Главные вкладки

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе
    статья

    Середа Ольга Ивановна

    Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx24.66 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                      Середа Ольга Ивановна

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе

    Аннотация. В данной статье рассматриваются типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе.

    Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), типовые задания, регулятивные УУД, познавательные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД.

    Термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает – умение учиться, т. е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

    Современное школьное образование направлено на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения ставит перед учителем и выпускником начальной школы новые цели и ценностные ориентиры. Учитель должен не только научить школьников писать и считать, но и обеспечить учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а также сформировать у детей мотивацию к обучению.

    Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

    личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и нравственно-этическое оценивание (т.е. умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), умение соотносить цели действия и его результат, и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

    познавательные:

    • общеучебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
    • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;
    • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

    коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана (т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать действия, прогнозировать результат, проводить коррекцию действий, давать оценку и самооценивать действия [1].

    Типовые задачи по формированию личностных

    универсальных учебных действий

    Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

    • участие в проектах, исследованиях;
    • творческие задания;
    • мысленное воспроизведение картины, ситуации;
    • дневники достижений;
    • подведение итогов урока;
    • самооценка события, происшествия; и др.

    1. Литературное чтение.

    Тема урока: А. С. Пушкин «Осень» 4 класс.

    Проба пера* Какое время года вы особенно любите? Почему? Напишите или сделайте рисунок на отдельном листе [4].

    2. Окружающий мир.

    Тема урока: «Россия и её соседи» 4 класс.

    После знакомства с текстом учебника и иллюстративным материалом, подумайте и ответьте, хотели бы вы жить в Японии, Монголии или в Казахстане и почему? [5]

    3. Окружающий мир.

    Тема урока: «Как человек воспринимает окружающий мир» 4 класс.

    Лене захотелось пить. Она открыла шкаф на кухне и обнаружила бутылку без этикетки. Девочка открыла бутылку и сделала глоток...

    – Как бы вы поступили на месте Лены? Почему? [5]

    Типовые задачи по формированию познавательных

    универсальных учебных действий

    Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

    • сравни; – найди отличия;
    • на что похоже?;
    •  поиск лишнего;
    • лабиринты;
    • составление схем-опор;
    •  работа с таблицами;
    • работа со словарями и др.

    1. Русский язык.

    Тема урока: «Повторяем правописание имён существительных 3-го склонения» 4 класс.

    Запиши словосочетания по группам:1) словосочетания с существительными 1-го склонения; 2) словосочетания с существительными 2-го склонения; 3) словосочетания с существительными 3-го склонения. Какое словосочетание не войдёт ни в одну группу? Почему? [3]

    2. Математика

    Тема урока: «Задачи на встречное движение» 4 класс.

    Сделай чертеж к задаче: Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу два мотоциклиста и встретились через 2 ч. Один ехал со скоростью 60 км/ч, а другой – со скоростью 75 км/ч. Вычислите расстояние между сёлами [2].

    Типовые задачи по формированию коммуникативных

    универсальных учебных действий

    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

    Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    • представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
    • составь рассказ от имени героя;
    • отзыв на работу товарища;
    • групповая работа;
    •  отгадай, о ком говорим;
    • подготовь рассказ;
    • опиши устно, объясни и др.

    1.Окружающий мир.

    Тема урока: «Поговорим о доброте» 4 класс.

    Работа в группах. 

    Составить «Памятку доброго человека». В ней должны быть правила, которые должен выполнять человек, стремящийся быть добрым [6].

    2. Литературное чтение.

    Тема урока: «Басни И.А. Крылова» 4 класс.

    Выберите героев басни И. А. Крылова и попробуйте от их имён рассказать историю, которая с ними произошла [4].

    Типовые задачи по формированию регулятивных

    универсальных учебных действий

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

     Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

    • поиск информации в предложенных источниках;
    • «преднамеренные ошибки»;
    • взаимоконтроль;
    • взаимный диктант;
    • контрольный опрос и др.

    1. Окружающий мир.

    Раздел «Человек – живое существо» 4 класс.

    Подчеркни названия органов, которые входят в нервную систему.

    Головной мозг, трахея, спинной мозг, мышцы, печень, сердце [6].

    2. Окружающий мир.

    Раздел "Родная страна: от края до края" 4 класс.

    Исправь ошибки в высказывании. Сравни полученный результат с соседом по парте.

    В Арктике обитают морской котик, белый медведь, бурый медведь, соболь, гагара [6].

    3. Русский язык

    Тема урока: «Пишем письма» 4класс.

    Какие ошибки допущены этих предложениях? Исправь ошибки.

    1) Учительница подошла у ученице, взяла тетрадь и погладила ее по голове.

    2) Я дал щенку молока, поел немножко и пошел под диван.

    3) Оля – сестра хорошая, но с плохим характером.

    4) Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом [3].

    Заключение

    Успешность обучения ребенка в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Школа должна научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе.

    Ссылки на источники

    1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
    2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана –Граф, 2014г.
    3. Русский язык:4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С. В. Иванов [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2014.
    4. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
    5. Виноградова,Н. Ф., Окружающий мир. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2014.
    6. Виноградова, Н. Ф. Учимся познавать мир: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий в начальной школе - требование времени

    В 2011/12 учебном году введены ФГОС  первых классов образовательных учреждений страны. Переосмыслены цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального обще...

    «Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

      В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

    Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

    Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

    Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

    "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

    Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе.

    Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию сам...

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете «Литературное чтение»

    Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете  «Литературное чтение» ...