Конспект урока по литературному чтению. И.С. Никитин «Русь»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Пономарёва Надежда Ивановна
Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь» Задачи: Образовательные:  Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике Воспитательные:  Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.  Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому православному народу и истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chteniya.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Учитель

Класс: 4

Дата:

Предмет: литературное чтение

УМК «Школа России»

Раздел: Родина

Урок № 53

Тема:  И.С. Никитин «Русь»

Тип: комбинированный

    Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

    Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике

Воспитательные:

  • Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.
  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому православному народу и истории России.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у учащихся  навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
  • Способствовать развитию  у учащихся связной монологической  речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.

Здоровьесберегающие:

  • Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные

Ученик получит возможность:

  • отработать навык осознанного беглого чтения;
  • отработать навык деления  текста на смысловые части;
  • запомнить автора стихотворения;
  • познакомиться с новыми словами из текста;
  • учиться видеть Родину глазами поэта, чувствовать его душевное состояние;
  • определять эмоциональную тональность стихотворения;
  • отвечать на вопросы учителя;
  • читать стихотворение выразительно;

Метапредметные

Познавательные:

Ученик получит возможность:

  • научиться  ориентироваться в своих знаниях,
  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
  • научится использовать жизненный опыт,
  • извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

  • определять и формулировать тему и цель урока,
  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
  • вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность:

  • научиться  оформлять свои мысли в устной форме,
  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Личностные

Ученик получит возможность:

  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей;
  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  •  высказывать своё отношение к прочитанному;
  • понимать настроение, чувства других;
  • сопереживать, эмоционально откликаться  при чтении и обсуждении стихотворения.

Межпредметные связи: окружающий мир (тема «Отечественная война 1812 года»); русский язык  (тема «Прямое и переносное значение», тема «Создание словесно-художественных образов»), история и культура С-Пб.

Ресурсы урока: Л.Ф.Климанова и др. Литературное чтение. 4 класс;

Н.А.Стефаненко Методические рекомендации;

аудиозапись стихотворения  И.С. Никитина «Русь»

Презентация к уроку

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

                                                                                                Организационный момент

Создаёт эмоциональный настрой. Напоминает об организации рабочего места.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Контролируют правильность посадки.  Проверяют  готовность к уроку. Настраиваются на работу.

                                                                                                Проверка домашнего задания

  • Посмотрите, очертания какой страны вы видите?
  • Подберите слова синонимы к этому слову.

На доске:      

 

Рядом учитель размещает карточки со словами: Отечество, Россия, Отчизна.

– Молодцы дети!

Учитель читает  отрывок  из стих. З. Александровой

 «Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый клён, в саду смородина,

 Толстый тополь у ворот…»

- А что вы представляете, когда произносите слово «Родина»?

- Дома вы готовили задание по выбору.  Представьте свои работы.

- А мы внимательно вас будем слушать.

 - Чьё выступление вам понравилось, почему?

Ответы детей:

  • Я думаю, что это страна Россия.
  • Россия, Отечество, Родина, ...

Дети представляют свои работы:

1)Выставка детских рисунков.

Комментарии:

- Я нарисовал  эту картину:

– Россия – это мой дом…

- Я дорожу нашей Родиной…

2) Фотовыставка.

Комментарии:

 - Родина для меня – это…

– Если скажешь слово Родина...

(Устная оценка детей)

Мотивация познавательной деятельности

– Тема нашего урока:      

Русь могучая,

Русь державная!       (Слайды 1,2)

Сегодня на уроке мы обратимся к истории нашего государства и познакомимся с произведением И.С. Никитина «Русь»,  которое принесло ему известность.

 Поэт-самоучка сразу стал знаменит. Критик Олег Ласунский писал: «Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!»                                              

Иван Саввич Никитин родился в1824 году, учился в духовном училище, затем в семинарии, но её не окончил из-за материальных трудностей. В 1859 году он открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которая стала центром литературной жизни общества. На его стихи положено более 60 песен и романсов.  

Это дом-музей, в котором жил И.С. Умер поэт в 1861 в Воронеже. В родном город ему поставлен памятник.  (Слайд 3)

- Наша задача на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян. Попробуем научиться читать это стихотворение выразительно.

   - Что для этого нам потребуется?

Дети составляют план работы над произведением под руководством учителя.

  1. Познакомиться с произведением «Русь».
  2. Объяснить значение непонятных слов.
  3. Проанализировать стихотворение.
  4. Сделать выводы.

                                                                         Актуализация знаний

Предлагает отобрать умения, необходимые для выразительного чтения (стр. 65). Добавить из собственного опыта. (Работа в группах)                      

     

Называют критерии выразительного чтения.

Читать выразительно – это:

1.        Читать бегло, четко, правильно.

2.        Представлять картины осенней природы.

3.        Передавать с помощью голоса настроение.

4.        Определять  темп.

5.        Соблюдаю нужную интонацию.

  Организация познавательной деятельности

Первичное восприятие.

Звучит аудиозапись.

-Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

Вторичное восприятие.

Чтение и анализ стихотворения.

- Чему посвящена 1 часть?

- Что напоминает это произведение по характеру стихосложения?

- Как вы понимаете слова «Подымает грудь море синее»?

- Что видят люди при этом?

- О какой «непроглядной  тьме»  говорит поэт?

- Какие приёмы использует Никитин?

- Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

- Почему же Никитин именно так строит описание?

- Какая мысль важна для него?

- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси. ( " Широка ты, Русь..." )

- Каким чувством пронизаны эти строки?

Прочитайте  3 часть.

-К кому обращены вопросы в этой части? Поэт задаёт эти вопросы, потому что не знает на них ответы? Или знает?

- Что использует поэт, чтобы подчеркнуть близость к фольклорным традициям?

       На доске слова:          (Слайд 4)

ШАТЁР – большая палатка, крытая тканью.

МУРАВА – молодая трава.

РАЗГУЛ – (в данном произведении) свобода

КАЗНА – деньги

КУРГАН – см. в словарь.

Физкультминутка

- О каких победах Руси  напоминает нам поэт в 3 части?

- Как в стихах Никитин называет битву?

- В чём поэт усматривает силу России?

- Найдите в тексте эпитеты, изображающие силу и мощь Руси.

Эпитет – образное определение, прибавляемое к названию предмета для большей выразительности.

  • Русь державная
  • Родина православная
  • В красе царственной
  • Поля чистого
  • Воля смелая
  • Богатырских сил
  • Старины святой
  • Громких подвигов

Наполеон Бонапарт (Слайд  5, 6) – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика. Сын бедного крестьянина. В 16 лет Наполеон окончил военную академию в Париже. В 24 года он уже был генералом + текст на слайде 7.

К войне с Россией Наполеон готовился серьёзно. Он собрал 600-тысячную «Великую» армию; прекрасно вооружённую и обученную. Наполеон был уверен в своей победе.

- Найти в тексте строки, повествующие о войне.

- На западной границе располагались три русских армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но русские военоначальники  разгадали план неприятеля. Уклоняясь от окружения и сражения, русские армии отходили на восток. Война приняла затяжной характер, все планы Наполеона рушились.

- Давайте обратимся к стихотворению и найдём строки, в которых говорится как русский народ откликнулся на призыв  защитить Россию.

(Слайд 7, 8, 9) И теперь, когда Наполеон взял Смоленск и стал приближаться к Москве, царь Александр 1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим русской армии. Кутузову было 67 лет

Новый главнокомандующий прибыл в армию. Солдаты с нетерпением ждали боя, но был дан приказ отступать. На расстоянии 100 верст от Москвы, близ села Бородино, Кутузов остановился. Здесь 26 августа  он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч. Битва происходила на тесном пространстве, ни одна из сторон не хотела уступать победу.

Жители спешно покидали Москву. Французские войска входили в пустой город. Это было впервые.

Долго ждал Наполеон на Поклонной горе, но никто ему ключи от Москвы не принёс.

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 300 тысяч своих солдат. Наполеон понимал, что армия разлагается. Не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон покинул Москву.

Когда его спросили про его армию, он сказал: «Армии больше нет!»

Найдём строки в стихотворении, рассказывающие об этом событии.

В Петербурге построен Казанский собор. Перед собором стоит памятник Кутузову. А  в самом Казанском соборе находится гробница Кутузова.

- Какое ещё событие XX века мы можем увидеть за этими строками?

-Почему поэт не указывает точной даты, когда «..в  глухих степях под сугробами..»?

Далее по тексту выбрать цитаты доказывающие, что Русь могучая и державная.

На поклон к тебе

Корабли идут.

И лежат в земле

Груды золота.

Про тебя идёт

Слава громкая.

Прочитаем последние 2 строфы.  

И уж есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

В этих строфах автор выражает своё отношение к Родине

(Слайд 10)

-Чему посвящена 4 часть?

-Что значит  для Никитина любить Родину?

-Озаглавьте части и составьте план.

Учащиеся слушают. Делают необходимые пометки карандашом.

Отвечают на вопрос учителя. «Чувство гордости за свою Родину, его героический народ. Восхищается богатством, просторами Родины»

Дети читают самостоятельно. Делят на части

(работа в парах).

-Стихотворение написано былинным языком. Использует метафору и сравнение.

 Метафора — шатёр небес, цепи гор, и горами лёд ходит , мурава ковром стелется, пожар небес

ходит по морю...

Сравнение — нивы, что камыш, снег, что белый пух

   цепи гор стоят великанами,

   снег что белый пух,

   назвать матерью,

- Чтобы подчеркнуть необъятность страны.

-Поэт стоит так описание природы для того, чтобы показать какую огромную территорию занимает Русь.

-Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой.

–Гордость, любовь, почитание.

Чтение учащимися 3 части про себя.

Трижды начинает «У тебя ли нет».

– Поэт знает ответ на задаваемые вопросы, он уверен что и читатель на них ответит утвердительно

Читают эти строфы выразительно, так, чтобы звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает автор, Родина имеет.

Выполнение физкультминутки

- О монголо-татарском нашествии, о войне с Польшей, о войне 1812года.

-Сила России в единстве народа, на борьбу поднялся стар и млад.

Дети читают сроки из стихотворения, подтверждая свои ответы.

Ученики читают строки.

И давно ль было,

Когда с запада

Облегла тебя

Туча чёрная?

Под грозой её

Леса падали,

Мать сыра-земля

Колебалася,

И зловещий дым

Отгоревших сёл

Высоко вставал

Чёрным облаком!

Дети находят строки:

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань –

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир

Ответы детей:

И в глухих степях,

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные,

Бури севера

О них плакали!

- Выражает уверенность, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость: так было и так будет всегда.

-Поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым.

Дети работают самостоятельно в группах.

Каждая группа зачитывает свой план.

Возможный вариант:

1. Необъятная царственная Русь.

2. Риторические вопросы.

3. Русь непобедимая.

4. Объяснение в любви.

                                                                                Подведение итогов

Задаёт вопросы:

- Чему учились сегодня на уроке?

- Можно ли назвать это произведение гимном России?

- Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам?

  Отвечают:

 -Каждый человек, который читает это стихотворение, ощущает себя частичкой того великого целого, что зовётся Россией.

                                                                             Домашнее задание

1)Подготовить выразительное чтение стихотворения;    2)Выучить часть (по выбору)  стихотворения наизусть.

                                                                             Рефлексия

- Оцените свой вклад в урок, продолжите  предложение.

-У кого появилось желание выучить стих- е наизусть?        

  • Сегодня я узнал…….
  • Я научился…..
  • Меня удивило….
  • Мне захотелось…

                      Диагностика достижения планируемых результатов

Работа в парах:    (Слайд 11)

АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу

Акростих

Р – родная

О – отважная

С святая

С – славная

И – известная

Я – яркая

                                                                                                Дополнительные творческие задания

-  Обратите внимание, дети, что в учебнике стихотворение сокращено, т.к. оно очень объёмное, но я вам советую взять в шк. библиотеке сборник стихотворений  И.Никитина и прочитать полностью всё стихотворение.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению И.С.Никитин "Русь"

Конспект урока по литературному чтению, в котором показывается, как русские поэты прославляли свою родину в произведениях различного жанра....

Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...

Конспект урока по литературному чтению "И.С. Никитин «Вечер ясен и тих…", УМК "Перспектива", 4 класс

    Предметные:формировать представление об основной идее произведения;уметь: находить в тексте художественные средства языка.     Личностные:принимать и осваивать...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «И. С. Никитин. «Русь». Анализ текста» 4 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством И. С. Никитина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Конспект урока литературного чтения "И.С. Никитин "Русь" (УМК "Школа России",4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;·        развитие н...

Технологическая карта урока по литературному чтению "И. С. Никитин "Русь". Образ Родины в поэтическом тексте" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких ...