Учебный проект "Секреты волшебных сказок"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Аранова Лариса Очировна

Цель представленной работы-разработка учебного проекта в образовательной области "Литературное чтение".

Цели занятия:учить характеризовать сказку как жанр; знать виды сказок; знать признаки, композицию, правила построения сюжета волшебных сказок. Учебный проект требует творческого отношения учащихся,предусматривает привлечение жизненного опыта, служит источником развития образного мышления. Учебно-педагогическая цель занятия: используя знания, полученные на уроках литературного чтения, в результате участия в воспитательной работе, создать опорную таблицу по изученной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aranova_l.o._urok-proekt.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект

«Секреты волшебных сказок».

Цель представленной работы - разработка проекта в образовательной области «Литературное чтение».

Учебный проект требует творческого отношения учащихся, предусматривает широкое привлечение жизненного опыта, стремление к выражению своего отношения, служит источником развитие образного мышления.

        Методический паспорт проекта.

Проект «Секреты волшебных сказок».

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс вторая четверть начальной школы.

Тип проекта: исследовательский (творческий).

Планируемый результат: создание опорной таблицы по теме, работа в группах.

Цели: учить характеризовать сказку как жанр, её определение; знать виды сказок, знать признаки, композицию, правила построения сюжета волшебных сказок.

Учить анализировать художественное произведение;

Сравнивать литературный материал, работать со справочной и художественной литературой;

Учить овладение элементарными способами получения и обработки информации;

Учить работать в группах.

Развивать фантазию, внимательность.

Воспитывать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей.

Учебно-педагогическая задача:

используя знания, полученные в результате участия в воспитательной программе и на уроках литературного чтения и литературного слушания, создать опорную таблицу по изучаемой теме.

Материалы: волшебные сказки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование целей и задач.

-Мы завершили уже несколько разделов, связанных со сказками и накопили большое количество информации о них. И я предлагаю вам собрать всю полученную информацию, выбрать главное  и создать таблицу для сообщения о волшебных сказках.

Как бы вы сформулировали цель и задачи урока?

(выслушиваю ответы детей)

Цель: собрать информацию о сказках.

Задача: создать таблицу  для сообщения о волшебных сказках.

3.Подготовка к созданию проекта.

-Чтобы создать опорную таблицу по сказкам нам надо вспомнить:

1.Что такое сказка?

2.Виды сказок.

3.Признаки сказок.

4. Правила построения сюжета сказок.

5. Значение цвета в сказках.

4.Основной этап создания проекта.

Вы разделены на 4 группы: группы Смешариков  Кроша, Ёжика, Нюши, Бараша. Это сказочные персонажи, которые помогут нам в работе.

Крош-оптимист и исследователь. Ёжик-серьезный и вдумчивый. Нюша- любопытная и творческая. Бараш- мечтатель и поэт.

-Начнем с формулировки определения сказки.

-Выберите из данных определений сказки (на партах карточки) единственно верное. Объясните свой выбор.

1.Сказка - это научно-фантастическое произведение.

2.Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные.

3.Сказка-это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием  волшебных фантастических сил.

(переворачиваю на доске карточку «Что такое сказки» и на обратной стороне определение)

      5.Для развития у детей способности к дифференцированию можно предложить следующие формулировки видов:

-богатырские;

-волшебные;

-поучительные;

-о животных;

-смешные;

-бытовые;

-былины.

В результате появляется схема:

Виды сказок: по авторству: авторские, народные.

Сказки по видовым особенностям: волшебные, бытовые, о животных, богатырские.

6. Признаки волшебных сказок:

- сказочный сюжет

- троекратное повторение

- положительные и отрицательные герои

- герои-помощники

- волшебные (магические предметы)

- чудесные превращения

- «сказочный» язык

- добро побеждает зло

7. Композиция волшебной сказки( что зачем идёт)

Зачин-завязка(события)-кульминация-развязка-концовка.

8.Сюжет волшебных сказок:

Существование запрета-герои нарушают запрет-последствия нарушения-герои уходят из дома, чтобы всё исправить-поиск спасительной магии-добрые герои борются со злыми-герою приходят на помощь-спасение-герой возвращается домой с наградой.

9.Сказочные композиционные элементы:

-присказки

-зачины

-концовки

Даны примеры. Дети должны найти, где присказка, зачин, концовка.

10.Герои волшебных сказок: положительных, отрицательных, нейтральные, помощники.

Даны примеры. Дети должны найти положительные, отрицательные, нейтральные герои, помощники.

11.Виды и признаки сказок мы с вами определили, а теперь скажем, когда открываем книгу на что обращаем внимание? (на иллюстрацию).

А почему? (так как по иллюстрации можно определить содержание сказки).

А я хочу вам рассказать вам о значении цвета в иллюстрации. Издавна  народ придавал большое значение цвету.

Красный цвет символизирует радость, красоту, красный КО любовь , но с другой стороны — это цвет войны,вражды. Красное обозначает также власть, величие. Красную одежду,сапожки    могли носить только цари.    

   Желтый- цвет золота, осени. Желтый цвет служит отличительным признаком     знатных особ, желтый ЛО

  Синий- символизирует небо и вечность, доброту, синий РИ верность.

Зеленый-символизирует юность, веселье, действует успокаивающе, но может действовать и угнетающе, зеленый Т. Недаром говорят « тоска зеленая».

Удачное сочетание этих цветов называется... Переверните карточки и прочитайте «КОЛОРИТ».

-Послушайте, какой может быть колорит в иллюстрациях. По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным. Колорит называют холодным, если в произведении преобладают синие, зеленые, фиолетовые тона, а теплый, если преобладают тона желтые, красные, оранжевые. Колорит выражает настроение картины.

Посмотрим на иллюстрации (2 иллюстрации в теплых и холодных тонах).

-Какое настроение создает 1-ая иллюстрация? 2-ая иллюстрация?

-Какой из этого можно сделать вывод?

Иллюстрация-это отражение особого колорита в сказках.

Итог:

-Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?

-Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

-Какие трудности встретились?

-Что показалось наиболее  интересным?

Оценивание.

-Оцените работу своей группы.

-Вам понравилось работать в этой группе?

Рефлексия.

-Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Вот у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим ее яблочками.

Красное — все получилось.

Желтое — испытывали небольшое затруднение.

Зеленое — затруднялись ответить.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Герои:

Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Иван-крестьянский сын, солдат, Царевна-лягушка;

Змей-горыныч, чудо-юдо, Кощей Бессмертный, ведьма, морской царь;

Мужик, братья, бояре, мать,отец;

Сивка-бурка, Жар-птица, Серый волк.

Опорная таблица.

Сказки

                                     волшебные            о животных           бытовые             богатырские

признаки                                                                       композиция

- сказочный сюжет                                                      -зачин

- троекратное повторение                                          -завязка

- положительные и отрицательные герои                -кульминация

- герои-помощники                                                    - развязка

- волшебные (магические предметы)                      - концовка

- чудесные превращения

- «сказочный» язык

- добро побеждает зло

                           сюжет

                      -запрет

                                           -нарушение запрета

                                               -герои уходят из дома

                                                        -поиск спасительной магии

                                                                 -добрые герои борются со злыми

                                                         -герою приходят на помощь

                          -спасение

                                                                           -герой возвращается домой с наградой

сказочные элементы

-присказка

-зачин

-концовка                                               герои

                                                              -положительные

                                                              -отрицательные

                                                              - нейтральные

                                                              - помощники

                                                                                                         иллюстрации

                                                                                                         колорит(сочетание цвета)

                                                                                                        -теплый колорит

                                                                                                        -холодный колорит

Композиция.

Зачин                                                      

Завязка

Кульминация

Развязка

Концовка

Волк отправляет Ивана-царевича за Жар-птицей, златогривым конем, Еленой прекрасной, но……Волк говорит о том, что нельзя трогать клетку, уздечку. Иван-царевич не послушался волка, взял клетку, уздечку. Трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись и схватили Ивана-Царевича

Серый волк, превращаясь, помогает Ивану-царевичу забрать Елену Прекрасную, а затем – коня и Жар-птицу

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Иван царевич отправился искать Жар-птицу. Встреча с серым волком

А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Признаки.

- сказочный сюжет                                                      

- троекратное повторение                                          

- положительные и отрицательные герои              

- герои-помощники                                                  

- волшебные (магические предметы)                    

- чудесные превращения

- «сказочный» язык

- добро побеждает зло

1.«   ….На следующий день после свадьбы царь захотел узнать, умеют ли жены печь хлеб. Он приказал, чтобы жены его сыновей к утру испекли по караваю хлеба. Иван-царевич вернулся домой печальный, все рассказал лягушке. Она его утешила, сказала, что утро вечера мудренее. Когда Иван-царевич уснул, лягушка превратилась в прекрасную девицу Василису Премудрую. Она испекла чудесный каравай, разукрасила его узорами. Наутро снова превратилась в лягушку и разбудила Ивана-царевича. Когда царь принял каравай младшего сына, то сказал, что его можно есть только по большим праздникам. Велел царь, чтобы жены его сыновей за ночь выткали ему по ковру. Когда увидел царь ковер младшего сына, то сказал, что его нужно в царском дворце по большим праздникам расстилать. Приказал царь, чтобы жены его сыновей сами пришли на пир. Царь хотел узнать, кто лучше пляшет

2. Когда Иван-царевич уснул, лягушка превратилась в прекрасную девицу Василису Премудрую.

3. Иван-царевич разбил яйцо, сломал иглу. И умер Кощей Бессмертный.

4. Василиса Премудрая во время танца махнула левым рукавом, появилось озеро, махнула правым рукавом, появились на нем белые лебеди. Все удивились.

5. Иван-царевич освободил Василису Премудрую, увез ее в свое царство-государство. Баба-Яга открыла, как справиться с Кощеем Бессмертным. Смерть его на конце игры, игла — в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце.

6. И умер Кощей Бессмертный.

7. Когда нашел свою стрелу Иван-царевич, очень опечалился. Но лягушка попросила взять ее замуж, сказала, что Иван-царевич об этом не пожалеет. Иван-царевич так и сделал.

8. Все подбежали к окнам и увидели, что впереди скачут гонцы, а за ними едет золотая карета. Из кареты вышла девица-красавица, все на нее залюбовались. Девица подошла к Ивану-царевичу, взяла его за руки и повела к накрытым столам… надел железные сапоги, взял три железных хлеба и пошел…

Иллюстрации   колорит(сочетание цвета)

 - теплый колорит

 - холодный колорит

Герои:

 -  положительные

 - отрицательные

 - нейтральные

 - помощники

                                                                                                         

Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Иван-крестьянский сын, солдат, Царевна-лягушка;

Змей-горыныч, чудо-юдо, Кощей Бессмертный, ведьма, морской царь;

Мужик, братья, бояре, мать,отец;

Сивка-бурка, Жар-птица, Серый волк.

Сюжет

    -запрет

    -нарушение запрета

    -герои уходят из дома

    -поиск спасительной магии

    -добрые герои борются со злыми героями

    -герою приходят на помощь

    -спасение

     -герой возвращается домой с наградой

1.Однажды Кай отправился вместе с другими мальчиками кататься на площади. Неожиданно на площади появились большие сани белого цвета, к которым Кай привязал свои санки. Сидящий в санях человек приветливо кивал Каю, и мальчик не решился отвязать санки. Так они выбрались за город. Уже темнело, и Кай пытался отвязать свои санки, но те словно приросли к большим саням. К

2.В конце концов она и сама перестала в это верить и решила отправиться на его поиски. Девочка надела свои новые красные башмачки и пошла к реке спрашивать о Кае.

3.После того как путники согрелись, олень попросил изготовить для Герды питье, которое дало бы ей силу победить Снежную королеву.

4. В это время Герда вошла в ледяную залу и увидела Кая, обняла его и воскликнула: «Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!» Но он остался холоден и недвижим. Герда заплакала, «горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную кору, растопили осколок. Кай взглянул на Герду и вдруг залился слезами и плакал так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами». Он узнал Герду и обрадовался ей. Они так радовались друг другу, что даже льдины пустились в пляс и составили то самое слово, которое Сн

5. Маленькая разбойница сжалилась над девочкой, помогла ей бежать и даже выпустила на волю северного оленя в обмен на то, что он должен отвезти Герду к дворцу Снежной королевы. Северный олень пустился во всю прыть к Северному полюсу, и очень скоро они очутились в Лапландии.

6.Кай с Гердой вышли из ледяных чертогов, а когда дошли до куста с красными ягодами, их уже ждал северный олень. Они отправились сначала к финке, потом к лапландке. Северный олень проводил их до самой границы Лапландии.

7. Маленькая разбойница сжалилась над девочкой, помогла ей бежать и даже выпустила на волю северного оленя в обмен на то, что он должен отвезти Герду к дворцу Снежной королевы. Северный олень пустился во всю прыть к Северному полюсу, и очень скоро они очутились в Лапландии.

8.Наконец они добрались до родного города. Проходя в низенькую дверь своего жилья, они заметили, что стали совсем взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Концовки волшебных сказок" для урока литературного чтения.2 класс."Школа 2100"

В презентации содержатся концовки волшебных авторских, русских, белорусских сказок. Рекомендуется для использования на  уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100"....

Исследуем законы волшебных сказок. А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс.

Конспект  и презентация (2 части) к уроку литературного чтения по теме "Исследуем законы волшебных сказок.  А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс....

«Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц «Песенка про сказку»

Урок  литературного чтения во 2 классе  по теме "Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц "Песека про сказку"...

Занятие: "По тропинкам волшебных сказок"

Программные задачи: Образовательные: Уточнить и обобщить знания учащихся о русских сказках: вспомнить названия и героев сказок;Учить узнавать сказку по иллюстрациям к ней;Учить передавать содержание с...

Раздел «Мир волшебных сказок». Литературная викторина по прочитанным сказкам.

Раздел «Мир волшебных сказок».Литературная викторина  по прочитанным сказкам....

Приемы анализа волшебных сказок

Сюжетно-образный анализ Наблюдение за особенностями композиции, сюжета, авторской позиции, языка. Тип сказки (волшебная, бытовая, о животных) Композиционные особенности:- присказка- ска...