Методическая разработка по предмету: литературное чтение В.П.Астафьева "Капалуха"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Ипполитова Татьяна Викторовна


Методическая разработка по предмету:литературное чтение В.П.Астафьев "Капалуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Дата проведения:13.03.2016г

Цель деятельности учителя.

Ознакомить  учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева;учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова – определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с произведением В.П.Астафьева «Капалуха»; научаться читать в слух бегло, осознанно без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждение собственного мнения.
Метапредметные: познавательные: определяют основную мысль произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
Регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
Коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.
Личностные: применяют морально – нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям.

Оборудование.

Презентация, портрет автора, аудиохрестоматия

Основные понятия и термины.

Каталуха, валежник, тайга, космы.

Ход урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Сообщает о готовности к уроку.

Принимают и сохраняют  огранизационные задачи.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка
.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
*Вороненку гнездо – родимая хата.
*кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.
-Прочитайте шепотом, громко, вопросительно.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

3. Кроссворд
(на доске)

-Сегодня мы будем читать рассказ, название которого необходимо разгадать в данном кроссворде.

-Какое ключевое слово у нас получилось? (Глухарь)
-Что мы знаем о глухарях? (Ответы детей)
Глухарь – птица, которая живет в сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держаться там , где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.

Разгадывают кроссворд,
отвечают на вопросы,

Осуществляют актуализацию жизненного опыта.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

-Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.(Лес)
-Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.
-Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чем пойдет речь?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя

Анализируют, находят общее ми различия, делают выводы.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.

Рассказывает о творчестве писателя.(см.презентацию)  (Слайд 2-4)

Слушают, рассматривают, задают вопросы.

V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу. (слайд5 – 8)
-Объясните значение слов, выражений, записанных на доске( тайга, просека, валежник, покоробленные, космы).

Проверьте свои ответы по толковому словарю .

Послушайте голоса птиц (звучит токование глухаря).

-Что услышали?

 Отправляемся в особый лес, тайгу

-Что такое тайга? (непроходимый лес)
-В тексте встретятся трудные слова, которые мы научимся читать и объяснять их значение.

Работают с толковым словарем

Строят речевые высказывания в устной форме.

2.Первичное чтение произведения.

Организует первичное прослушивание текста по аудиохрестоматии.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

-Понравилось произведение?
-Что особенно понравилось в этой истории?
-Чему учит это произведение?
-От чьего лица ведется рассказ?

-Назовите героев произведения. (слайд 9 – 11)

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения. Аргументируют  свою точку зрения.

V.1. Физкультминутка

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке
Ёжик топал не спеша
Тихо листьями шурша
А на встречу скачет зайка
Длинноухий попрыгайка
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку

Выполняют упражнения в соответствии с текстом

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
-Какую птицу охотники называют капалухой?
-Что почувствовал рассказчик ,когда увидел птицу?-Найдите и прочитайте ответ в тексте.
-Почему сердце автора забилось от испуга?
-Почему дети не взяли яйца?
-Какой матерью была капалуха?

-Кого она вам напоминает? Почему?
Что испытала птица? Как об этом сказал автор?
Что испытывали ребята?
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому моменту она изображена?
Найдите эпизод, где описывается поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду._

-Что автор показал во внутреннем состоянии птицы?
-Что еще вас удивило?
-Что узнали нового для себя? Найдите и прочитайте последнюю часть рассказа. Назовите слова которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

-Какова главная мысль произведения? Какой вывод вы сделали для себя? Что значит быть добрым к природе?
-Вспомните слова Пришвина «Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные-будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
-Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?
-Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ?
-Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать?

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

VII. Домашнее задание

Почитать текст с.99 – 100, ответить на вопросы.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебную задачу.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу.
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-С каким произведением вы сегодня познакомились?
-В чем человек мог брать пример с животных?
-Понравилось ли вам произведение?
-Над чем вы задумались, читая этот рассказ?
-Оцените свои ответы на уроке.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.


VI. Повторное чтение и анализ произведения.

Организует повторное чтение, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

-Какую птицу охотники называют капалухой?

-Где происходило действие?

-Что делали дети в тайге?
-Где и как обнаружили гнездо ребята?

        



Предварительный просмотр:

Тема: Окружность. Круг( центр, радиус, диаметр)
Тип урока: Изучение нового материала.
Дата проведения:07.12.2016г

Цель деятельности учителя

Формирование у обучающихся понятий об окружности и круге, как геометрических фигурах. Способствовать умению вычерчивать окружность с помощью циркуля.

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные: различать понятия «окружность» и «круг»; находить радиус и диаметр окружности; самостоятельно чертить окружность.

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, научатся слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий, предложенных в учебнике или учителем

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический

Формы организации

Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, циркуль

Основные понятия и термины

Круг, окружность (центр, радиус, диаметр), циркуль

Ход урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со взаимодействия

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

Промежу

точный контроль

I.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за огранизацией рабочего места

II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1.Проверка домашнего задания.
2.Устный счет

1.Проверяют наличие домашней работы
2.Индивидуальная работа (карточки)
*Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нем осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидона?
*Заполните таблицу

а

6 см

5 см

3 см

б

7 см

6 см

2 см

P

S

40 см2

48 см2

*Назовите  примеры с ответом 56 (слайд 1)
*Назовите множители (
слайд 2 - 3)

* Сравнение долей (слайд 4)

Проверяют выполненную домашнюю работу.
Работают по карточкам.
Заполняют таблицу.
Называют примеры, множители.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

III. Изучение нового материала

-Найдите фигуру, которая не имеет углов (фигуры  на доске)
-Какие окружающие предметы имеют форму круга?
-Как можно изобразить круг на бумаге не использую шаблон круга?
-Удобнее всего пользоваться циркулем. Он имеет две ножки. Одна – для устойчивости, цепляется за бумагу, а другая – чертит (
слайд 6 - 7)

-Начертите круг с помощью циркуля на альбомном листе.

Находят лишнюю фигуру

Называют предметы

Затрудняются ответить

Чертят круг.

Фронтальная, индивидуальная

Находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные задачи в устной и письменной форме.

Устные ответы, записи в тетради

3.1. Выявление места и причины затруднения.

Выявление места и причины затруднения

-Где центр круга?
-Найдите границу круга. Что это?(линия которую начертили)
-Как можно назвать эту линию?
-Граница круга – это окружность.
-А круг и окружность это одно и тоже? (Нет) (слайд 9 -12)

Находят центр круга, границу

4. Построение проекта выхода из затруднения

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа ее реализации

-Сформулируйте тему и задачи урока.
Мы научимся…
Мы будем….. (слайд 5)

Формулируют тему и задачи урока

5. Практическая работа

-Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности.
Данный отрезок называется – радиус.
-Диаметр проходит через центр окружности, состоит из двух радиусов, делит круг пополам, концы диаметра лежат на окружности

Выполняют задание

Оценивают

Работа по учебнику

Слайд 18.
стр.95№4,№6

Рефлексия деятельности

Рубрика «Проверь себя» (учебник, с.95) Самостоятельное выполнение.Взаимопроверка.

V. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.
Выставление оценок

Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Методическая разработка по предмету «Литературное чтение» по теме «Каким должен быть учитель в школе?» (По рассказу Питера Рейнольдса «Точка»)

Тип урока: внеклассное чтение с использованием рефлексивно-позиционного подхода в организации работы с пониманием текста. Она представляет собой методические рекомендации по вопросам проведения у...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Методический материал по предмету "Литературное чтение"

В данном разделе представлены: тесты; перфокарты; критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся; вариантов открытия темы на уроке литературного чтения;ребусы, кроссворды...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....