Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс."Начальная школа XXI века"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Дульцева Татьяна Николаевна

3-й класс- 34 ч

А. П. Чехов. «Белолобый», «Ванька». Л. Андреев «Кусака», Ц. Топелиус «Зимняя сказка». Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка: «Приемыш», «Умнее всех», «Постойко». Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен. «Снеговик». Рассказы о животных А.Куприна: «Синяя звезда», «Барбос и Жулька», «Собачье счастье».

Книги зарубежных писателей. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик». Дж.Лондон «Бурый волк» ( в сокращении). Э.Сетон-Томпсон «Чинк». Работа с книгами писателей-натуралистов (М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Г.Скребицкий, В.Бианки). Работа с выставкой книг зарубежных писателей. Слушание и сравнение произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnaya_literatura_3klass.docx62.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по литературному чтению на родном языке составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями ФГОС НОО (приказ от 29 августа 2014г. №1), авторской программы «Начальная школа XXI век» (Л.А.Ефросинина) М.:Вентана- Граф, 2011 в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова), примерной  основной образовательной программы начального общего образования (Письмо департамента общего образования Минобрнауки РФ от 18.08.2010 г. № 03-41), дополнена с учетом изменений от 08.04.2015г. протокол №1/15) основной образовательной программой начального общего образования МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Срок реализации программы – 4 года.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1-й класс

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения  этих   результатов –  тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из  одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие

1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных  навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных  УУД  служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты

Ученик научится:

воспринимать на  слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

       Ученик получит возможность научиться

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев  прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

2-й класс

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм  и  ценностей; оценивать конкретные  поступки как хорошие или  плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» является  формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–  определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из  одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных  навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра- вилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология  продуктивного чтения и  организация  работы в  парах и  малых группах.

Предметные результаты:

 Ученик научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

Ученик получит возможность научиться:

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев  к одной  из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

3–4-й классы

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

– эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потреб- ность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с

учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–  извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

3 класс

Предметные результаты

 Ученик научится:

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

–самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

Ученик получит возможность научиться:

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

4-й класс

Предметные результаты:

Выпускник научится:

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на  материале прочитанного с предварительной подготовкой;

–аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

–понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь  собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

–самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его произведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

Выпускник получит возможность научиться:

- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

2.Содержание учебного предмета

1-й класс –9 ч

На изучение литературного чтения на родном языке в 1 классе отводится 9 часов в год (2 полугодие, 1 час в 2 недели)

Русские народные сказки, песенки, потешки, рассказы о животных, стихи С. Я. Маршака, В. А. Осеева «Волшебное слово», Н.Н. Носов «Фантазеры и затейники», В. П. Катаев «Цветик- семицветик», В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

2-й класс –34 ч

Стихи о Родине. Устное народное творчество. Произведения об осени. Произведения  о детях Н.Носова,С. Михалкова, Б. Заходера,Л. Осеевой, В. Катаева зарубежные народные сказки , рассказы о животных К. Коровина, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Чарушина, В. Бианки, К. Паустовского. Сказки зарубежных авторов Братья Гримм, Х.К. Андерсен

3-й класс- 34 ч

А. П. Чехов. «Белолобый», «Ванька». Л. Андреев «Кусака», Ц. Топелиус «Зимняя сказка». Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка: «Приемыш», «Умнее всех», «Постойко». Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен. «Снеговик». Рассказы о животных А.Куприна: «Синяя звезда», «Барбос и Жулька», «Собачье счастье».

Книги зарубежных писателей. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик». Дж.Лондон «Бурый волк» ( в сокращении). Э.Сетон-Томпсон «Чинк». Работа с книгами писателей-натуралистов (М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Г.Скребицкий, В.Бианки). Работа с выставкой книг зарубежных писателей. Слушание и сравнение произведений.

4-й класс -34 ч

Для чтения и обсуждения в классе.    Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки,  поговорки, пословицы, былины,  легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии. 

    Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран.  Приключенческая детская книга.      Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.

Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

     Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве.

    Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения урока

Вид контроля.

 Измерители.

план

факт

1

А.П. Чехов «Степь» (отрывок).

1

Текущий

2

И.С. Тургенев «Лес и степь», А.П. Чехов «Белолобый».

1

Урок творчество

Текущий

3

А.П. Чехов «Ванька».

1

Текущий

4

А.П. Чехов «Ванька».

1

Урок-диалог

Текущий.

5

Книги о животных. Л. Андреев «Кусака».

Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

1

Текущий

6

Книги о животных. Л. Андреев «Кусака».

Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

1

Урок- игра

Текущий

7

Ш. Перро «Подарки феи».

1

Урок- театрализация

Текущий

8

Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка».

1

Текущий

9

Х.К. Андерсен «Снеговик», братья Гримм «Умная дочь крестьянина».

1

Урок-следствие

Текущий

10

Урок обобщения и коррекции сказок.

1

Урок-игра.

Текущий

11

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш», В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

Текущий

12

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш», В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

Урок-беседа.

Текущий

13

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш», В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

Урок слушания.

Текущий

14

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».

1

Текущий

15

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко».

1

Текущий

16

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко».

1

Урок-конкурс.

Текущий

17

А.И. Куприн «Синяя звезда».

1

Текущий

18

А.И. Куприн «Синяя звезда».

1

Урок-рассуждение.

Текущий

19

А.И. Куприн «Синяя звезда».

1

Урок-творчество.

Текущий

20

А.И. Куприн «Синяя звезда».

1

Урок-диалог.

Текущий

21

И.А. Куприн «Барбос и Жулька».

1

Урок-путешествие.

Текущий

22

И.А. Куприн «Барбос и Жулька».

1

Работа в группе.

Текущий

23

И.А. Куприн «Собачье счастье».

1

Урок-сомнение.

Текущий

24

Урок обобщения по разделу «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна».

1

Урок-обобщение

Текущий

25

Дж. Лондон «Бурый волк».

1

Текущий

26

Дж. Лондон «Бурый волк».

1

Урок-рассуждение

Текущий

27

Дж. Лондон «Бурый волк».

1

Игра.

Текущий

28

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

1

Текущий

29

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

1

Текущий

30

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

1

Урок-диалог

Текущий

31

Дж. Чиарди «Джон ДжейПленти и кузнечик Дэн».

1

Текущий

32

Дж. Чиарди «Джон ДжейПленти и кузнечик Дэн».

1

Урок- игра

Текущий

33

Урок обобщения и коррекции знаний.

1

Урок- театрализация

Текущий

34

Урок обобщения и коррекции знаний.

1

Урок- театрализация

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов УМК "Школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;- примерной о...

Рабочая программа по литературному чтению для работы по УМК «Начальная школа XXI века».

Рабочая программа по литературному чтению для работы по УМК «Начальная школа XXI века»...

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов (УМК «Школа 21 века)

Рабочая  программа по литературному чтению  для 1-4 классов (УМК «Школа 21 века)...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса " Начальная школа 21 века"

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального госуд...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (1-4) УМК «Начальная школа 21 века»

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (1-4) УМК «Начальная школа 21 века»...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс "Начальная школа XXI век"

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс "Начальная школа XXI век"...