Главные вкладки

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете «Литературное чтение»
    методическая разработка по чтению (1 класс)

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете  «Литературное чтение»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете  «Литературное чтение»  в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определенными ФГОС.

    К учебнику Е.И. Матвеевой «Литературное чтение», 1 класс.

    Информационный запрос

    (получение информации по интересующему вопросу)

    Предмет формирования – умение младших школьников задавать вопросы.

    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Оля\3809262-26e3e8fcf2f4fff2.jpg

    Задай одноклассникам 2 вопроса по рисункам.

    Используй в своих вопросах слова

    прочитал

    играл

    размешивал

    нарисовал

    купил

    налил

    подарил

    поиграл

    Послушай ответы, оцени их.

    Послушай вопросы одноклассников.

    Постарайся ответить на все вопросы.

    Отметь знаком + предметы, которые были названы в ответах.

    Все ли предметы отмечены знаком +?

    Составь вопросы к предметам, которые не отмечены.

    Букварь В.В.Репкин  Е.В.Восторгова  В.А.Левин,  часть 1., с. 4.

            

    Информационный запрос

    (получение информации по интересующему вопросу)

    Предмет формирования – умение младших школьников задавать вопросы.

    С. А. Островой 

    * * *
    Зацепилось солнце за сосну,
    Уронило в снег лучей охапку;
    Проходил медведь, сложил их в шапку.

    Рыжий мех у шапки был худой,
    Снег под ней растаял, стал водой,
    Той воды берёзка напилась,
    С перелётным ветром обнялась,
    Ни покоя ей теперь, ни сна,
    Так и началась в лесу весна!

    1. Прочитай (послушай) стихотворение.
    2. Придумай вопрос про солнце (шапку, снег, березку).
    3. Задайте вопросы по очереди друг другу (работа в парах).
    4. Внимательно выслушай ответы.
    5. Оцени, правильно ли товарищ ответил на твои вопросы.

    Е.И. Матвеева  Литературное чтение 1 класс, с. 32.

    Мотивированный отказ

    Умение аргументированно отказать в коммуникации любому собеседнику.

    На перемене Марик мне говорит:

    — Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!

    — А вдруг тётя Даша задержит с портфелями?

    — Нужно портфели в окно побросать.

    Глянули мы в окно: возле самой стены сухо, а чуть подальше — огромная лужа. Не кидать же портфели в лужу!

    Перед чтением отрывка из рассказа.

    Подумай и расскажи товарищам, когда надо говорить нет. Назови как можно больше причин.

    Бывали ли у тебя ситуации, когда НЕТ сказать трудно? Расскажи.

    Давайте обсудим, зачем нужно научиться говорить НЕТ?

    Договоритесь с соседом по парте, кто из вас будет читать за рассказчика, а кто за Марика.

    Прочитайте рассказ по ролям, постарайтесь передать настроение героя.

    После чтения отрывка из  рассказа.

    Мог ли рассказчик отказаться от предложения Марика, сказать НЕТ?

    Придумай как можно больше причин. Послушай, что скажет твой товарищ.

    Информационный обмен

    Наступили первые весенние деньки. Природа начала просыпаться. Раздались радостные крики птиц. Сорока затрещала на ветке. Заулыбалось солнышко. Снег стал темнеть. Да, совсем скоро от него останется мокрое место!

    И начались чудеса по всей земле. Голые деревья покрылись нежными листочками. Яркое и холодное солнце превратилось в теплое и доброе.

    Зимняя тишина сменилась радостным птичьим гамом.

    Вспомни и назови другие  времена года.  

    Какие изменения происходят в природе.

    Впиши эту информацию в таблицу.

    Составь рассказ о каком-нибудь времени года, используя информацию из таблицы.

    Расскажи классу, послушай рассказы других одноклассников.

    Неживая природа (солнце, осадки)

    Растения

    Животные

    Оцени свой рассказ.

    Я оцениваю свой результат

    +/-

    Рассказ был подготовлен мной самостоятельно.

    В рассказе содержалась вся известная мне информация.

    Рассказ был понятен одноклассникам.

    Речь была правильной и эмоциональной.

    Рассказ был кратким.

    Вывод: Я считаю, что мой рассказ______________

    Е.И Матвеева, Литературное чтение, 1 класс, с. 8.

    Презентация

    Детям предлагается рассмотреть книги.

    Подумай, что помогает читателю ориентироваться в незнакомой книге. Расскажи.

    Урочная деятельность. Выбери название того произведения, содержание которого ты лучше помнишь:

    Э.Э. Мошковская.  Дедушка Дерево»

    Г.М. Кружков. «Пес Прогноз»

    Ф.Д. Кривин. «Мечта».

    Договоритесь с товарищем по парте и нарисуйте обложку к этой книге, сочините аннотацию. В ней укажите:

    1. Кто автор книги.
    2. Где и когда происходит действие.
    3. Кто герой или герои книги.
    4. Какая проблема возникает у героя.

    Автор___________________

    Название книги___________

    Иллюстрация

    Аннотация

    ____________________________

    Покажите вашу работу одноклассникам.

    Расскажите о вашей книге с опорой на иллюстрацию.

    Внеурочная деятельность (внеклассное чтение)

    Теремок (русская народная сказка).

    Курочка Ряба (русская народная сказка).

    Каникулы в Простоквашино (Э. Успенский)

    Договоритесь с товарищем по парте и нарисуйте обложку к этой книге, сочините аннотацию. В ней укажите:

    1. Кто автор книги.
    2. Где и когда происходит действие.
    3. Кто герой или герои книги.
    4. Какая проблема возникает у героя.

    Эмоциональное самовыражение

    Послушайте рассказ.

    В.А. Осеева . Чего нельзя, того нельзя.

    Один раз мама сказала папе:

    - Не повышай голос!

    И папа сразу заговорил шепотом.

    С тех пор Таня никогда не повышает голос. Хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

    Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

    Объясни, что значит повышать голос?

    Придумай как можно больше причин, почему повышать голос плохо.

    Предположи, в каких случаях можно говорить громко, расскажи.

    Сравни свой ответ с ответами товарищей. Совпали ли ваши предположения?

    Какие причины назвали твои товарищи, а ты о них не вспомнил?

    Рассмотри внимательно рисунок. Придумай свое название. Объясни, почему ты выбрал такое название.

    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Оля\stihi_o_drugbe.jpg C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Оля\d641f376e056.jpg

    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Оля\1311146-37377087-ef52b855b8c80419f2aebc77bd27607d.jpeg C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Оля\aHR0cDovL3ByZXNlbnRhY2lkLnJ1L3RodW1icy83MS83MTdmM2M0NzM0MDZlZjcyMDExMGM3MDZlYTYuanBn.jpeg

    C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Оля\156991a05640a96e1f973e41212bf68e.jpg C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Оля\1_html_m51d0c036.jpg

    Эмоциональное самовыражение

    В. В. Лунин. Я видела чудо. 
    Я видела чудо!
    Я чудо видала!
    У нашего дома
    Лошадка стояла.
    С копытами,  С гривой,
    С косматым хвостом!
    С телегой,
    Оглоблями
    И хомутом!
    Стояла лошадка,
    Стояла живая!
    Стояла тихонько
    И сено жевала,
    И сонно смотрела
    Она на меня...
    Счастливее не было
    Этого дня!
    Я быстро к лошадке —
    К живой —
    Подбежала
    И, бок ей погладив,
    Несмело сказала:
    — Ах, как хорошо,
    Что пришла ты сюда!
    Останься, лошадка,
    У нас навсегда!

    Прочитайте стихотворение.

     Подчеркните слова, которые надо прочитать громко,  красным карандашом,  объясните, почему.

    Можно ли сказать, что мы повышаем голос? Найдите  и подчеркните синим карандашом слова, которые надо читать тихо. Объясните, почему.

    Эмоциональное самовыражение

    Г. А. Скребицкий
    Четыре художника (отрывок)
     

    День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

    На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

    Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

    Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.

    Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы

    Прочитай рассказ.

    Каким видит Весну рассказчик?

    Какие краски использует?

    Какое настроение вызвал у тебя этот рассказ?

    Нарисуй иллюстрацию, используя те краски, о которых упомянул рассказчик.

     Сравни свою иллюстрацию с иллюстрациями своих товарищей. Чем похожи и чем отличаются ваши рисунки?

    Познавательные УУД

     (логические: выдвижение гипотез и их обоснование)

    Э. Ю. Шим
    Ландыш
     

    — Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
    — Конечно, я, ландыш!
    — Какие же у тебя цветки?
    — Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!
    — А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?
    — Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
    — Отчего же?
    — А они ядовитые!
    — Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
    — Чтобы ты, сладкоежка, не съел!

    Предположи, с кем мог бы разговаривать ландыш.

    Назови как можно больше вариантов, объясни, почему ты так думаешь.

    Е.И. Матвеева Литературное чтение, 1 класс, с. 22

    Познавательные УУ

    К. Д. Ушинский
    Солнце и радуга
     

    Раз после дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дуга — радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

    Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива — это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».
    А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучку — и радуги как не бывало.

    Из-за чего произошла ссора?

    Могут ли солнце и радуга помириться? Что они для этого должны сделать?

    Составь правила прекращения ссоры.

    Что нужно сделать, чтобы ссор не возникало?

    Познавательные (информационные)

    Интерпретация информации посредством структурирования, перевода сплошного текста в таблицу.

    В. В. Лунин Весь дом волшебный 

    Весь дом — волшебный у меня:
    Стул превращаю я в коня
    И на лихом коне
    Скачу в пещеру под столом,
    Где мой дружок, весёлый гном,
    Тоскует обо мне.
    Мы вместе с ним спешим туда,
    Где светит лампочка-звезда
    Над ковриком-рекой,
    И, выплыв из глубоких вод,
    У кочки-тумбочки нас ждёт
    Малютка водяной.
    Нам очень весело втроём.
    Мы песни звонкие поём,
    Резвимся на песке.
    Мы ищем клад ночной порой
    В краю, где шкаф стоит горой.
    Мы плещемся в реке.
    Там, где портьера-водопад,
    Мы на окне сажаем сад —
    В горшок сажаем мак.
    Мы ходим кукол забавлять...
    Вот почему меня гулять
    Не выгонят никак!

    Н.А. Кончаловская Про овощи (отрывок) 

    Показал садовод
    Нам такой огород,
    Где на грядках, засеянных густо,
    Огорбузы росли,
    Помидыни росли,
    Редисвёкла, чеслук и репуста.
    Сельдерошек поспел,
    И моркофель дозрел,
    Стал уже осыпаться спаржовник,
    А таких баклачков
    Да мохнатых стручков
    Испугался бы каждый садовник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

    В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

    Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

    Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе.

    Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию сам...

    Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

    Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе

    Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе....