

Б) В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…

В) За тридевять земель, в тридесятом государстве…

2.Кто схватил царя за бороду, когда он пил воду из колодца?

А) Водяной

Б) Леший

В) Царь морской

3.Что значит студёная вода?

А) Холодная

Б) горячая

В) тёплая

4.Как рос царевич?

А) Не по дням, а по часам…

Б) Как тесто на опаре…

В) Как грибы после дождя.

5.За что спрятался Иван-царевич, ожидая голубку?

А) За смородину

Б) за берёзу

В) за дуб

6.Как понимаешь значение слова частокол?

А) Частокол – это забор из тесно вбитых кольев.

Б) Частокол – часто колется.

В) Частокол – ограда.

7. С помощью какого предмета попал Иван-царевич в подводное царство?

А) Клубочка

Б) колечка

В) иголки

8.Восстанови порядок выполнения заданий морского царя для Ивана-царевича.

___ Сделать церковь из чистого воска

___ За одну ночь сровнять рвы, буераки и каменье острое и засеять рожью, чтобы к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться.

___ … обмолоти мне к завтрему всю пшеницу чисто-начисто, до единого зёрнышка, а скирдов не ломай и снопов не разбивай.

9.Сколько дней пировали свадьбу?

А)7

Б) 3

В) 13

Тест №4

«Иван царевич и серый волк» русская народная сказка

1. Как звали Царя?

А) Дадон

Б) Гвидон

В) Берендей

2. Сколько было у него сыновей?

А) 1

Б) 3

В) 7

3. Что воровали из царского сада?

А) Цветы

Б) Сливы

В) Яблоки

4. Кто повадился воровать яблоки?

А) Жар – птица

Б) разбойники

5. С какой целью отправил царь сыновей в путь?

А) чтоб отыскали себе невест

Б) чтоб привезли Жар – птицу

В) чтоб разыскали и убили Кощея

6.Кто помогал Ивану-царевичу в его делах?

А) серый волк

Б) серый кот учёный

В) волшебная палочка

7. Чего нельзя было брать у Жар – птицы?

А) перо

Б) яйца

В) клетку

8. Что нельзя было брать у коня?

А) уздечку

Б) кнут

В) воз

9.Кто выкрал Елену Прекрасную?

а) Иван –царевич

Б) серый волк

В)Гуси –лебеди

20. Как Иван-царевич всё оставил себе?

А) ему подарили всё это

Б) сам всё себе оставил и не отдал по назначению

В) помог кто – то (напиши) __________________________________________________________________

11. Кого отдал Иван-царевич царям?

А)Жар-птицу

Б)Коня златогривого

В)Елену Прекрасную

Г)Никого

12. В кого превратился волк, чтобы Иван-царевич мог забрать коня?

А)В Елену Прекрасную

Б)В златогривую кобылицу

В)В Ивана-царевича

13. Что решили сделать братья? (напиши)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Как оживил серый волк Ивана-царевича?

А) с помощью волшебной палочки

Б) с помощью живой и мёртвой воды

В) с помощью заклинания

15. Как волк поступил с братьями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест №5

Тест по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

1. Кто был владельцем волшебного зеркала, в котором всё негативное становилось еще хуже?

а) Колдун 

б) Тролль 

в) Шабарша

2. Какие кусты заглядывали в окна домов, в которых жили мальчик и девочка?

а) Жасмин 

б) Роза 

в) Сирень

3. Кто был королевой снежинок?

а) Ледяная царица

б) Волшебница Зима 

в) Снежная Королева

4. Кому попал в глаз осколок волшебного зеркала?

а) Каю 

б) Герде

в) Бабушке

5. В каких башмачках отправилась Герда на поиски Кая?

а) В золотистых

б) В серебристых 

в) В красных

6. Чем расчесывала старушка волосы Герде, чтобы та забыла Кая?

а) Сказочной расческой 

б)Волшебным гребешком 

в)Чудесной щеткой

7. С какой птицей повстречалась Герда, убежав из волшебного сада старушки?

а) Ворона 

б) Галка

в)Сорока


8. Что подарили Герде принц и принцесса?

а)Башмаки 

б)Гольфы 

в)Муфту 

г)Шубку

9. На каком животном уехала Герда от маленькой разбойницы?

а)На лошади

б)На ослике 

в)На олене

10. Где жила Снежная королева?

а)В Швеции 

б)В Лапландии 

в)В Голландии

11. Куда глядела Снежная королева, когда сидела на ледяном троне?

а)Серебристое озеро

б)Ледяное зеркало 

в) Волшебное окно

12. Чем был занят Кай, когда находился у Снежной королевы?

а)Отгадывал кроссворд 

б)Решал головоломку 

в)Читал волшебную книгу

13. Какое слово никак не удавалось сложить Каю из льдинок?

а)«Вечность» 

б)«Бесконечность»

в)«Мудрость»

14. Какую награду обещала Снежная королева за решение головоломки?

а)Снежное царство и лыжи

б)Весь свет и пару новых коньков 

в)Ледяной трон и новые санки

15. Какое время года стояло на дворе, когда Кай и Герда вернулись домой?

а) Зима 

б) Лето 

в) Весна



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению

(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
  • полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
  • знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя;воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

10 вариантов открытия новой темы по литературному чтению в 4 классе на тему

« Творчество А. С. Пушкина, стихотворение «Няня»

       

  1. Эпиграф к стихотворению.

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского

Общества вечная благодарная память”. И.С. Аксаков

  1. Стихотворение.

Почему эти слова посвящены не матери поэта, а его няне?

А кто он ей? Не сын, не внук –

Дитя господское. И всё же

Арина чуяла: барчук

Ей был на свете всех дороже.

Все ребятишки хороши,

Дай Бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души,

Но этот был её любовью!

Сама не ведая о том,

Она урок ему давала -

Простым крестьянским языком

Саму Россию диктовала!

Любовью сердца своего

Купель бессмертную согрела,

И душу певчую его

Оберегала, как умела.

Могла бы век ему служить,

Когда б судьба не разделила…

Ведь в целом мире, может быть,

Она одна его любила.

  1. Загадка

    Кто все сказки, и загадки,

    И стихи на память знает?

    В куклы, мячики, лошадки

    Кто до старости играет? (Няня)

  1. Кроссворд

http://kladraz.ru/upload/blogs/7056_4d8dc0a12752df7ae4cd8143c1e2efe0.jpg

1.И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в океан –

Так велел-де царь _________ (Салтан)

2.Там царь _________ над златом чахнет,

Там русский дух, там Русью пахнет! (Кощей)

3. «Погоди, – говорит, – схожу за оброком».

Пошёл к деду, говорит: «Беда!

Обогнал меня меньшой __________!» (Балда)

4. «Здравствуй, __________ ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» –

Говорит она ему. (Князь)

5. «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный _________» (рожок)

6. «Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Парень будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам _________ (мать)

Так и станем величать.

  1. Собрать фамилию великого поэта из букв.

Картинки по запросу ребусы про пушкина

  1. Собрать пазл портрета поэта.
  • http://www.puzzlebank.ru/components/com_phpshop/shop_image/dot.gif http://www.puzzlebank.ru/components/com_phpshop/shop_image/dot.gif CS007179. Фото Пушкин А.С, пазл Пушкина, Пушкин А.С картинки, пазлы Пушкин А.С
  1. Вступительное слово учителя.

    Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 г. в деревне Лампово Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина — ее домашнее имя(клик), а подлинное — Ирина или Иринья (клик). Как крепостная крестьянка, няня фамилии не имела. В документах она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал «няня».

Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева, и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили бедно, вот почему Арина попросилась в няни. После рождения Ольги (старшей сестры поэта) Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных. Вот как А.С.Пушкин вспоминает те дни.

  1. Иллюстрация поэта с няней.
  • Картинки по запросу рисунок к стихотворению няне

Выберите правильное.

Преподаватель

Учитель

Няня

Воспитатель

Репетитор

  1. Зачеркни лишнее.

N V П R У I Z Ш S W К S F И F E Н

Ответ: Пушкин. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка.

Подготовка к выразительному чтению.


1. Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь их себе.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

Памятка.

Учитесь читать правильно.

  1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

  1. Старайтесь понять то, о чем читаете.

  1. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

  1. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

  1. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Памятка.

Работе над сказкой.

  1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

  1. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

    3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

    4. Какие события описываются в сказке?

    5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

    7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

    8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего? 

Памятка.

Работе над басней.

  1. Как называется басня? Кто ее автор?

  1. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

  1. Кто действует в басне?

  1. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

  1. Что осуждается в басне?

  1. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

  1. Что должен понять из этой басни читатель?

  1. Какое выражение басни стало крылатым? 

Памятка.

Работа над стихотворением.

  1. Назовите стихотворение и его автора.

  1. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

  1. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

  1. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

  1. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

  1. Что вам понравилось в стихотворении?

    7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка.

Работе над рассказом.


    1. Как называется рассказ? Кто его написал?

  1. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?

  1. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

  1. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

    5. О чем вы думали, читая рассказ? 

Памятка.

Выделение главной мысли рассказа.

  1. Внимательно прочитайте рассказ.

  1. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

  1. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

  1. Определите главную мысль рассказа.

Памятка.

Составление плана.

  1. Разделите рассказ на части.

  1.  Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

  1.  Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

  1.  Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Памятка.

Выработка умения пересказывать полно.


    Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

  1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

    последовательность событий).

  1. Наметьте его основные смысловые части (картины).

  1. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

  1. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

  1. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ. 

Памятка.

Выработка умения пересказывать кратко.


   Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

  1. Перечитайте текст.

  1. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

  1. Расскажите о главном в каждой части.

  1. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

  1. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).



Памятка.

Выработка умения составлять план текста.


    Задание. Составьте план рассказа.

  1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

  1. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

  1. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).


  1. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).


  1. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.


  1. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа). 

Памятка.

Выработка умения составлять рассказ о герое

(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии).



    Задание. Составьте рассказ о герое.

  1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).


  1. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.


  1. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).


  1. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.


  1. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.


  1. Составьте рассказ про себя.


  1. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.


  1. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»»

      Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»» п...

Методическая разработка по предмету: литературное чтение В.П.Астафьева "Капалуха"

Методическая разработка по предмету:литературное чтение В.П.Астафьев "Капалуха"...

Методическая разработка по предмету «Литературное чтение» по теме «Каким должен быть учитель в школе?» (По рассказу Питера Рейнольдса «Точка»)

Тип урока: внеклассное чтение с использованием рефлексивно-позиционного подхода в организации работы с пониманием текста. Она представляет собой методические рекомендации по вопросам проведения у...

Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

В методическом материале  представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского  " Растрепанный  воробей" , которые  выдаются учащимся на уроке  для рабо...

Конспект внеурочного мероприятия ко Дню Матери в 1 классе на предмете литературного чтения

Конспект внеурочного мероприятия ко Дню Матери в 1 классе на предмете литературного чтения...

Материал для контрольной работы по предмету «Литературное чтение на родном языке (чувашском)» в 1-4 классах

Материал для контрольной работы по предмету «Литературное чтение на родном языке (чувашском)» можно использовать в 1-4 классах...