Роль внеклассного чтения в период обучения грамоте.
статья по чтению (1 класс)

Огромную роль в формировании личности ребенка играют уроки внеклассного чтения в первом классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vneklassnogo_chteniya_v_period_obucheniya_gramote.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеклассного чтения в период обучения грамоте.

Огромную роль в формировании личности ребенка играют уроки внеклассного чтения в первом классе. Особенно это важно на первом этапе изучения букв, т.к именно здесь закладывается интерес и любовь к чтению. Слушая и читая разны произведения ( стихи, сказки, рассказы, басни), ребята узнают и запоминают новые слова, содержание и иллюстрации расширяют его кругозор, развивают память и внимание. Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в ней выражены чувства , эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть общей литературы , но она специфична и является средством воспитания, формирования личности ребенка .
В учебной и воспитательной работе учителя книга, это основной источник знаний. Книги раскрывают перед детьми сложный мир природных и жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их.  Из книг дети узнают об истории человечества, книги обогащают их и духовно, и нравственно, помогают увидеть себя и свои поступки со стороны, учат и воспитывают.

Если прочитанная книга оказывает глубокое воздействие на взрослого человека, то на детей ее влияние более сильное. Психологи считают, что детский возраст, это возраст, когда все впечатления воспринимаются особо остро и могут оставить глубокий след на всю жизнь. Нередко книга, прочитанная в детстве, определяет жизненный путь человека. Огромное влияние оказывает книга и на успеваемость детей, так как много читающие дети привыкают самостоятельно учиться, находить ответы на интересующие вопросы, развивается орфографическая зоркость.

Если бы для каждого ученика книга бала бы желанным источником знаний, пожалуй, учитель не встречал бы в своей работе столько трудностей, а порой и проблем.

 Научить воспринимать книгу всей душой, находить в ней ответы на волнующие вопросы – это ли не главное в работе каждого учителя? Ведь не случайно А. М. Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книге».

Чему же обязывают нас уроки внеклассного чтения? В каждом первом классе есть дети с разным уровнем жизненного опыта и готовности к чтению (читающие и не читающие). Читающие дети, это еще не читатели в полном смысле этого слова т.к дома книги прочитываются без всякой системы. Восполнить пробел призваны уроки внеклассного чтения. В первом классе, в период обучения грамоте, внеклассному чтению отводится по 15 минут от урока, так как именно в данный период формируется у учеников интерес к детским книгам.

На подготовительном этапе обучения для каждого занятия нужна одна книга для чтения учителем, поэтому очень большую роль, при знакомстве первоклассников с детской литературой, необходимо придать отбору книги: она должна быть красочно оформлена, т. е. должна выглядеть эстетически выразительно, вызывать новизну восприятия, быть доступной, так как большая книга отталкивает детей, она не поддается детскому восприятию. Кроме того, книга должна быть на тему дня: о доброте и отзывчивости, трудолюбии и взаимной выручке (сказки и рассказы Е. Пермяка, Л. Пантелеева, В. Осеевой, В. Сутеева). Кроме того, подбор книг надо осуществлять с учетом их оформления.

Прежде чем приступать к самостоятельному чтению книг, ученик должен научиться знакомиться с книгами и потом все время пользоваться этим умением. Эту работу надо проводить по плану:

  1.     Вводная беседа.
    2.               Выразительное чтение учителем.
    3.              Коллективное воссоздание прослушанного.
    4.            Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, нахождение его по содержанию.                  
    5.           Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе или дома.
    При знакомстве с книгой необходимо активизировать опыт учащихся вопросами: с каким произведением этого автора вы еще встречались? Кто уже знаком с этой книгой?

Для более прочного восприятия желательно прибегать к повторному чтению и ставить вопросы воспитательного значения.
Разучивание с детьми на уроках внеклассного чтения загадок, стихов требует неоднократного их чтения. С особым вниманием ребята слушают стихи, когда их читает наизусть учитель.

Потом , рассматривая с детьми книгу, можно познакомить ребят со структурой книги :  что нам рассказывает обложка книги, можно ли по ней узнать, о чем эта книга или стихотворение (автор, заглавия, иллюстрация), Кто её написал, что для этого надо сделать.
Большое значение при проведении уроков внеклассного чтения придает и  посещение библиотеки. Вместе с библиотекарем можно подготовить занятие.

 Все дети любят сказки. Ведь сказки бывают удивительные и таинственные, жестокие и добрые, умные и смешные. В. А. Сухомлинский говорил, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». На уроке внеклассного чтения можно инсценировать любую русскую народную сказку.

На каждом уроке внеклассного чтения можно использовать ТСО, иллюстрации с изображением животных и растений, сюжетные картинки, предлагать детям такие вопросы, задания: в каких книгах вы встречались с этими героями? Подберите книгу к данной картинке. О том, как дети занимались поиском нужной литературы, можно судить по книгам, которые они приносят.

Второе полугодие – послебукварный период требует еще более тщательной и кропотливой подготовки к урокам. Теперь занятие длится 40 минут. Здесь основное место должно занимать чтение-рассматривание
первоклассниками новых детских книг под наблюдением учителя. Ведущей будет индивидуальная работа учащихся. Конечно, от этого меняется и структура урока:
1. Ориентировка в книгах.
2. Чтение учителем художественного произведения вслух или прослушивание аудиозаписи, или хорошо читающими детьми.
3. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать. Можно организовать работу в парах.
4. Чтение учащимися произведения про себя.
5. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания.

6. Рассуждение или обсуждение о прочитанном.
7. Рекомендации по работе с книгой.

Основная задача внеклассного чтения на начальном этапе обучения — воспитать у детей интерес к самостоятельному чтению, т. е. чтению про себя. Вслух учащиеся перечитывают текст, когда отвечают
на вопросы учителя. Самостоятельное чтение книг — очень сложный процесс. Нельзя требовать от ученика, чтобы он самостоятельно читал книги дома, так как это может отпугнуть ребенка от книги. Если ребенок
сам захочет читать, пусть читает, и это желание нужно одобрить и поддержать, но обязательным самостоятельное чтение новой книги для первоклассников является только на уроке внеклассного чтения под наблюдением учителя.


При отборе детских книг к занятиям внеклассного чтения на первое место нужно выдвинуть гигиенические требования Эти требования таковы: шрифта должна быть 4,5 мм и более, бумага белая и плотная, поля должны
40—50 % площади’ страницы, длина строки от 80 до 126 мм, текст должен занимать 25% страницы, остальная площадь должна быть занята иллюстрацией. Н. Н. Светловская пишет: «Иллюстрация каждый раз предваряет чтение, помогает ребёнку передохнуть, подготовиться к восприятию одного – двух предложений, которые ярко выделяются на странице и который легко охватить взглядом “.
Работая над рассказом В. Чарушина «Волчишко», для упражнения в определении темы чтения можно взять такие книги: «В нашем лесу» В. Чаплиной, «Медведь-рыбак» Е. Чарушина, «Барсучий нос» К. Паустовского, «В мире животных» И. Акимушкина. Название последней книги соответствует теме чтения. По оформлению и структуре книга тоже подходила детям: на обложке написаны фамилия автора, заглавие, в книге имеется несколько коротких рассказов, есть «Содержание», пользоваться которым дети уже умеют.  Урок нужно начинать  с выставки книг.
Рассмотрев книги, дети получают задание: «Подумайте над тем, что вы будете читать на уроке (сказки, статьи или рассказы) и о чем ( о подвигах, растениях, Родине, животных и т.д.)
В ходе этой работы дети научатся правильно читать название книг, то есть сначала фамилию автора, а затем заглавия. Дети определяли тему урока, потом читали. В процессе анализа прочитанного необходимо провести словарную работу, можно связать то, о чем читали, с природой родного края, подвести детей к тому, почему людям нужно знать о жизни животных. Задать вопросы: легко ли живётся лесным животным? Почему человек должен беречь животных?
Всем детям можно рекомендовать прочитать раздел «Это все собаки» из книги И. Акимушкина «В мире животных», найти и принести в класс книги о животных нашего края, рассказать родным о том, что услышали на уроке, нарисовать картинки о животных.
Эти уроки играют большую роль в воспитании будущего гражданина. Это – занятия, которые формируют в детях читательскую самостоятельность. Чтобы ребёнку стало приятно, интересно и радостно обращаться к книгам, он должен научиться разговаривать сними на специальном языке – условным, книжном. На каждом уроке внеклассного чтения нужно создавать следующие условия: радость и удовольствие от чтения книг, серьезный тон и характер всей работы, использовать такие приемы, которые позволяют обучать первоклассников новым читательским знаниям и умениям , расширять их читательский кругозор, решать познавательные задачи в связи с чтением книг.
Уроки внеклассного чтения всегда содержат большие воспитательные и образовательные возможности. В. Г Белинский сказал: «Воспитание - великое дело; им решается участь человека…..»

В нашей стране выпускается множество детских книг. Нужно только их отобрать согласно методике, спланировать уроки внеклассного чтения, которые дают детям очень важное качество на всю жизнь – любовь к книге. Книга открывает мир ребёнку, и чем больше ребёнок прочитывает, тем шире становится для него этот мир.

Уроки внеклассного чтения обогащают ребёнка знаниями, которые пробуждает его чувства, вызывают у него желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать отношения между людьми, нормы поведения. Они пробуждают в детях лучшие человеческие черты: любовь к Родине, честность, скромность, трудолюбие, любознательность, помогает воспитывать нравственные качества, культуру поведения, формировать человека.

Литература:

  1. Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002.
  2. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы

В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики  и педагогических требований  к огранизации у пом...

Тесты по чтению в период обучения грамоте.

Проверка знаний по фонетике, орфографии и пунктуации в букварный период....

Примерное тематическое планирование уроков чтения в период обучения грамоте.

Тематическое планирование уроков литературного чтения в соответствии с ФГОС. 1 класс. УМК "Гармония"...

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...

Карточки - задания по чтению в период обучения грамоте

Дифференцированные задания на карточках можно использовать как на уроке под руководством учителя, так и во внеурочное время. Все задания разделены на варианты в соответствии с уровнем овладения ученик...

Разработка урока по литературному чтению в период обучения грамоте 1 класс."Звук йэ, буквы Е,е"

Урок по литературному чтению по направлению начальная школа предназначен  для проведения по учебно-методическому комплексу «Школа России» в курсе обучения грамоте в букварный период. Ресурсом для...