Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Особенности славянского мифа»
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Дудкова Анна Николаевна

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Особенности славянского мифа»

Цели: познакомить с особенностями славянского мифа; учить находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием мифа; обучать выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: прогноз содержания, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий притчи, былины, мифы, пословицы (о дружбе, трудолюбии, добре). Оборудование: выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно отрывок из «Книги Коляды», которая являет собой свод древнейших славянских преданий о сотворении мира, о богах и героях.

Солнце вышло тогда из лица Его.

Месяц светлый — из груди Его.

Звезды частые — из очей Его.

Зори ясные — из бровей Его.

Ночи темные — да из дум Его.

Ветры буйные — из дыхания.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте отрывок выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

— Прочитайте текст речевой разминки еще раз. Подумайте, о чем в нем идет речь. (О сотворении мира.)

— Ребята, прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем это произведение.

А что такое миф

— Прочитайте название темы урока. Определите его задачи.

— Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы? (Предположения детей.)

Раньше люди не знали почему светит солнце, идет дождь, каждое явление природы они связывали с божеством, воздвигали пантеоны(храмы для всех богов) Ребята сейчас в какое количество Богов мы верим. И называется это монобожие. А раньши люди верили во множество богов и называлась эта религия язычество.

Сегодня мы познакомимся со славянским мифом о сотворении мира.

6 -8 слайд

2. Знакомство со славянским мифом

(Чтение мифа детьми по цепочке.)

— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая миф?

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

(Повторное чтение славянского мифа.)

— Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?

— С какими речами обращался Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок.

— Любы ли Земле речи бога Ярилы?

— Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют ее? Как изменяется Земля?

— Как появляется человек?

— Как приветствовал Ярило любимого сына? Чем он награждает свое дитя?

— Отчего же опечалилась Мать Сыра Земля?

— Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?

— Скажите, пожалуйста, о каких представлениях древних славян рассказывает миф? {О смене времен года, происхождении человека, сотворении мира.)

— Какой языческий бог представлен нам в этом мифе? (Ярило — бог Солнца, любви, весны.)

— Что такое миф?.

— Кто такие древние славяне? (Далекие предки трех народов — русских, белорусов и украинцев.)

(Работа по вопросам и заданиям 1—3.)

— Какие предположения вы сделали о том, как миф может продолжаться?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Какие приемы используются для создания образов героев данного произведения?

— Выберем опорные слова, которые нам помогут при пересказе текста.

Домашнее задание

Подготовить подробный пересказ текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 42535.ppt653 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Славянские мифы о сотворении мира.

Слайд 2

Весь мир славяне представляли себе в виде огромного дуба — Мирового древа, на котором располагалось все живое. Ветви древа уходили в небо, корни — под землю. На вершине стояли солнце, луна и звезды. В ветвях жили птицы. Под корнями дерева обитали змеи и другие жители подземного царства. Дерево, сбрасывающее листья и оживающее вновь, олицетворяло вечный круговорот жизни и смерти .

Слайд 3

Славянские мифы о сотворении земли. Небо Земля Преисподняя Мировое древо Царство Чернобога Предсказательницы Ключ живой воды Боги

Слайд 4

Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный .

Слайд 5

Утонула в хлябях земных Мать-Сыра-Земля. А нет земли - где тогда жить людям, где обитать животным, где расти деревьям? Вот Сварог видит - плавает в синей море-океане серая уточка. Просил он ее достать землю со дна морского. Три раза ныряла уточка на самое дно, чуть сама не погибла, но землю добыла из глубин морских. А чтобы земля вновь не ушла под воду, попросили боги змея Яшу - мудрого и сильного, держать ее на своей спине.

Слайд 6

O трывок из мифа по книге А. И. Асова "Русские Веды".) "До рождения света белого Тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - прародитель наш. Род - Родник Вселенной, Отец Богов... Был вначале Род заключен в яйце, Был он семенем непророщенным. Был он почкою нераскрывшейся..."

Слайд 7

Вот конец пришел заточению- Род родил Любовь - Ладу-матушку. Род разрушил темницу силою любви, Ладом и любовью мир наполнился...»

Слайд 8

Род родил Сварога небесного И вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, Чтоб он мир осматривал во все стороны, Путь Сварог стал Солнцу прокладывать, По небесному своду, по синему. Чтобы кони-дни мчались по небу, После утра чтоб разгорался день, А на смену утру разгорался день...

Слайд 9

Род родил царство небесное, А под ним родил поднебесное, Пуповину разрезал радугой, Отделил океан - море синее От небесных вод твердью каменной. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою. Породил Род и Землю-Матушку, И ушла она в бездну темную, В Океане она схоронилася.

Слайд 10

Солнце вышло тогда из лица его - Самого Рода небесного, прародителя. Месяц светлый - из груди его Звезды частые - из очей его, Зори ясные - из бровей его. Ночи темные - все из дум его, Ветры буйные - из дыхания, Дождь и снег и град - от слезы его. Гром и молния - все из голоса Самого Рода небесного. Прародителя и отца богов!

Слайд 11

Стороны Збручского идола Много данных о Вселенной древних славян может дать так называемый «Збручский идол», который из-за этого порой называют даже «энциклопедией славянского язычества». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.

Слайд 13

В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего. Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир. Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды. В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.

Слайд 14

Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод. Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу. Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

Слайд 15

Вот каким образом славяне представляли себе Вселенную: в центре Мирового Океана располагается остров (Буян), на котором, в Центре Мира, лежит камень (Алатырь) или растёт Мировое древо (как правило, дуб). На этом дереве, как видно из заговора, сидит птица, а под деревом находится змея. Такая картина весьма схожа с германо-скандинавской и с представленной в «Слове о полку Игореве».

Слайд 16

«На море-Океане, на острове Буяне стоит дуб Карколист, на том дубе сидит сокол, под тем дубом змея…»

Слайд 17

Алатырь Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве. Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел - горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора. Бел-горюч камень Алатырь - это священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен", и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он - непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять». Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги. На Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь - также алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь. Согласно древним легендам, Алатырь упал с неба и на нем были высечены Законы Сварога. Так Алатырь связал миры -горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была также книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И Книга, и Птица - это тоже Алатырь.

Слайд 18

В земном мире Алатырь явлен горою Эльбрус. Эта гора именовалась также - Бел-Алабыр, Белая гора, Белица. С Эльбруса-Алатыря стекает Белая река. Близ Эльбруса был в древности Белый город, здесь жило славянское племя белогоров. Алатырь связан с небесным миром, Ирием, Беловодьем, - то есть с раем, по коему текут молочные реки. Алатырь - это Белый камень. С Эльбруса стекает река Баксан. До IV века н.э. она именовалась рекой Альтуд, или Алатыркой. Эти имена содержат корень «альт», что значит «золото» (отсюда - «алтын»). Потому Алатырь - это и волшебный камень, прикосновение которого все обращает в золото. Это и Золотая гора, гора Злато - горки и Святогора. Значит, Алатырь - это Святая гора. Есть также камень Алатырь на Урале на Ирийских горах, откуда берет исток священная Ра-река. И у ее устья на острове Буяне также есть камень Алатырь, излечивающий от болезней и дающий бессмертие. Алатырь-горами именовались также Алтайские горы, Алатырь-островом назывался и Золотой остров Солнца в Северном океане. Алатырь - не только гора, либо камень - это сакральный центр Мира. Он триедин, потому означает путь Прави между Явью и Навью, между дольним и горним мирами. Он двуедин - и мал, и велик, и легок и тяжел. Он - един, ибо в нем объединены все миры. Он непознаваем, подобно Прави. Это изначальный камень.

Слайд 19

Источники http://rassvet.websib.ru/text.htm?no=39&id=8 http://www.licey.net/myth/book2/sotvorenie http://druidgor.narod.ru/slavtrad/slavtrad24.html#1 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Учебник Л. Ф . Климановой. В.М. Гаршин "Лягушка - путешественница"

Презентация содержит сведения из жизни В.М. Гаршина. Знакомит учащихся с книгами, которые он написал для них....

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК Л. Ф. Климановой "И.З. Суриков "Детство"

Презентация знакомит учащихся с биографией и творчеством И.З. Сурикова, его стихотворением "Детство", помогает представить жизнь крестьянских детей, их забавы и увлечения, даётся...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения» Цели деятельности учителя: формирование представлений у...

конспект урока "литературное чтение"; 3 класс. Тема: "Мифы Древней Греции" (+презентация)

Паспорт урокаКласс: 3Тема: «Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции»,Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию представлений о мифах Древней Греции.Задачи:Обр...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...