Приёмы работы с текстом в начальной школе
статья по чтению (2 класс)

в помощь учителю начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odna_iz_glavneyshih_zadach.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из главнейших задач, поставленных в начальных классах в части работы над связным текстом, — это окультуривание речи школьников, в том числе повышение ее выразительности. При поступлении в первый класс большинство детей умеют читать вслух. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, логически верно выстраивать фразы в разговоре о прочитанном. Большинство детей (стихийно) концентрируется на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное. Обучение осмысленному чтению в начальной школе способствует созданию у учащихся следующих навыков: – понимания основной идеи и темы, – извлечения интересной и полезной информации, – сбора и систематизации материала, – обдумывания оценочных суждений, – составления плана, – использования средств языка согласно литературным нормам, – умения владеть речью, отбирать языковые средства. Правильный подбор заданий для работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. По стандартной схеме ребёнок должен прочитать текст, ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова. Более прогрессивные задания проникают в суть проблемы и учат школьника мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом.  Анализ особенностей текстов, их композиционного разнообразия и стиля показывает учащимся важность свободного владения речью,

 

 

74 обдуманного высказывания своих идей, развивает вербальные, социальные и творческие умения. Для облегчения восприятия новой информации младшими школьниками необходимо использовать разные методики подачи языкового материала и подготовки речевой базы: – проведение урока в формате игры, сказки, литературной гостиной; – использование средств информационных технологий – видео уроки, презентации; – личностно-ориентированные уроки, на которых раскрывается и реализуется каждый из учащихся.  Задания на понимание смысла прочитанного 1. Подмена. После прочтения текста изменяем какую-то деталь в тексте. Просим рассказать ребёнка, что изменится в тексте. 2. Работа с деформированным текстом. Распечатать текст и разрезать его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу. 3. Сокращение текста. Текст сократить так, чтобы его смысл не изменился. Лишние слова и предложения можно вычёркивать в тексте. 4. Цепочка слов. Найдите ключевые слова и составьте из них цепочки, которые связывают текст воедино. На этапе подготовки к пересказу цепочки могут служить опорой. 5. Опорные слова. Пересказ по опорным словам; на первоначальном этапе это могут быть картинки, заменяющие слова. 6. Пробелы. После ознакомления с текстом подготовить распечатанный текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Заполнить пробелы, восстанавливая смысл текста. 7. Дополнение. Найти самые короткие предложения в тексте. Дополнить их второстепенными членами предложения, не нарушая смысла текста. Приёмы работы с текстом,  которые научат ребёнка анализировать текст 1. Определить тему, основную идею текста. 2. Составить план текста, на основе плана сделать вместе небольшую раскадровку или нарисовать комикс. 3. Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий. 4. Составить вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждать над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев. 5. Поставьте себя на место одного из персонажей. Пусть ребенок пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя. Становление языковой личности поможет ребёнку в будущем реализовать себя в современном обществе, удовлетворять свои духовные и эстетические потребности, а также стать интеллектуально, эмоционально, духовно активным читателем, готовым к сотворчеству в понимании и открытым к самостоятельным творческим проявлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Статья по теме «Работа с текстом в начальной школе. Из опыта работы».

В статье обобщается опыт работы с текстом в по предметам начальной школы....

Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы)

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники...

Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...

Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе

Конспект выступления "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе на уроках окружающего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе  на уроках окружающего мира". Идея опыта - побуждение детей к деятельности, направленной на овладение новыми умениями, и ...

Приёмы работы с текстом в начальной школе

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. О...