Рабочая программа "Литературное чтение " 3 класс 21 век
рабочая программа по чтению (3 класс)

Жанна Константиновна Шлёпина

Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4 классов, 2009 года, на основе авторской программы «Литературное чтение» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.)  ,  рассчитана на 4 часа в неделю. (136 часов в год) и в соответствии с выбранным учебником: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.  Литературное чтение: 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx77.88 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налобихинская средняя общеобразовательная школа им. А.И.Скурлатова»

«Рассмотрено»

На заседании методического

объединения учителей

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

Руководитель методического

объединения____________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________________

 «__»____________20___г.

«Утверждено»

Директор школы

________________________

 «__»________________20___г.

Рабочая программа учебного курса

«Литературное чтение»

для 3 класса

начальное общее образование

Срок реализации 1 год

Составитель:

 учитель начальных классов


Шлёпина Жанна Константиновна

                                     

                               

2019 – 2020 уч. год

                                               

                                                               Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений 1-4 классов, 2009 года, на основе авторской программы «Литературное чтение» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.)  ,  рассчитана на  4 часа в неделю. (136 часов в год) и в соответствии с выбранным учебником: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.  Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учрежденийв 2-х ч.,-5-е изд., перераб..-М.:Вентана-Граф, 2013

Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ-3

Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.

 Задачи курса:

  • обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, понимание учащимся текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать свою точку зрения (позиции читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать  литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова.
  • расширять круга чтения учащихся, создавать «литературное пространство»,

соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.

 Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

1.Л.А. Ефросинина  Литературное чтение, 3 класс, учебник. - М.: Вентана – Граф, 2013, в 2 ч.

2. .Л.А. Ефросинина  Л.А. Литературное чтение, 3 класс, учебная хрестоматия. - М.: Вентана – Граф, 2013, в 2 ч.

3..Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова. Программа «Литературное чтение», 1-4 классы, М.: Вентана-Граф, 2012.

4..Л.А. Ефросинина, Литературное чтение, «Оценка достижения планируемых результатов обучения» -  М.: Вентана – Граф, 2013, в 2 ч.

5 .Литературное чтение. 3 класс. Методическое пособие по учебнику Л.А.Ефросининой, М.: Вентана-Граф, 2011.

                                                  Дополнительная литература.

      1.Л.А. Ефросинина  Литературное чтение, 3 класс, рабочие тетради. - М.: Вентана – Граф, 2013, в 2 ч.    2. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Ковалевой, Логиновой. Просвещение 2010 г.

        3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Асмолов, Володарская. Просвещение 2009 г.

  1.  Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина);(электронное учебное пособие )

М.: Вентана-Граф, 2012.

       5. . Уроки литературного чтения в современной начальной  школе :3 класс: книга для учителя /Н.Ф.Виноградова , И.С.Хомякова, И.В.Сафоноваи др.; под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М.:Вентана-Граф,2013

6. Литературное чтение. 3 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой / авт.-сост. Н.Н. Кузнецова.-Волгоград: Учитель, 2016

Обеспеченность учебниками – 100%.

Данная программа реализуется  и для обучающихся  с ЗПР (7.2)

                               

                               Общая характеристика учебного предмета

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма) ;

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников,  компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

•  дифференцированное обучение обеспечивает  учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений  постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

                       Описание ценностных ориентиров содержания

Специфика литературного чтения  заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых  в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

               Требования к уровню  подготовки учащихся , обучающихся по данной программе

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  2. формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

  1. Личностные результаты освоения АООП НОО
  2. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
  3. 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  4. 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  5. 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  6. 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  7. 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  8. 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  9. 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  10. 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  11. 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  12. 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  13. 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  14. 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  15. 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
  16. 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

  1. Метапредметные результаты освоения АООП НОО.
  2. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
  3. 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
  4. 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  5. 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  6. 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  8. 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
  9. 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  10. 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  11. 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  12. 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  13. 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  14. Предметные результаты освоения АООП НОО
  15. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
  16. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
  17. 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  18. 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
  19. 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
  20. 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  21. 5) умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу;
  22. 6) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  23. 7) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

               42 8) формирование потребности в систематическом чтении

Планируемые результаты

К концу обучения в 3 классе ученик достигнет  следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности

Ученик научится:

  • осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
  • читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60 – 75 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • читать наизусть заранее подготовленные произведения;
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/ различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам;

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать     своё мнение о произведении;
  • понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
  • работать с книгами разного типа(книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:

Ученик  научится:

• различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;

• определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;

• подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

• находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

  •   находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, эпитет, сравнение);

Ученик может  научиться:

• подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

• употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;

• находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»:

Ученик научится:

• понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героев в соответствии с образом, созданным автором произведения;

• инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

            • моделировать «живые картины» к изученным произведениям;

  • создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.

            Ученик получит возможность научиться:

• иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

• выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений»;

• творчески пересказывать произведение от лица героя;

  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

• определять и формулировать главную мысль текста;

• находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;

 • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героя;

• делить текст на составные части, составлять план текста;

• понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;

            • сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

           Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

• находить информацию о книге, об авторе пользуясь структурными элементами книги;

• целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

  • сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

     Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Тесты (вид проверочных н контрольных работ)

     Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки* самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60 % заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20 % заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20 % заданий - учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей. Каждый вариант состоит из 10 заданий. Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать верный и отметить его косым крестиком (х). На проведение теста отводится один урок. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное - 0 баллов.

     Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):

    «5» - ученик набрал 9-10 баллов;

    «4» - ученик набрал 7-8 баллов;

    «3» - ученик набрал 5-6 баллов;

Литературные диктанты

     Литературные диктанты - это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить й повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разбить на три вида: лексические, информационные, литературоведческие.

     Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведения в учебниках; литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия, а информационные — имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

Вводятся литературные диктанты со 2 класса, время их проведения определяет учитель. Количество слов в 3 классе — 10-12. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии.

Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т. д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» — если в работе нет ошибок;

«4» — если в работе одна ошибка;

«3» —если в работе две ошибки;

«2» — если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания

     Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированности учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т. д.).

     Результаты диагностических заданий не оцениваются отметкой. К каждому заданию даны 3-5 ответов, среди которых один верный. Работа включает набор заданий, устанавливающих сформированность основных элементов умственной деятельности, которые условно обозначим словами: осведомленность, аналогия классификация, обобщение.

     Задания на классификациями обобщение показывают уровень логических связей на отработанном материале (часть - целое, противоположность, функциональные дяачи^ вид - род, причина - следствие).

     Для 3 класса даются по два теста на каждый год (первое полугодие -10 зданий, второе полугодие -15 заданий).

     Диагностические задания выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:

0 баллов - задание не выполнено;

1 балл - выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла - задание выполнено верно.

     Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы и класса):

     высокий - ученик по большинству заданий получает 2 балда;

     средний - ученик по большинству заданий получает 1 балл;

     низкий - ученик по большинству заданий получает 0 баллов.

     Анализируя выполнение диагностических заданий, учитель может увидеть соотношение между предметными знаниями и уровнем сформированности компонентов учебной и читательской деятельности, внести коррективы в организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Оценка навыков чтения (темп, чтения способ, правильность, понимание)

     3 класс

     Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту  вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

     Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами; со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

     Отметка « 3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

     Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Оценка выразительности чтения

     Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами). Итоговый контроль следует проводить 1-2 раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (1/2 страницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

     Отметка «5» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.

     Отметка «4» — ученик; читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен,

     Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

     Отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Оценка умений работать с книгой

     Обучение младших школьников работе с детской книгой является «ютым элементом программы по литературному чтению

     В нашем курсе постоянно идет обучение детей работе с книгой и формирование у них основ читательской самостоятельности. В соответствии с требованиями программы разработаны проверочные и контрольные работы, определяющие умения работать с книгой. Задания по работе с книгой входят в текущие и итоговые контрольные работы, предлагаемые для проверки уровня начитанности, знания  изученных произведений и читательских умений. По результатам текущих и итоговых работ учитель может, выявив сформированность читательской самостоятельности и читательских умений, скорректировать работу с детской книгой так, чтобы повысить уровень подготовки начинающего читателя.

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом

художественного произведения

     Выявление уровня начитанности чрезвычайно важно в ходе изучения отдельных блоков (разделов) и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии учащихся.

     Цель текущих и итоговых работ данного типа — проверить знание учащимися произведений из обязательного круга чтения, выявить глубину усвоения изученных произведений, знание литературоведческих понятий, вошедших в программу курса. Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы на каждом этапе обучения. Содержание работ: вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме.

     Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различаются тремя уровнями сложности. Первый вариант  соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают часто повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

     Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее 3/4 всех заданий;

«3» - если выполнено не менее 1/2 всех заданий

«2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий.

     Каждый вариант контрольной работы состоит из основных заданий и дополнительных (обозначены *). Дополнительные задания выполняются по желанию и оцениваются отдельной отметкой. Исправления и оформление работы не учитываются при выставлении отметки за знания. 

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

№ п/п

                        УУД (компетенции). Вид проверки

Время выполнения

I полугодие

1

Умение читать вслух (способ, темп, правильность, понимание). Текущая проверка

Сентябрь

2

Умение читать  молча, работать с текстом произведения и информацией.  Текущая проверка

Октябрь

3

Выразительность чтения. Текущая проверка

Сентябрь — октябрь

4

Начитанность и знание изученных произведений. Текущая проверка. Комплексная проверочная работа.

Октябрь — ноябрь

5

Начитанность и знание изученных произведений. Тестовые задания (вид текущей проверки)

Сентябрь — октябрь

6

Литературная эрудиция.  Текущая проверка. Текущая проверка Литературные диктанты.

В течение полугодия

7

Сформированность учебной и читательской деятельности. Текущая проверка. Диагностические  задания.

В конце первой четверти

8

Умение читать  вслух (способ, темп, правильность, понимание). Итоговая проверка

Ноябрь

9

Умение читать молча, работать с текстом произведения и

информацией. Итоговая проверка

Ноябрь — декабрь

10

Начитанность и знание изученных произведений. Итоговая проверка. Комплексная проверочная работа.

Декабрь

11

Начитанность и знание изученных произведений. Тестовые задания (вид текущей проверки)

Декабрь

12

Литературная эрудиция. Текущая проверка. Литературные диктанты.

В течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности. Итоговая проверка. Диагностические задания

В конце полугодия

II полугодие

1

Умение читать  вслух (способ, темп, правильность, понимание). Текущая  проверка.

Январь — февраль

2

Умение читать молча, работать с текстом произведения и

информацией. Текущая проверка

Февраль

3

Выразительность чтения. Текущая проверка

Один раз в четверть

4

Начитанность и знание изученных произведений. Текущая проверка. Комплексная проверочная работа.

Март

5

Начитанность и знание изученных произведений. Тестовые задания (вид текущей проверки)

Март

6

Сформированность учебной и читательской деятельности. Текущая проверка. Диагностические задания

В конце четверти

7

Умение читать  вслух (способ, темп, правильность, понимание). Итоговая  проверка.

Апрель

8

Умение читать молча, работать с текстом произведения и

информацией. Итоговая проверка

Апрель — май

9

Начитанность и знание изученных произведений. Итоговая проверка. Комплексная проверочная работа.

Апрель — май

10

Начитанность и знание изученных произведений. Тестовые задания (вид итоговой проверки)

Май

11

Литературная эрудиция. Текущая проверка

Литературные диктанты.

В течение полугодия

12

Сформированность учебной и читательской деятельности. Итоговая проверка.  Диагностические тесты и задания.

Май

Учебно-тематический  план

Тема раздела

Количество часов

Контрольные работы

1

Устное народное творчество

16

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

10

4

Стихи русских поэтов

5

5

Произведения Л.Н. Толстого

11

6

Произведения Н.А. Некрасова

7

7

Произведения А.П. Чехова

6

8

Сказки зарубежных писателей

4

9

Стихи русских поэтов

7

1

10

Произведения

Д.Н. Мамина-Сибиряка

6

11

Произведения А.И. Куприна

8

12

Стихи С.А. Есенина

7

13

Произведения К.Г. Паустовского

12

1

14

Произведения С.Я. Маршака

4

15

Произведения Л. Пантелеева

5

16

Произведения А.П. Гайдара

6

17

Произведения М.М. Пришвина

7

18

Произведения зарубежных писателей

10

1

Итого

136

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе..

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Деятельность

уч-ся на уроке

1.

1.Устное народное творчество (16 часов)

Произведения фольклора. Загадки. Какие бывают загадки. В. Даль «Старик- годовик»

Работать со справочным текстом, проверять свой читательский опыт. Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Различать виды загадок. Выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки.    

2.

Произведения фольклора. Пословицы. Какие бывают пословицы.

Работать со схемой: заполнять, подтверждать ответы примерами. Выделять особенности пословиц, различать пословицы по темам. Определять скрытый смысл пословиц. Выполнять задания в учебнике, учебной хрестоматией, тетради.

3.

Русские народные сказки «Самое дорогое».

Воспринимать на слух фольклорное произведение, высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах: читать по ролям диалоги героев. Самостоятельно работать с новым произведением: чтение, пересказ, восприятие. Находить и читать описание героев дочерей.

4.

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую». 

5.

Сказки о животных Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иваныч»

Воспринимать произведение на слух. Моделировать обложку и определять тему и вид сказки. Самостоятельно работать со сказкой: первичное чтение молча, работа с текстом, выполнение заданий в тетради. Сравнивать народные сказки: выделять особенности каждой сказки (зачин, повторы, имена героев). Работать с книгами сказок о животных: рассматривать, правильно называть, сравнивать книги-произведения с   книгами-сборниками

6.

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка», башкирская народная сказка «Умная внучка»

Выделять особенности сказок с задками: сюжет, загадки, главная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных. Работать самостоятельно с  произведением: ознакомительное чтение молча, выполнение заданий в тетради. Сравнивать сказки с похожим сюжетом (работа с таблицей)

7-8

Волшебные  сказки.  "Царевич Нехитер-Немудёр".  Русская народная сказка.  О присказках.

Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чудеса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отношение к героям и их поступкам. Рассказывать сказку с присказкой. Сравнивать волшебные и бытовые сказки.  

9.

 Сказки народов России. Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц».

Слушать и слышать русскую народную сказку «Елена Прекрасная». Моделировать обложку, выделять чудеса. Определять вид сказки, указывать признаки волшебной сказки. Самостоятельно работать с чукотской народной сказкой «Девушка и Месяц». Классифицировать народные сказки, книги со сказками.

10.

Малые  жанры фольклора Скороговорки.  Потешки. Какие бывают скороговорки.

Объяснять литературные понятия (фольклор, скороговорки, потешки, загадки, пословицы). Различать произведения фольклора.

11.

Обобщение по разделу.

Определять алгоритм порядок выполнения работы. Пользоваться умениями читать вслух и молча, а так же видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике,  учебной хрестоматии, словаре-справочнике.  Писать литературоведческий диктант. Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. Заполнять таблицу.

12.

Былины. «Добрыня и Змея». «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и называть признаки жанра. Различать формы записи былин (прозаическую и стихотворную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить – Родине служить». Сравнивать героев былин.

13.

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

14.

Былины. «Вольга и Микула».

15.

Былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

Рассматривать книги о русских богатырях, сравнивать иллюстрации разных художников. Читать былины, соблюдать паузы и выделять повторы и ключевые слова, предложения. Составлять словарь имён былинных героев, слов и выражений. Сравнивать содержание былин об оном и том же герое «Добрыня и Змея», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».  

16.

Обобщение по разделу

Самопроверка уровня начитанности: самостоятельная работа с заданиями рубрики «Проверь себя»; сравнивать свою работу с готовым образцом, исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию, оценивать работу (самооценка).

17.

2.Басни (5 часов)

Басни Эзопа и Крылова. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лисица и Виноград»..

Знакомиться с понятиями: мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать бани И.А. Крылова и Эзопа.

18.

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица».

Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать басни.

19.

Басни Эзопа и Крылова.  И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник».

Слушать чтение одноклассников, выражать своё отношение к произведению. Моделировать обложки, сравнивать басни по структуре.

20.                            

Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е. Измайлов «Филин и Чиж».

Работать с книгами басен по группам: рассматривать, выделять название. Группировать по типам: книга-произведение,  книга-сборник.

21.

Басни.

Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять по готовому образцу, исправлять, доказывать, оценивать. Писать литературный диктант.

22.

3.Произведения А. С. Пушкина (10 часов)

Произведения А.С.Пушкина.

«У лукоморья дуб зелёный…»

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Воспринимать на слух стихотворное произведение (отрывок из поэмы), объяснять картины и образы. Учить читать выразительно: определять задачу чтения, тон и темп чтения, объяснять знаки препинания и их значение в стихотворении. Находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте. Выполнять и комментировать задания в тетради.

23.

Произведения А.С.Пушкина.

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «Бой Руслана с головой».

24.

Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Воспринимать на слух стихотворное произведении, высказывать своё мнение. Моделировать обложку, указывать жанр (сказка) и тему (о семье, о людях). Сравнивать произведения, сходные по сюжету (сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..» и русскую народную сказку «Царевич Нехитёр-Немудёр»: сюжеты, герои, чудеса и превращения. Работать с таблицей. Писать литературный диктант (лексический). Наблюдать за изменениями состояния моря, движения кораблика.

25.

Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

26.

Сказки А.С. Пушкина «Сказ-ка о царе Салтане…».

27.

Сказки А.С. Пушкина

К. Паустовский «Сказки Пушкина».

Работать с книгами сказок А.С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания, разного размера, разных типов (книга-произведение, книга-сборник). Воспринимать на слух художественно-публицистический текст, высказывать свое мнение о книге. Работать в группах с произведениями: читать, слушать чтение.

28.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Э. Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны».

29.

Стихи о природе. А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер».

Воспринимать на слух стихотворное произведение о природе, выражать своё отношение к прочитанному, моделировать обложку (автор, заголовок, тема и жанр). При анализе стихотворения использовать понятия: рифма, строфа, стихотворная строка (стих). Работать над выразительным чтением стихотворения. Выполнять задания в тетрадях и выполнять самопроверку по                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     готовому образцу или под руководством учителя. Писать литературоведческий диктант.  

30.

Стихи о няне.

А.С. Пушкин «Няне».

Воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать свою оценку, читать выразительно передавая интонационный рисунок стихотворения.  Находить справочную информацию об вторе и няне.  

31.

 Произведения А.С.Пушкина

Выполнить задания рубрики «Проверь себя» в учебнике (работа в группах). Читать наизусть подготовленные произведения А.С. Пушкина. Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять выполнение (работа в парах) и оценивать работу. Писать лексический литературный диктант.

32.

4.Стихи русских поэтов (5 часов)

Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою зимою…».  

Работать со стихотворным произведением: слушание, беседа по содержанию, чтение по строфам, выделение эпитетов, сравнений, упражнение в выразительном чтении.

33.

Стихи об осенней природе. А.Н. Майков «Осень». 

Воспринимать на слух стихотворное произведение, выполнять задание в учебнике и тетради. Читать выразительно – работа в парах.

34.

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря».

Выразительно читать стихотворное произведение, передать интонационный рисунок, эмоции. Выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения А.А. Фета и работать с таблицей.

35.

Стихи русских поэтов.

И.А. Бунин «Листопад».

Читать наизусть стихотворение, слушать чтение одноклассников. Задавать вопросы по произведению, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников. Слушать стихотворение: целостное восприятие произведения, ответы на вопросы, моделирование обложки. Выполнять задания в учебнике и тетради. Писать лексический литературный диктант.

36.

 Контрольный урок.

Самостоятельно работать со схемой «Родные поэты»: заполнить, подтвердить примерами, прочитать выразительно одно из стихотворений по желанию. Выполнять контрольную работу пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником и книгами».  Проверять выполнение заданий по образцу или фронтально. Писать смешанный литературный диктант.

37.

5.Произведения Л.Н. Толстого (11ч)

Жанры произведений Л.Н.Толстого. Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и волк».

Знакомиться с новым разделом, находить в учебнике информацию об авторе. Воспринимать целостное художественное произведение: слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление, формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради.  Выражать своё отношение к героям произведения, их поступкам с позиции нравственности.

38.

Жанры произведений Л.Н.Толстого. Л.Н. Толстой «Ореховая ветка».

39-40.

Сказки Л.Н. Толстого «Работник Емельян и пустой барабан».

Читать произведение по абзацам, слушать чтение одноклассников, следить по тексту. Объяснять смысл заголовка. Определять особенности сказки (объяснять имена героев, находить описание внешнего вида героев, предметов). Работать с текстом сказки: выполнять задания в учебнике и тетради, отвечать на вопросы, формулировать вопросы по содержанию. Сравнивать произведения одного автора и заполнять таблицу.

41.

Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы».

Определять главную мысль произведения. Сравнивать художественные и научно-познавательные рассказы: особенности повествования, эмоциональная составляющая, позиция автора в каждом рассказе.

42.

Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

43-44.

Художественные рассказы Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой «Прыжок».

Воспринимать произведение на слух: слушать чтение учителя, высказывать свои впечатления. Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). Работать с текстом: читать по смысловым частям, составлять эскизно-модельный план с «заменителями» героев. Выражать своё отношение к героям на основе анализа их поступков. Использовать при  работе с текстом понятие «сюжет», показывать развитие сюжета на сюжетно-композиционном треугольнике.

45.

Былины Л. Н. Толстого.

 Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь»

Воспринимать на слух текст былины, следить по тексту. Выделить композиционные элементы в тексте – повторы, находить устаревшие слова и объяснять их значение, работать со словарём по тексту. Выделять особенности былины: повторы, напевность, особенности языка, гиперболизация силы героев, тема служения Родине. Читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетрадях. Составлять план с выделением основной информации. Готовить рассказ о русском богатыре.

46.

Книги Л.Н.Толстого.

А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах».

Воспринимать произведение на слух: слушать чтение учителя, высказывать свои впечатления. Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). Работать с текстом: читать по смысловым частям, составлять эскизно-модельный план с «заменителями» героев. Выражать своё отношение к героям на основе анализа их поступков. Использовать при  работе с текстом понятие «сюжет», показывать развитие сюжета на сюжетно-композиционном треугольнике.

47.

 Обобщение по разделу.

Работать с книгами по теме: выбирать, называть, представлять книги со стихами Н.А. Некрасова. Повторять изученные стихотворения. Обобщать знания,   работать с заданиями рубрики «Проверь себя». Участвовать в конкурсе чтецов (работа в группах).

48.

6.Произведения Н.А. Некрасова (7 часов)

Стихотворения о детях.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок).

К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок».

Воспринимать на слух художественное произведение (стихотворение) Н.А. Некрасова. Самостоятельно работать со стихотворением: читать, моделировать обложку (определять ему, жанр, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с произведением: читать  по строфам, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать своё восприятие стихотворения с восприятием автора.

49.

Стихи о детях.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети».

Самостоятельно работать с новым произведением: чтение названия, ознакомительное чтение текста, моделирование обложки.

50.

Стихи о природе

Н.А. Некрасов «Славная осень…».

Сравнивать описание поздней осени и наступающей весны. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать своё восприятие стихотворения с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнять задания в тетради.

51.

Стихи о природе

Н.А. Некрасов «Зелёный шум», К.И. Чуковский «Зелёный шум».

Сравнивать описание поздней осени и наступающей весны. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать своё восприятие стихотворения с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнять задания в тетради. Писать диктант.

52.

Стихи о природе

Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Воспринимать на слух произведение. Выражать своё отношение к герою (Морозу), объяснять слово «воевода». Определять тон, ритм чтения. Выразительно читать стихотворение наизусть. Создавать иллюстрации к тексту (работа в группах).

53.

 Стихи Н.А. Некрасова.

 К. И. Чуковский .О стихах Н.А. Некрасова.

Н.А. Некрасов «Саша»                            

Слушать статью К.И. Чуковского, объяснять его отношение к стихам, подтверждать свои доводы словами из текста. Работать в группах: слушать стихотворение, выполнять задание в тетради. Классифицировать стихи Н.А. Некрасова по темам. Работать с рубрикой «Книжная полка», «Русские поэты»; читать изученные стихотворения, группировать по темам. Изучать книги со стихами Н.А. Некрасова

54.

 Русские поэты.

Работать с книгами по теме: выбирать, называть, представлять книги со стихами Н.А. Некрасова. Повторять изученные стихотворения. Обобщать знания,   работать с заданиями рубрики «Проверь себя». Участвовать в конкурсе чтецов (работа в группах).

55.

7.Произведения А. П. Чехова (6 часов)

Повести и рассказы.

А.П. Чехов «Степь» (отрывок).

Знакомство с новым разделом: читать вступительную статью, находить информацию о писателе. Работать с рассказом А.П. Чехова, выполнять задания в учебнике и тетради. Самостоятельно читать рассказ И.С. Тургенева, находить описание леса и степи. Сравнивать произведения различных авторов и находить: описания, эпитеты, сравнения, олицетворение. Воспринимать на слух прозаические произведения, высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Писать лексический литературный диктант.

56.

Повести и рассказы.

А.П. Чехов «Белолобый».

57-58.

Произведения о детях.

А.П. Чехов «Ванька»

Учить работать с произведением до чтения: находить фамилию автора и заголовок, правильно читать название произведения. Читать по частям, озаглавливать, прогнозировать развитие событий. Выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героев рассказа, выделять эпизоды - описание жизни героя. Учиться понимать позицию автора и выражать своё отношение к герою, читать монолог Ваньки.

59.

Книги о животных. Л. Андреев «Кусака».

Самостоятельно работать с книгами: рассматривать, работать с аппаратом. Воспринимать на слух произведение, адекватно реагировать на поведение героев, понимать мотивы героев произведения, сопереживать им, выражать своё отношение. Читать рассказ вслух по частям, составлять план, выполнять задание в учебнике и тетради. Писать информационный литературный диктант.

60.

Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Воспринимать на слух очерк, находить информацию о произведении. Выполнение задания в тетради. Находить информацию об авторе а разных источниках. Заполнять таблицу.

61.

8.Сказки зарубежных писателей (4 часа)

Сказки Ш. Перро.

Ш. Перро «Подарки феи».

Повторять сказки Ш. Перро. Воспринимать на слух литературное произведение (сказку), выражать своё отношение к героям. Работать с текстом произведения: выявлять особенности речи, находить повторы.

62.

Сказки Ц. Топелиуса.

 Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка».

Первичное восприятие сказки: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы, дополнять одноклассников. Читать по абзацам, составлять план. Работать в группах: пересказывать сказку подробно, выполнять задания в учебнике и тетради, определять главную мысль произведения.

63.

Сказки зарубежных писателей.  Х.К. Андерсен «Снеговик», братья Гримм «Умная дочь крестьянина».

Работать самостоятельно с книгами сказок (рассматривать, читать предисловие, знакомиться с содержанием). Повторять изученное, обобщать, работать со схемой. Воспринимать на слух литературное произведение, выполнять задания в тетради. Самостоятельно работать с произведением. Писать информационный литературный диктант.

64.

В мире сказок.

Выполнять комплексную контрольную работу, обобщать и корректировать знания, полученные в ходе изучения раздела.

65.

9.Стихи русских поэтов (7 часов)

 Стихи о Родине.

И.С. Никитин «Русь».

Знакомиться с новым разделом: читать вступительную статью, определять учебные задачи. Воспринимать на слух стихотворное произведение, выделять его особенности, определять тему. Учиться выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы по тексту. Осваивать понятия: тон, ритм, логическое ударение, пауза.

66.

Стихи о природе.

И.С. Никитин «Утро».

Работать с новым произведение: первичное чтение молча (без проговаривания), моделировать обложку и сравнивать с готовой моделью. Выполнять задания в учебнике и тетради. Работать с текстом произведения: выделять описание картин природы (пейзажи), находить эпитеты и олицетворения. Выразительно читать стихотворения, выделять логические ударения. Писать информационный литературный диктант.

67.

Стихи о детях и для детей.

И.З. Суриков «Детство».

Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы, выражать своё впечатление о произведении (первичное восприятие). Моделировать обложку, определять главную мысль текста. Читать стихотворение по строфам.

68.

Стихи русских поэтов.

И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…».

Повторять изученные произведения И.С. Никитина: называть правильно, читать наизусть, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Воспринимать на слух новое произведение, выражать своё мнение, работать с текстом произведения: читать вслух, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения разных авторов, работать с таблицей. Писать лексический литературный диктант.

69.

Стихи о Родине.

С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».

Воспринимать на слух художественный текст: слушать чтение учителя, выражать своё мнение о произведении, объяснять заголовок. Определять композиционные особенности текста, объяснять значение знаков препинания, моделировать обложку. Использовать при анализе литературоведческие понятия «эпитет», «сравнение». Повторять и сравнивать изученные стихотворения. Выполнять задания в учебнике и тетради.

70.

Стихи о Родине и родной природе.

 Ф.Н. Глинка «Москва».

Воспринимать на слух литературное произведение (стихотворение Ф.Н. Глинка): слушать чтение и следить по тексту. Моделировать обложку (определять тему, жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок). Осваивать литературоведческие понятия: ритм, рифма, олицетворение – и использовать их при анализе произведений.

71.

 Обобщение по разделу. 

Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения,  аргументировать свой ответ и подтверждать текстами. Соотносить фамилии авторов с заголовком произведений, отрывки стихотворений с их  названиями и иллюстрациями к ним. Классифицировать изученные произведения по жанрам: составлять общий список.

72-74.

10.Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка»

 (6 ч)

Рассказы о животных.

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш», В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Самостоятельно работать с произведением, отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы. Вырабатывать систему личностных смыслов через оценку поступков героев произведений. Определять авторскую позицию и предавать её через выразительное чтение.

75.

Сказки о животных.

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».

Самостоятельно работать с произведением: читать молча, определять жанр и тему, моделировать обложку. Выполнять задания в учебнике и тетради, находить диалоги. Читать по ролям, предавая особенности характеров героев.

76-77.

Произведения  о животных.

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко». Книги Д.Н. Мамина – Сибиряка

Рассказывать об одном из героев. Воспринимать на слух новое произведение, работать с ним: определять главную мысль, читать отдельные эпизоды и монологи героев. Работать с книгами о животных, писать отзывы о прочитанных книгах.   Слушать отзывы о книгах, дополнять ответы одноклассников, задавать вопросы.

78-81.

11.Произведения  А.И. Куприна(8часов)

Произведения о людях.

А.И. Куприн «Синяя звезда».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы. Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок), сравнивать свою модель с готовой. Работать с текстом произведения: читать по абзацам, отвечать на вопросы к тексту произведения, определять главную мысль. Оценивать поведение героев произведения с точки зрения нравственности. Писать информационный литературный диктант.

82-83.

Рассказы о животных. А Куприн «Барбос и Жулька»

Воспринимать художественное произведение: учиться слушать и слышать художественное слово. Самостоятельно работать с новым произведением: первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий к тексту. Самоконтроль: сравнение обложки с образцом. Делить текст на части, подробно пересказывать

84.

Книги о животных.

 И.А. Куприн «Собачье счастье».

Слушать чтение одноклассников, беседовать о произведении (работа в группах). Читать выразительно монологи героев, определять главную мысль сказки. Объяснять позицию автора и определять свою. Готовить рассказ о герое, собирать информацию о породах собак (работа в мини-группах), пользуясь энциклопедией и другими источниками информации.

85.

 Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна». 

Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, соотносить отрывки с произведениями (задания в учебнике и тетради), называть героев изученных произведений, подтверждать текстом. Соотносить фамилии авторов с заголовками произведений, отрывки произведений с их названиями.

86.

12.Стихи С.А. Есенина (7 часов)

Стихи о Родине.

С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…»

Работа с произведением: читать, комментировать заглавие, выполнять задания в учебнике, определять эпитеты, сравнение, олицетворения. Сравнивать строфы, указывать паузы, выделять логические ударения. Выразительно читать один из отрывков наизусть.

87.

Стихи о природе.

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

Воспринимать на слух стихотворное произведение. Моделировать обложку: жанр, тема, фамилия автора и заголовок, сравнивать с готовой моделью. Упражняться в чтении строф, находить сравнения и эпитеты. Читать выразительно, наблюдать за знаками препинания и объяснять их значение в тексте, оценивать выразительное чтение одноклассников.

88.

Стихи о природе.

С.А. Есенин «Берёза», Стихи С.Есенина о берёзе

Читать стихи, выделять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать строфы, наблюдать за рифмами, выделять логические ударения. Готовить выразительное чтение одного из отрывков стихотворений о берёзе. Упражнять в выразительном чтении стихотворения «Берёза», определять интонационную партитуру, показывать отношение автора. Заучивать наизусть.

89-90.

Стихотворения для детей.

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

Самостоятельно работать со стихотворением «Бабушкины сказки», пользуясь алгоритмом учебных действий. Выполнять задания к тексту. Писать литературный лексический диктант.

91.

Родные поэты. Книги со стихотворениями русских поэтов.

С.А. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…».

И.С. Тургенев «Деревня».

Сравнивать стихи С.А. Есенина. Работать с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе. Слушать новое произведение, работать с ним по алгоритму.

92.

 Обобщение по разделу. Проверь себя.

 

Выполнять задания рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради. Принимать участие в конкурсе выразительного чтения стихов. Работать с каталогами и библиотечными формулярами. Писать литературоведческий диктант.  

93-96.

13.Произведения К.Г. Паустовского (12 часов)

Произведения для детей.

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике. Использовать различные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное) для решения учебных задач. Анализировать отношения героев и авторскую точку зрения, вырабатывать своё отношение к героям. Работа в группах: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы в учебнике, дополнять ответы одноклассников. Самостоятельно выполнять задания в тетради. Находить и читать диалоги героев (работа в парах). Делить текст на части и составлять план. Находить описание героев, выделять сравнение и образные выражения. Обучаться художественному пересказу по плану.

97-99.

Рассказы о животных.

К.Г. Паустовский «Кот – ворюга».

Воспринимать на слух художественное произведение: слушать чтение учителя, выражать своё первое впечатление. Работать с произведением: моделировать обложку, определять тему и жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок. Работать с текстом произведения: читать, выделять эпизоды, выполнять задания в учебнике и тетради. Усваивать понятия «юмор», «юмористический рассказ». Работать с композицией произведения. Рассказывать о герое (образ, внешний вид, поступки).

100.

Рассказы К.Г. Паустовского К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». 

Самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, тема, жанр) и сравнивать с готовой моделью. Читать рассказ вслух по абзацам, находить описание.

101.

Рассказы К.Г. Паустовского К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

Выполнять задания в учебнике и тетради. Самостоятельно работать с произведением, объяснять своё отношение к героям рассказа, определять позицию автора. Дифференцированная работа: чтение эпизодов. Работа с терминами: научно-познавательный рассказ, автор-рассказчик.

102.

Рассказы о животных.

И.С. Тургенев «Воробей», К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»,

Воспринимать на слух новое произведение. Моделировать обложку: указывать название произведения, определять тему и жанр. Читать молча, выполнять задания в учебнике. Определять и аргументировать точку зрения автора, высказывать свою о поступках героев. Работать с книгами: рассматривать, находить предисловие, оглавление, аннотации. Определять отношение автора к герою. Выразительно читать кульминационный эпизод. Воспринимать на слух новое произведение.

103.

Контрольный урок

Обобщение знаний и умений, полученных в ходе изучения тем раздела. писать комплексную разноуровневую работу

104.

Моя любимая книга

Выполнять задания в учебнике и тетради, Участвовать в викторине «По страницам нашего учебнике».

105-106

14.Произведения  С.Я. Маршака  (4 часа)

Стихи о Родине и родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка», «Ландыш».

Работать с новым разделом: читать название, вступительную статью «Обратите внимание», знакомиться с содержанием раздела, определять учебную задачу изучения произведений данного раздела. Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: находить и читать название произведения, рассматривать учебный материал (иллюстрации, вопросы и задания, подсказки, памятки). Выполнять задания в учебнике и тетради под руководством учителя.

107.

Пьесы-сказки С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом»

Воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради. Учиться формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Находить в учебнике информацию об авторе. Давать свою  оценку произведению, аргументировать свой ответ. Определять главную мысль, подтверждать свой ответ текстом.

108.

Произведения и книги

С.Я. Маршака.

 В.Е. Субботин «С Маршаком».

Читать наизусть стихи С.Я. Маршака. Сочинять аннотацию к книге, принесённой на урок. Участвовать в конкурсе творческих работ и конкурсе чтецов.

109.

15.Произведения  Л. Пантелеева  (5 часов)

Художественные рассказы.

Л. Пантелеев «Честное слово».

Воспринимать на слух художественный текст, выражать первое впечатление (первичное восприятие). Определять главную мысль произведения, объяснять понятия «честь», «долг», «доброта», «отзывчивость» в контексте анализа произведения. Учиться читать диалоги героев по ролям. Различать литературоведческие понятия.

110.

Художественные рассказы.

В.А. Осеева «Бабка».

111-112.

Исторические рассказы.

Л. Пантелеев «Камилл и учитель».

Читать рассказы по частям, отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников. Моделировать обложку, сравнивать с готовой моделью. Оценивать поступки героев, объяснять понятия: благородство, предательство, смелость, трусость; формировать собственные принципы, убеждения и нравственные принципы.  

113.

Рассказы о детях и для детей.

Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая». 

Слушать и слышать художественное слово, высказывать своё мнение о произведении. Моделировать обложку: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. Работать с текстом произведения: читать вслух по частям, составлять план под руководством учителя, отвечать на вопросы к тексту произведения, дополнять ответы одноклассников.

114.

16.Произведения  А.П. Гайдара  (6 часов)

Произведения для детей. А.П. Гайдар «Горячий камень».

Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Выражать своё первое впечатление о произведении. Работать с произведением: моделировать обложку, делить на части, читать по частям, озаглавливать каждую часть. Готовить рассказ о герое, находить и читать нужные эпизоды.

115-116.

Повесть о детях.

А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

Самостоятельно читать отдельные главы. Высказывать своё мнение о произведении, описывать героя и их поступки. Читать полный текст повести. Готовить рассказ о детях Великой Отечественной войны. Выполнять творческую работу «Дети войны рядом с нами».

117.

Писатели и писателе.

С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С.В. Михалков «Ошибка».

Работать со стихотворением: слушать, выполнять задания в учебнике и тетради. Читать очерк К. Г. Паустовского, находить факты из жизни писателя (работа в группах).  Работать со схемой. Повторять изученные басни. Писать информационный литературный диктант. Работать с новым произведением, выполнять самостоятельно задания в учебнике и тетради.

118.

Книги о детях и для детей. В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре». 

Воспринимать на слух литературное произведение, работать с текстом произведения: читать по частям, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять и формулировать главную мысль произведений, позицию автора. Воспитывать в себе доброту и толерантное отношение к людям.

119.

Произведения о детях и для детей.

Учиться проверять и оценивать выполненную работу. Проверять свою читательскую эрудицию: называть полностью фамилию, имя и отчество автора, его произведения. Выполнять  задания в учебнике и тетради.

120.

17.Произведения М.М. Пришвина  (7 часов)

Разножанровые произведения

М.М. Пришвина.

 М.М. Пришвин «Моя Родина».

Самостоятельно работать с новым произведением. Читать вслух и молча, моделировать обложку, определять тему и жанр. Выполнять задания в учебнике и тетради. Составлять план и пересказывать произведение подробно. Учить наизусть прозаический отрывок. Находить описание событий и образы героев. Обучаться поисковому чтению. Составлять план, пересказывать кратко.

121.

Разножанровые произведения

М.М. Пришвина.

М.М. Пришвин «Двойной след».

122.

Рассказы о животных.

М.М. Пришвин «Выскочка».

Самостоятельно читать новое произведение, Комментировать заглавие. Работать с текстом рассказа: аналитическое чтение, составление плана, определение отношения автора к героям. Выполнять задание в учебнике. Сравнивать рассказы. Объяснять заголовок рассказа словами из текста, определять особенности повествования (выделение глаголов). Сравнивать разножанровые произведения: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание. Писать литературный диктант.

123-124.

Рассказы о природе.

М.М. Пришвин «Жаркий час». В.А. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

125.

 Проверь себя.

Работать с книгами писателей-натуралистов М.М. Пришвина, Г.А. Скребицкого, И.С. Соколова-Микитова, В.В. Бианки, Э.Ю. Шима и др. Писать отзывы о прочитанной книге. Выполнять задания в учебнике и тетради. Проверять и оценивать свою работу. Отвечать на вопросы по изученным произведениям. Писать литературоведческий диктант

127-129.

18.Произведения  зарубежных  писателей  (10 часов)

Рассказы о животных.

Дж. Лондон «Бурый волк».

Читать рассказ и уметь слушать чтение одноклассников. Объяснять смысл заголовка и определять вид рассказа. Работать с текстом: читать, отвечать на вопросы, анализировать и сравнивать поступки героев, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять главную мысль произведения, раскрывать значение поступков каждого  героя. Рассуждать об отношениях людей и животных, об ответственности людей за животных.

130-132.

Рассказы о животных.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Слушать чтение учителя, отвечать на вопросы к произведению в учебнике. Работать с сюжетом, читать выразительно кульминационный момент. Раскрывать нравственное значение поступков героев, объяснять отношение между героями. Оценивать их поступки с точки зрения морали, аргументировать свою точку зрения.  Читать выразительно описание героев, высказывать своё отношение к ним.

133.

 Книги о животных. 

Работать с книгами писателей-натуралистов. Написать отзыв о прочитанной книге.

134.

Книги зарубежных писателей.

Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

Работать с книгами зарубежных писателей: правильно называть книги, находить в книгах-сборниках изученные произведения. Учиться выбирать книги на заданную тему, составлять список книг зарубежных авторов. Читать новое произведение, моделировать обложку, выполнять задания в учебнике и тетради.

135.

Произведения зарубежных писателей.

Выполнять задания в учебнике и тетради в рубрике «Проверь себя».

136.

Комплексная разноуровневая контрольная работа № 3.

Проверка уровня начитанности

Летнее чтение.

Итого  136

 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Электронные образовательные ресурсы:

  • Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина).

аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

      слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

      Портреты писателей

Электронно-программное обеспечение

  1. компьютер; проектор

2)выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);

3)компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/.

                           Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...