Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе
статья

Середа Ольга Ивановна

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Середа Ольга Ивановна

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе

Аннотация. В данной статье рассматриваются типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), типовые задания, регулятивные УУД, познавательные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД.

Термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает – умение учиться, т. е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Современное школьное образование направлено на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения ставит перед учителем и выпускником начальной школы новые цели и ценностные ориентиры. Учитель должен не только научить школьников писать и считать, но и обеспечить учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а также сформировать у детей мотивацию к обучению.

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и нравственно-этическое оценивание (т.е. умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), умение соотносить цели действия и его результат, и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные:

  • общеучебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана (т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать действия, прогнозировать результат, проводить коррекцию действий, давать оценку и самооценивать действия [1].

Типовые задачи по формированию личностных

универсальных учебных действий

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

  • участие в проектах, исследованиях;
  • творческие задания;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации;
  • дневники достижений;
  • подведение итогов урока;
  • самооценка события, происшествия; и др.

1. Литературное чтение.

Тема урока: А. С. Пушкин «Осень» 4 класс.

Проба пера* Какое время года вы особенно любите? Почему? Напишите или сделайте рисунок на отдельном листе [4].

2. Окружающий мир.

Тема урока: «Россия и её соседи» 4 класс.

После знакомства с текстом учебника и иллюстративным материалом, подумайте и ответьте, хотели бы вы жить в Японии, Монголии или в Казахстане и почему? [5]

3. Окружающий мир.

Тема урока: «Как человек воспринимает окружающий мир» 4 класс.

Лене захотелось пить. Она открыла шкаф на кухне и обнаружила бутылку без этикетки. Девочка открыла бутылку и сделала глоток...

– Как бы вы поступили на месте Лены? Почему? [5]

Типовые задачи по формированию познавательных

универсальных учебных действий

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • сравни; – найди отличия;
  • на что похоже?;
  •  поиск лишнего;
  • лабиринты;
  • составление схем-опор;
  •  работа с таблицами;
  • работа со словарями и др.

1. Русский язык.

Тема урока: «Повторяем правописание имён существительных 3-го склонения» 4 класс.

Запиши словосочетания по группам:1) словосочетания с существительными 1-го склонения; 2) словосочетания с существительными 2-го склонения; 3) словосочетания с существительными 3-го склонения. Какое словосочетание не войдёт ни в одну группу? Почему? [3]

2. Математика

Тема урока: «Задачи на встречное движение» 4 класс.

Сделай чертеж к задаче: Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу два мотоциклиста и встретились через 2 ч. Один ехал со скоростью 60 км/ч, а другой – со скоростью 75 км/ч. Вычислите расстояние между сёлами [2].

Типовые задачи по формированию коммуникативных

универсальных учебных действий

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
  • составь рассказ от имени героя;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа;
  •  отгадай, о ком говорим;
  • подготовь рассказ;
  • опиши устно, объясни и др.

1.Окружающий мир.

Тема урока: «Поговорим о доброте» 4 класс.

Работа в группах. 

Составить «Памятку доброго человека». В ней должны быть правила, которые должен выполнять человек, стремящийся быть добрым [6].

2. Литературное чтение.

Тема урока: «Басни И.А. Крылова» 4 класс.

Выберите героев басни И. А. Крылова и попробуйте от их имён рассказать историю, которая с ними произошла [4].

Типовые задачи по формированию регулятивных

универсальных учебных действий

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

 Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • поиск информации в предложенных источниках;
  • «преднамеренные ошибки»;
  • взаимоконтроль;
  • взаимный диктант;
  • контрольный опрос и др.

1. Окружающий мир.

Раздел «Человек – живое существо» 4 класс.

Подчеркни названия органов, которые входят в нервную систему.

Головной мозг, трахея, спинной мозг, мышцы, печень, сердце [6].

2. Окружающий мир.

Раздел "Родная страна: от края до края" 4 класс.

Исправь ошибки в высказывании. Сравни полученный результат с соседом по парте.

В Арктике обитают морской котик, белый медведь, бурый медведь, соболь, гагара [6].

3. Русский язык

Тема урока: «Пишем письма» 4класс.

Какие ошибки допущены этих предложениях? Исправь ошибки.

1) Учительница подошла у ученице, взяла тетрадь и погладила ее по голове.

2) Я дал щенку молока, поел немножко и пошел под диван.

3) Оля – сестра хорошая, но с плохим характером.

4) Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом [3].

Заключение

Успешность обучения ребенка в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Школа должна научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе.

Ссылки на источники

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
  2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана –Граф, 2014г.
  3. Русский язык:4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С. В. Иванов [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  4. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. Виноградова,Н. Ф., Окружающий мир. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  6. Виноградова, Н. Ф. Учимся познавать мир: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию сам...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете «Литературное чтение»

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете  «Литературное чтение» ...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе для слепых и слабовидящих школьников

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе....

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....