Урок чтения 3 класс Тема : С.Есенин стихотворение «Черёмуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Аверьянова Светлана Викторовна

1)Познакомить с творчеством С.Есенина, произведением «Черёмуха», помочь определить главную мысль произведения.

2)Развивать речь, внимание, мышление, воображение, память учащихся, учить ребят выдвигать свою точку зрения и отстаивать её.

3)Воспитывать культуру речи, чувство прекрасного, заботу об окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.esenin_stihotvorenie_cheryomuha.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок чтения  3 класс  Тема : С.Есенин  стихотворение «Черёмуха»

Цели:

1)Познакомить с творчеством С.Есенина, произведением «Черёмуха», помочь определить главную мысль произведения.

2)Развивать речь, внимание, мышление, воображение, память учащихся, учить ребят выдвигать свою точку зрения и отстаивать её.

3)Воспитывать культуру речи, чувство прекрасного, заботу об окружающей природе.

Оборудование: записи на доске, выставка книг, портрет, картины с изображением природы, толковый словарь.

Тип урока: изучение нового

Ход  урока (вывешивается портрет)

1)Беседа о творчестве С.Есенина (1895-1925) 30 лет.

-русский, известный поэт 20 века

-родился в селе Константиново Рязанской губернии на берегу реки Оки среди красивой природы, которая и повлияла на его творчество

        В автобиографических набросках С.А.Есенин писал: «Отец мой крестьянин. Детство такое же, как у всех сельских ребятишек. Очень хорошо я был выучен лазать по деревьям. Убегал на 2-3 дня в луга на Оку поить лошадей. Детство прошло среди полей и степей». До 12-13 лет жил с бабушкой и дедушкой по матери. С 5 лет читает, научил дядя. Толчок к написанию стихов дала бабка. Она рассказывала сказки. Если конец сказки не нравился, Сергей переделывал его на свой лад (проявление творчества, своя точка зрения, добро выше зла). «Нянька - старуха, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки. К стихам расположили песни, которые я слушал кругом себя, а отец мой даже слагал их, дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные. На моё творчество повлияли и деревенские частушки». С 8-9 лет начинает писать стихи. Писал для взрослых, детям - мало «Писать для детей – надо особый дар иметь». Когда Есенину исполнилось 12 лет, его отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. В 1913 году в Москве С.А.Есенин поступил вольнослушателем на историко-филосовское отделение народного университета им. А.Л.Шанявского, одновременно работал в типографии – «учился много, но ничего не закончил». Печатался в журналах «Проталинка», «Мирок», «Путеводный огонёк»

Было выпущено более 20 книг стихов.

        Выставка книг  ( О чём писал Есенин?)

-Во многих стихотворениях Есенина показаны картины русской природы, тех мест, где он вырос. Первое стихотворение «Берёза», с которым познакомились во 2 классе, было написано в Константиново, где Есенин и ощутил себя поэтом. Он считал, что его стихам суждена долгая жизнь и написал такие строки:

                Оставляя песенку про Русь:

                Запевая, обо мне подумай,

                И тебе я в песне отзовусь?

-Какой смысл он вложил в эти слова?

-Писал о природе, которая печалится, радуется, засыпает, просыпается, но во всех своих изменениях она полна красок и звуков.

Наверное, каждый человек должен учиться видеть, любить и оберегать мир, в котором живёт, приукрашать, а не уничтожать его.

-Ребята, что кроме красоты даёт нам природа?        (здоровье, силу,…)

Работа по портрету

-Каким человеком вы его себе представляете?

Микроитог: - Где родился Сергей Есенин? В какой семье? Чем любил заниматься? Что могло повлиять на развитие его творческих способностей? О чём он писал стихи? Почему?

2)Тема урока: 

Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.Есенина, но, чтобы узнать его название следует составить слово, используя буквы игрового поля, и, ориентируясь на цифры. (работаем в парах) Тихо и ни кому не мешая.

А

Б

В

Г

4

Ч

Г

Б

Ё

3

Т

М

Е

Л

2

Р

О

А

И

1

Н

Х

Ь

У

Шифр: А4, В3, А2, Г4, Б3, Г1, Б1, В2.

-Правильно, «Черёмуха»

-А кто из вас знает, что это?

        Дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, а также чёрные, терпкого вкуса ягоды этого дерева (толковый словарь Ожегова)

-Кто наблюдает за природой, тот знает, что во время цветения черёмухи на улице… (холодает)        

Работа по иллюстрации        (иллюстрация черёмухи)

-Посмотрите на изображение этого дерева и давайте подумаем, чем оно смогло привлечь взор Есенина?

После прочтения стихотворения, мы сможем выяснить верны ли наши предположения.

-Будем учиться выразительно читать стихотворение, следить за настроением лирического героя, будем учиться наблюдать за красотой и многозначностью слов, будем анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать её.

3)Первичное чтение стихотворения учителем

-Ребята, сейчас я буду читать стихотворение, а вы попробуйте представить ту картину природы, которая предстала перед Есениным. Обратите внимание на интонацию, силу голоса, паузы, которые я использую при чтении стихотворения, пометьте те слова, которые вам будут непонятны, и мы с вами их разберём. Сядьте поудобнее и приготовьтесь меня внимательно слушать.

4)Словарная работа.

-Какие слова были при чтении непонятны?

ДУШИСТАЯ – имеющая приятный сильный запах

ЗОЛОИТСТЫЕ ВЕТКИ – прекрасные, замечательные, сияют от солнца

МЕДВЯНАЯ РОСА -(устар.) имеющий вкус или запах мёда.

ПРЯНАЯ ЗЕЛЕНЬ – острая и ароматная по вкусу и запаху

ПРОТАЛИНКА – место, где стаял снег и открылась земля

РАЗВЕСИВШИСЬ – с широкими нависшими ветвями; широко раскинуть, распустить;

ГРЕМУЧАЯ ВОЛНА – производящая громкие звуки, гремящая

ОБДАЁТ - окатить, облить сразу со всех сторон

ВКРАДЧИВО-старающийся вызвать доверие, расположение к себе лестью, притворной

                           любезностью
ПОД КРУЧЕЮ – крутой спуск, обрыв

-Как вы думаете, с какой интонацией следует читать это стихотворение, почему?

        (Неторопливо, не очень громко, спокойно, воодушевлённо, восторгаясь и любуясь природой, передавая чувства автора)

ФИЗМИНУТКА (на дыхание и глаза)

5) Первичное чтение (жужжащее)

-Попытайтесь при чтении стихотворения представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, что-то поднимет вам настроение и заставит улыбнуться, попробуйте пронаблюдать за развитием чувств лирического героя.(чтение)

-Ребята, какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

-Какую картину кто себе представил? А что больше всего привлекло ваше внимание?

А что на ваш взгляд испытывал лирический герой, глядя на черёмуху?

                (Лирический герой – это человек, который наблюдает за картиной, размышляет, переживает, делится с нами своими чувствами и переживаниями)

-Чем на ваш взгляд восторгался поэт?

-Ребята, а люди какой профессии помогли вам при чтении воссоздать образ черёмухи?  (художники-иллюстраторы – работники в области живописи, имеющие художественный вкус)

6)Чтение стихотворения вслух детьми.

-А теперь прочитаем стихотворение вслух, стараясь передать всю гамму чувств и переживаний.

ОЦЕНИВАЕМ дикцию, культуру произношения, интонационное богатство. (чтение)

-Кому лучше на ваш взгляд удалось передать мысли и чувства поэта?

-Кто сумел увидеть и прочувствовать  красоту природы, которую описывал Есенин?

7)Анализ произведения

-Кто какие образы увидел в этом произведении?        (2 образа: черёмухи и ручья)

-А что их может объединять?

Мы должны помнить , что вода даёт жизнь и человеку, а следовательно человек должен не загрязнять водоёмы, а в пищу употреблять только отстоенную или профильтрованную воду.

-Подумайте и обоснуйте свою версию по вопросу: «А нравится ли ручью черёмуха?» Какими словами это можно доказать?                                 -Да, он ей песенки поёт.

А хочется ли ручейку понравиться черёмухе? (Да, он поёт ей песенки вкрадчиво).

-Что значит вкрадчиво?                -Старается вызвать доверие, расположение к себе.

-Прочитаем первые 4 сроки и попытаемся ответить на вопрос: «С кем ассоциируется у Есенина черёмуха»? (С прекрасной девушкой, которая …)

 -Какой прием использует поэт? (Олицетворение: «завила». Сравнение: ветки – «кудри», ветки «золотистые»)

-Как вы думаете, похожа ли на человека черёмуха? (Она ветки золотистые, что кудри завила. В образе молодых, цветущих деревьев прекрасные цветущие девушки).

-Читаем следующие 4 строки.

-Что значит «роса медвяная»?

- А какие слова из 1-ой строки подтверждают наличие аромата?

Какой названа зелень? Почему? (Пряная – острая и ароматная по вкусу и запаху).

-Какой приём использует поэт в данных словах?

(Олицетворение: - «сползает». Метафора - роса сравнивается с «серебром»)

-А почему росу сравнивают с серебром? (Капли росы, переливаясь на солнце, напоминают дорогой металл прозрачно-серого цвета)

-Какими словами поэт говорит о запахах?

-Как вы думаете, что хотел показать поэт этими словами

ФИЗМИНУТКА (на дыхание и движение)

-Чтение и разбор следующих 4строк

-О чём нам говорит наличие проталин? (Весна пришла, но зима ещё нас не покинула).

-С приходом весны всё оживает, всё наполняется жизнью. С кем мы встречаемся в данных строках? (с ручьём)

-Каким вы его себе представляете? (Весёлый, шумный, непоседа, бежит, струится).

-Какие приёмы использует поэт? (Олицетворение - бежит, сравнение -  серебряный (блестяще-белый, цвета серебра, возможно, здесь говориться и о голосе ручья)

-Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем со слов: «А рядом у проталинки…»        (Р-ПР-Т-СТР-БР-Р)

-Прочитайте, выделяя голосом эти слова.

Чтение следующих 4 строк

-Что хотел показать нам поэт этими словами? (Черёмуха раскинула свои ветви в разные стороны и наслаждается теплом, солнечным светом, жизнью).

-Кто на ваш взгляд радуется с черёмухой? (Солнышко, которое своими лучами золотит зелень, лирический герой и ручей).

-А что в свою очередь делает зелень?                        (горит)

-Как вы пронимаете «горит»?                                 (сверкает, переливается, сияет)

-В каком значении употребляется слово «горит»?        (в переносном)

Чтение последних 4 строк

-Чему посвящены эти строки?        (ручью)

-Какие звуки передают журчание ручья?                (Р-ГР-КР-КР)

-Перечитайте эти строки, подчёркивая голосом эти звуки.

-Итак, ручеёк поёт песенку черёмухе, а зачем?                 

Чтобы понравится ей, ведь он очарован ею-

-А как поётся песенка?        (вкрадчиво)

-А почему вкрадчиво?        (пытается завоевать доверие и расположить к себе)

-Какой приём использовал Есенин, чтобы ожил ручеёк и стал чем-то походить на человека?                        (олицетворение)

Перед нами представлена картина природы, созданная поэтом. На мой взгляд, она как живая, а на ваш? Докажите.

-Благодаря чему картина оживает?  (глаголам: расцвела, завила, сползает, сияет,  бежит, струится, горит, обдаёт, поёт)

-На протяжении всего стихотворения мы видим свет и блеск золота и серебра. В чём это проявляется?

-Когда поэты хотят, чтобы читатель ощутил блеск, сияние, они подбирают слова, в которых повторяются звуки З-С. Воспользовался ли таким приёмом Есенин?

-Попытайтесь найти и зачитать эти слова.

-Мы видим, что и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.

В русском фольклоре есть песни о разных деревьях. Есенин развил эту традицию. Мы увидели, что он воспел и берёзу, и рябину.

8)Чтение стихотворения целиком.

Мы очень много сказали по поводу написанного, и я предлагаю прочитать это стихотворение ещё раз. Кто будет читать постарайтесь проникнуться всей той красотой, которой проникся Есенин.                (чтение)

-Удалось ли это сделать?

Подумайте, что можно узнать о самом поэте, читая это стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведёт речь о черёмухе и о ручье. Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова и звуки приходят ему на помощь.

9)Д/з.

1)Вам представляется возможность побыть в роли художника оформителя и проиллюстрировать это стихотворение.

2)Научиться выразительно читать, а кто желает выучить это стихотворение.

3)Мальчикам составить словесный образ черёмухи, а девочкам – ручейка.

10)Итог урока.

-С каким произведением сегодня познакомились на уроке? Кто его написал? Какие образы здесь созданы? Как думаете, почему черёмухе Есенин посвятил целое стихотворение? Чему учит нас Есенин через своё произведение?

Любите, оберегайте, дорожите той красотой, которая вас окружает. Природа – это источник жизни и здоровья. Побывав на свежем воздухе, насладившись ароматами всего, что цветёт, увидев краски природы, любой человек получит огромный заряд сил, бодрости и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики3 классТема: «Арифметические действия над числами»

Цель:закрепить внетабличноеумножение и деление. Отработать умение анализировать и решать задачи. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление....

урок литературного чтенияТема: «С.Есенин. Черёмуха».

о творчестве русского поэта С.Есенина, работа над выразительным чтением. работа по группам...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения С.Есенин "Черёмуха"

Конспект и презентация предназначены для проведения урока по литературному чтению в 3 классе по теме С.Есенин "Черёмуха". Конспект составлен в виде технологической карты.Тип урока: изучение ...