РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для 1-4 классов
рабочая программа по чтению

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета "Литературное чтение" для 1-4 классов по умк "ШколаРоссии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_liter.docx129.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Магнитогорска

Приложение  

к ООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литературное чтение»

для 1-4 классов

Составитель: Панафидина А.Н.

Магнитогорск

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение»

Личностные планируемые результаты

Критерии

сформированности

Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности

1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях

1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности

1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края

1.2. Преобладание внешнего мотива

к осознанию своей этнической

и национальной принадлежности

1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа

1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа

1.2. Осознанность своей этнической

и национальной принадлежности

1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя

1.3. Демонстрация творчества

в проявлении ценностных установок

1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий

1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества

1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме

1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым

1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения

1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций

1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром

1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе

1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде

1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий

1.6. Действия согласно установленным учителем правилам

1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности

1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений

1.6. Владение начальными навыками адаптации

в динамично изменяющемся

и развивающемся мире

1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье

1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках

1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях

1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее

членам, традициям

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены

1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья

1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни

2

Смыслообразование

2.1. Осознание себя в роли первоклассника

2.1. Принятие социальной роли школьника

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности

2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации надвнешней

2.2. Наличие познавательных и

социальных мотивов учебной деятельности

2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

3

Нравственно-этическая ориентация

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых,

в том числе педагогов

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре своего народа

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей

3.2. Доброжелательность в отношении

к одноклассникам, членам семьи

3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

3.2. Этические чувства, доброжелательность

и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и

сопереживание чувствам других людей

3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности

3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений

о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей

3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности

3.5. Информированность о

профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума

3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных

3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности

3.6. Уважительное отношение

к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Сформированностьэстетических потребностей, ценностей

и чувств

3.7. Освоение правил общения

в классном коллективе

3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях

3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях

3.7. Навыки сотрудничества со

взрослыми

и сверстниками в разных социальных ситуациях

3.8. Способность быть доброжелательным

3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение

3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы

3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Данные личностные планируемые результаты представлены двумя группами:

1. Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике. Данные результаты в соответствии с идеей Л. С. Выготского о зонах умственного развития находятся в зоне актуального развития.

2. Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе. Эти результаты находятся в зоне ближайшего развития и будут сформированы в процессе обучения в следующих классах

Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы

и получат возможность для формирования, по классам

Критерии

сформированности

Код

результата

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1[1]

2[2]**

1

2

1

2

1

2

1

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1.

+

+

+

+

+

+

1.2.

+

+

+

+

+

+

+

+

1.3.

+

+

+

1.4.

+

+

+

1.5.

+

+

+

+

+

1.6.

+

+

+

+

+

+

+

1.7.

+

+

+

+

+

+

+

1.8

+

+

+

+

+

+

+

+

Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение»

4

4

4

8

2

Смыслообразование

2.1.

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.

+

+

+

+

+

+

+

Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование»

1

2

2

2

3

Нравственно-этическая ориентация

3.1.

+

+

+

+

3.2.

+

+

+

+

+

+

+

3.3.

+

+

+

+

+

3.4.

+

+

+

+

+

+

+

+

3.5.

+

+

+

+

+

+

+

3.6.

+

+

+

+

+

3.7.

+

+

+

+

+

+

+

3.8.

+

+

+

+

+

Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация»

1

4

7

8

Количество диагностируемых личностных результатов в классе

6

10

13

18

Метапредметные планируемые результаты

Универсальные учебные

действия /

разделы программы

Метапредметные планируемые

результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

1. Регулятивные

1.1. Целеполагание

умение принимать и сохранять учебную задачу

+

+

+

+

+

+

умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале

+

+

+

+

+

+

+

умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

+

+

+

+

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

+

+

+

+

1.2. Планирование

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

+

+

+

+

+

+

+

умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи

+

+

+

+

+

+

+

умение различать способ и результат действия

+

+

+

+

+

1.3. Прогнозирование

осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

+

+

+

+

+

+

1.4. Контроль

умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

+

+

+

+

+

+

умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

+

+

+

+

+

+

+

умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

+

+

+

+

1.5. Оценка

способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

+

+

+

+

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

+

+

+

+

+

+

+

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

+

+

+

+

1.6. Коррекция

умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

+

+

+

+

+

+

+

1.7. Познавательная рефлексия

умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

+

+

+

+

+

2. Познавательные:

2.1. Общеучебные

умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель

+

+

+

+

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

+

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет

+

+

+

+

+

+

способность структурировать полученные знания

+

+

+

+

+

умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

+

+

+

+

+

умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

+

+

+

+

+

+

+

владеть рядом общих приемов решения задач

+

+

+

+

+

+

способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач

+

+

+

+

+

+

владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

+

+

+

+

+

+

+

умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

+

+

+

+

+

+

умение определять основную и второстепенную информацию

+

+

+

+

+

+

освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля

+

+

+

+

+

+

сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям

+

+

+

+

+

+

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий

+

+

+

+

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

+

+

+

+

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

+

+

+

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

+

+

+

2.2. Знаково-символические

умение использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач

+

+

+

+

+

+

умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

+

+

+

+

2.3. Логические

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

+

+

+

+

+

+

+

умение осуществлять синтез как составление целого из частей

+

+

+

+

+

+

умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

+

+

+

+

+

+

+

умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

+

+

+

+

+

умение устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений

+

+

+

+

+

+

+

умение представлять цепочки объектов и явлений

+

+

+

+

+

+

+

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

+

+

+

+

+

умение устанавливать аналогии

+

+

+

+

+

умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи

+

+

+

+

+

+

умение выдвигать гипотезы и обосновывать их

+

+

+

+

+

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей

+

+

+

+

умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

+

+

+

+

умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

+

+

+

+

2.4. Постановка и решение проблемы

формулирование проблемы

+

+

+

+

+

+

самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

+

+

+

+

3. Коммуникативные

3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия

+

+

+

+

+

+

+

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

+

+

+

+

умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

+

+

+

+

умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

+

+

+

+

3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

умение строить понятные для партнеравысказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

+

+

+

+

+

+

+

умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

+

+

+

+

3.3. Разрешение конфликтов

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

+

+

+

+

+

+

+

+

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

+

+

+

+

+

+

+

умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

+

+

+

+

+

способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

+

+

+

+

умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

+

+

+

+

умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

+

+

+

+

3.4. Управление поведением партнера

умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера

+

+

+

+

+

+

умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

+

+

+

+

+

умение формулировать собственное мнение и позицию

+

+

+

+

+

умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

+

+

+

+

3.5. Умение выражать свои мысли

умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

+

+

+

+

+

+

умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

+

+

+

+

+

+

+

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

+

+

+

+

+

+

+

3.6. Владение монологической и диалогической формами речи

владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения

+

+

+

+

+

+

использование речи для регуляции своего действия

+

+

+

+

+

умение строить монологическое высказывание

+

+

+

+

+

+

владение диалогической формой речи

+

+

+

+

+

+

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности

+

+

+

+

4. Чтение. Работа с текстом

4.1. Поиск информации

умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

+

+

+

+

+

+

+

умение определять тему и главную мысль текста

+

+

+

+

+

+

+

умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста

+

+

+

+

+

+

умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию

+

+

+

+

+

+

умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака

+

+

+

+

+

+

4.2. Понимание прочитанного

понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов)

+

+

+

+

+

+

понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы

+

+

+

+

+

+

понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

+

+

+

+

+

+

умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения

+

+

+

+

+

умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

+

+

+

+

+

+

умениеиспользовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

+

+

+

+

умение работать с несколькими источниками информации

+

+

+

+

умениесопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

+

+

+

+

4.3. Преобразование и интерпретация информации

умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно

+

+

+

+

+

+

умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

+

+

+

+

+

+

умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

+

+

+

+

+

+

умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

+

+

+

+

+

+

умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос

+

+

+

+

умение делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования

+

+

+

+

умение составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

+

+

+

+

4.4. Оценка информации

умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

+

+

+

+

+

+

+

умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

+

+

+

+

+

+

умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

+

+

+

+

+

умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

+

+

+

+

+

+

умение сопоставлять различные точки зрения

+

+

+

+

умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

+

+

+

+

умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию

+

+

+

+

5. Формиро-

вание ИКТ-компетент-

ности обучающегося

5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ

+

+

+

умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере

+

+

+

5.2. Технология ввода информации в компьютер:

ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.),

сохранять полученную информацию

+

+

+

+

+

умение набирать небольшие тексты на родном языке

+

+

+

умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов

+

+

+

умение сканировать рисунки и тексты

+

+

+

5.3. Обработка и поиск информации

умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования

+

+

+

+

умение использовать сменные носители (флэш-карты)

+

+

+

умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ

+

+

+

+

умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей

+

+

+

умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей

+

+

+

+

умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора

+

+

+

умение следовать основным правилам оформления текста

+

+

+

умение использовать полуавтоматический орфографический контроль

+

+

умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида

+

+

+

умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера

+

+

+

умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете

+

+

+

(словари)

+

+

(базы данных)

+

+ (Интернет)

умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок)

+

+

+

умение заполнять учебные базы данных

+

+

+

5.4. Создание, представление и передача сообщений

умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их

+

+

+

умение создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста

+

+

+

умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.

+

+

+

+

умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера

+

+

+

умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация)

+

+

5.5. Планирование деятельности, управление и организация

умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий

+

+

+

умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения

+

+

+

Предметные результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение»

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияпредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Раздел

Планируемые результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Виды речевой и читательской деятельности

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

+

+

+

+

+

+

+

понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

+

+

+

+

+

+

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

+

+

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

+

+

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

+

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, включая тексты учитывающие региональные и этнокультурные особенности

+

+

+

+

+

+

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов,в том числе авторов Южного Урала);

+

+

+

+

+

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

+

+

+

+

+

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,

изображенные автором, в том числе южноуральских авторов;

+

+

+

+

+

этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;

+

определять основные события и устанавливать их последовательность;

+

+

озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

+

+

+

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

+

+

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста и историю родного края;

+

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

+

+

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

+

+

+

+

+

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

+

+

+

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

+

+

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

+

+

+

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстовв том числе уральских авторов);

+

+

+

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

+

+

+

+

  1. Круг детского чтения (для всех видов текстов)

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

+

+

находить книги уральских авторов

+

+

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

+

+

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

+

+

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

+

+

+

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), включая сказы и сказки народов Урала,  приводить примеры этих произведений;

+

+

+

+

знать отдельные художественные произведения южноуральских  авторов

+

+

+

+

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

+

+

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

+

+

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

+

+

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

+

+

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

+

+

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

+

+

+

+

1 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

читать (вслух) доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, в том числе тексты Н. Шилова, М. Гроссмана, А. Горской, Н. Пикулевой, Л. Рахлис.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

– для художественных текстов:воспроизводить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских писателей Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова;

– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста: задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе, опираясь на текст или собственный опыт (для художественных текстов).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию; находить книги уральских авторов.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов.

Обучающийся получит возможность научиться:

– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

знать отдельные художественные произведения Н. Пикулевой, А. Горской, Л. Рахлиса, П. Бажова, Л. Преображенской, Л. Татьяничевой.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся получит возможность научиться:

–  составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

2 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, в том числе С. Школьниковой, Р. Шагалеева, С. Гершуни;

– для художественных текстов:воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских писателей Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;

– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста: задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе, опираясь на текст или собственный опыт (для художественных текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

– воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

– понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, в том числе текстов южноуральских авторов: Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;

– понимать смысл произведения (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, воспроизводить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые автором, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;

– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения;

– определять основные события и устанавливать их последовательность;

– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;

– задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

– объяснять значение слова с опорой на контекст;

– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;

– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;

– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

– объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– для художественных текстов: составлять характеристику персонажа;

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов:Г. Трейлиба, Н. Цуприк, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Ю. Подкорытова);

– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

– осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию; находить книги уральских авторов.

Обучающийся получит возможность научиться:

 осуществлять выбор книги в контролируемом Интернете по заданной тематике или по собственному желанию;

– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

–отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

– различать художественные произведения разных жанров

(сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

знать отдельные художественные произведения Н. Пикулевой, А. Горской, Л. Рахлиса, П. Бажова, Л. Преображенской, Л. Татьяничевой.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), включая сказы П. Бажова и сказки народов Урала, приводить примеры этих произведений, воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

–составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки, в том числе с учётом особенностей литературы родного края, восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.

3 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического,

нравственного, познавательного опыта;

понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение способности ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста (южноуральскихавторов:Л. Преображенской, Ю. Подкорытова, С. Власовой, К. Рубинского, М. Львова, Е. Ховива), понимать смысл текста при чтении вслухи про себя, при прослушивании;

–для художественных текстов: определять героев произведения; воспроизводить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые автором, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;

– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения;

– определять основные события и устанавливать их последовательность; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;

– задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

– объяснять значение слова с использованием словарей и другой справочной литературы;

– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;

– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;

– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответпримерами из текста;

– объяснять значение слова с использованием словарей и другой справочной литературы;

– для художественных текстов:передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов:Л. Преображенской, Ю. Подкорытова, А. Дементьева, С. Власовой, К. Рубинского, М. Львова, Е. Ховива;

– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текста).

Обучающийся получит возможность научиться:

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов, в том числе авторов Южного Урала: М. Гроссмана, Л. Татьяничевой, Р. Шагалеева, А. Дементьева. А. Гольдберга);

для художественных текстов: определять главную мысль текста, озаглавливать текст, передавая в заголовке его главную мысль, объяснять значение слова с опорой на контекст;

для научно-популярных текстов: озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; объяснять значение слова с опорой на контекст;

использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов.Для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста и историю родного края;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов. Для художественных текстов: составлять характеристику персонажа, интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности, устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте, устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов: художественный и научно-популярный, опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст.

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

находить книги уральских авторов, вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу;

– работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), включая сказы П. Бажова и сказки народов Урала, приводить примеры этих произведений;

знать отдельные художественные произведения Н. Пикулевой, А. Горской, Л. Рахлиса, П. Бажова, Л. Преображенской, Л. Татьяничевой, С. Черепанова, Ю. Подкорытова.

Обучающийся получит возможность научиться:

– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет);

– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки,в том числе с учётом особенностей литературы родного края;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

– создавать проекты в виде книжек-самоделок;

– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.

4 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов,в том числеавторов Южного Урала:К. Мустафина, О. Юлдашева, С. Черепанова, М. Чучелова);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл при чтении вслух, про себя, при прослушивании; для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, воспроизводить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских авторов: К. Киньябулатовой, Н. Кондратковской, Л. Преображенской, Н. Цуприк;

– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения;

– определять основные события и устанавливать их последовательность, озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;

– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста, озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии его основное содержание; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;

– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

– объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов. Для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста и историю родного края;для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов. Для художественных текстов: составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста. Для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте, устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов:  художественный и научно-популярный, опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для всех видов текстов,в том числе уральских авторов).

Обучающийся получит возможность научиться:

 устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов).

Обучающийся научится:

– осуществлятьвыбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

находить книги уральских авторов, вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения, составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

– работать с тематическим каталогом, самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), включая сказы П. Бажова и сказки народов Урала,  приводить примеры этих произведений;

знать отдельные художественные произведения Н. Пикулевой, А. Горской, Л. Рахлиса, П. Бажова, Л. Преображенской, Л. Татьяничевой,  С. Черепанова, Ю. Подкорытова, Н. Цуприк;

 распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки,в том числе с учётом особенностей литературы родного края;

– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательской аннотации или отзыва;

создавать проекты в виде презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

(с учётом реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи. Умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Определение последовательности событий. Осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, в том числе текстов южноуральских авторов: Н. Шилова, М. Гроссмана, А. Горской, Н. Пикулевой, Л. Рахлис, Л. Преображенской, Ю. Подкорытова, А. Дементьева, С. Власова, К. Рубинского, М. Львова, Е. Ховива. Передача их с помощью интонирования.

Выразительное чтение (вслух) доступных для данного возраста прозаических произведений и декламирование (декламация) стихотворных произведений, в том числе уральских поэтов: С. Школьниковой, Р. Шагалеева, С. Гершуни;

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей текста: факты, описания, дополнения, высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Знакомство с отдельными художественными произведениями Н. Пикулевой, А. Горской, Л. Рахлиса, П. Бажова, Л. Преображенской, Л. Татьяничевой.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке (в том числе книги уральских авторов). Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России и малой родины). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Воспроизведение в воображении словесных художественных образов и картин жизни, изображённых автором, умение соотносить их с жизнью народа Южного Урала.

Воспроизведение в воображении словесных художественных образов и картин жизни, изображенных автором, в том числе южноуральскими писателями (Ю. Подкорытова, Н. Ваторопина, П. Бажов, Н. Цупник, Н. Глебов).

Ориентирование в содержании художественного текста, а также в текстах южноуральских авторов  (Ю. Подкорытова, Н. Ваторопина, П. Бажов, Н. Цупник, Н. Глебов).

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Передача содержания прочитанного (прослушанного) с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) ‒ для художественных текстов (в том числе уральские авторы: Г. Трейлиб, Н. Цупник, Н. Ваторопина, П. Бажов, Ю. Подкорытов, Л. Преображенская, А. Дементьев, С. Власов, К. Рубинский, М. Львов, Е. Ховив, К. Киньябулатова, Н. Кондаковская.

Знание  отдельных художественных произведений Н. Пикулевой, А. Горской, Л. Рахлиса, П. Бажова, Л. Преображенской, Л. Татьяничевой,  С. Черепанова, Ю. Подкорытова, Н. Цупник.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием произведения, в том числе на материале авторов Южного Урала: К. Мустафина, О. Юлдашева, С. Черепанова, М. Чучелова. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту, выслушивать, не перебивая собеседника, и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, малой родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов текстов: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки: о животных, бытовые, волшебные, включая сказы П. Бажова и сказки народов Урала. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), в том числе с учётом особенностей литературы родного края, использованием репродукций картин художников (серий иллюстраций к произведению) или на основе личного опыта.

Тематическое планирование

1 класс (92ч.) Обучение грамоте.

Наименование разделов

и тем

Кол-во

часов

Формы контроля

Текущий контроль включает:

  • устные ответов по звуковому анализу (учитель должен последовательно опросить всех учащихся, пока каждый из них освоит умение выполнять звуковой анализ слова по алгоритму),
  • контроль за формированием осознанного навыка чтения, ориентированный на индивидуальный темп чтения обучающегося, при котором он осознает текст (может идти работа как над увеличением скорости, так и над уменьшением, если темп не позволяет читать правильно, осознанно и понятно для слушателей)

1

Подготовительный период

9

2

Основной период

62

3

Заключительный период

21

проверка читательской компетентности №1

Всего

92

1 класс (40 ч) Литературное чтение

Наименование разделов

и тем

Кол-во

часов

Формы контроля.

устный ответ

наизусть

проверка читательской компетентности

комплексная работа

1

Вводныйурок

2

Жили-былибуквы

1

1

3

Сказки, загадки, небылицы

4

Апрель, апрель. 3венит капель!

3

5

И в шутку и всерьёз

1

6

Я и мои друзья

2

1

7

О братьях наших меньших

1

9

Всего

40ч

1

7

1

1

2 класс

Наименование разделов

и тем

Кол-во

часов

Формы контроля

наи-зусть

тест

устный ответ

комплексная работа

проверка читательской компетентности

Стандартизирк.работа

1

Вводныйурок

2

Самое великое чудо на свете

1

3

Устное народное творчество

15ч

1

1

1

4

Люблю природу русскую. Осень

1

5

Русские писатели

14ч

2

1

6

О братьях наших меньших

12ч

1

7

Из детских журналов

1

1

1

8

Люблю природу русскую. Зима

2

1

9

Писатели детям

17ч

2

1

10

Я и мои друзья

10ч

1

1

11

Люблю природу русскую. Весна

2

1

12

И в шутку и всерьез

14ч

2

1

13

Литература зарубежных стран

14ч

2

1

1

1

14

Всего

136ч

14

10

1

2

3

1

3 класс

Наименование разделов

и тем

Кол-во

часов

Формы контроля

наи-зусть

тест

устный ответ

комплексная работа

проверка читательской компетентности

анализ текста

стандартизирк.работа

1

Самое великое чудо на свете.

2

2

Устное народное творчество.

14

1

1

3

Поэтическая тетрадь. 1.

11

4

1

1

4

Великие русские писатели.

26

4

1

1

5

Поэтическая тетрадь. 2.

6

3

1

6

Литературные сказки.

9

1

1

1

7

Были-небылицы.

10

1

8

Поэтическая тетрадь. 1.

6

2

1

9

Люби живое.

16

1

10

Поэтическая тетрадь. 2.

8

2

1

11

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

1

1

12

По страницам детских журналов

8

1

1

13

Зарубежная литература.

8

1

14

Всего.

136

15

10

1

2

3

2

1

4 класс

Наименование разделов

и тем

Кол-во

часов

Формы контроля

наи-зусть

тест

устный ответ

комплекс-ная работа

проверка читательской компетентности

анализ текста

стандартизир.

к.работа

1

Вводный урок

1

2

Летописи, былины, жития

7

1

3

Чудесный мир классики

16

1

1

1

4

Поэтическая тетрадь

8

6

1

5

Литературные сказки

12

1

1

1

6

Делу время – потехе час

9

1

7

Страна детства

7

1

8

Поэтическая тетрадь

5

3

1

9

Природа и мы

9

1

10

Поэтическая тетрадь

4

2

1

11

Родина

8

1

1

1

1

12

Страна фантазия

6

1

13

Зарубежная литература

10

1

1

14

Всего

102

13

9

1

2

3

2

1


[1]Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике.

[2]**Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет литературное чтение, 4 класс, авторы курса В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова

Планирование программы по литературному чтению, 4 класс, автор учебника Н. А. Чуракова (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса УМК Школа России ФГОСII

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для  2  класса на 2012 – 2013учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по литературному чтению, пр...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Литературное чтение» для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» 3 класс (УМК " Школа России")

Рабочая программа по предмету Литературное чтение" для 3 класса разработана на основе авторской программы "Литературное чтение"  Л. Ф. Климановой,  М. В. Бойкиной....

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе ФГОС по литературному чтению для программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого У...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: «Литературное чтение» 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ШКОЛА РОССИИ" по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс...