Урок литературного чтения. Тема: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басня «Слон и моська»)
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Цель: ознакомление с биографией И.А.Крылова; знакомство с басней «Слон и моська».

Задачи:

- учиться выразительно читать басню;

-  развивать артистические способности, умение входить в образ героев и передавать речь, мимику, героев басни;

- воспитать в учащихся нравственные и общечеловеческие ценности.

Планируемы результаты:

Личностные:

- высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.

Метапредметные

Познавательные:

- находить ответы на вопросы  в тексте.

Регулятивные:

- формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басня «Слон и моська»)

Цель: ознакомление с биографией И.А.Крылова; знакомство с басней «Слон и моська».

Задачи:

- учиться выразительно читать басню;

-  развивать артистические способности, умение входить в образ героев и передавать речь, мимику, героев басни;

- воспитать в учащихся нравственные и общечеловеческие ценности.

Планируемы результаты:

Личностные:

- высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.

Метапредметные

Познавательные:

- находить ответы на вопросы  в тексте.

Регулятивные:

- формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

Оборудование: презентация, учебник, интерактивный тест.

Ход урока

1. Актуализация знаний

- Мы начинаем изучение раздела 3.

- В какой век собрались наши путешественники?

Учитель зачитывает первый и второй абзац текста  на стр.87.

- Как вы думаете, зачем им нужно переодеваться?

(Дети высказывают предположения)

- Проверьте свои предположения, дочитав текст на стр.87

– Зачем им потребовалось переодеться?

– Чего вы ждёте от встречи с этим веком?

2. Работа по теме урока

- Вы догадались, куда отправятся наши путешественники?

- Хотели бы узнать?

Самостоятельное чтение материалов учебника, с. 88-89.

Обсуждение прочитанного текста:

– В каком городе оказались путешественники?

– Какой они увидели Москву?

– Почему путешественники отправились вслед за незнакомцем?

– Кто он? Что вы о нём знаете? Знакомо ли вам его лицо?

 (Рассматривание портрета И.А. Крылова).

- Найдите его на гравюре (с. 90).

-  Что можно сказать об этом человеке?

Слайд 2.

Рассказ учителя о И.Крылове

        В 1796 году в Москве, в семье бедного капитана, родился мальчик, будущий русский писатель ̶ Иван Андреевич Крылов.

        Детство у мальчика было трудное, жили очень бедно, денег едва хватало на еду. Ходить в обычную школу он не мог, так как не было денег. Но мальчик очень хотел учиться, чтобы быть грамотным. Поэтому стал сам заниматься. А еще он работал у одного богатого помещика, который разрешал Ване  учиться  вместе с его детьми. И мальчик очень старался, много читал. Выучил иностранные языки, научился рисовать и играть на скрипке.

        С 10 лет  работал в суде – переписывал деловые документы, потом служил в армии.

      Уже в детстве мальчик любил что-то сочинять.  

      Пройдет немного времени и Иван Крылов станет грамотным, образованным и известным писателем-баснописцем.

- Давайте вернемся к статье, которую вы читали.

– Куда зашёл И.А. Крылов?

Слайд 3

- Что такое книжная лавка?

– Что думает Николай Александрович о басне?

– Какова точка зрения И.А. Крылова?

– Читали ли вы басни И.А. Крылова? Если да – какие?

Слайд 4

– Поняли ли вы, что такое басня, из монолога писателя?

– Выберите необходимую информацию и сформулируйте понятие:

Басня  ̶  это небольшое произведение, в которой есть совет, поучение или просто насмешка. Чаще всего героями басен являются животные, которые ведут себя совсем как люди, с такими же достоинствами и недостатками.

Слайд 5

Рассказ учителя о баснях И.Крылова

- Вот, например,  хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыру:

        На ель Ворона взгромоздясь,
        Позавтракать было совсем уж собралась,
        Да призадумалась, а сыр во рту держала.

        Но  не смогла ворона  удержать сыр по своей глупости.

       И каждый должен запомнить: 
       Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
       И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- Или вспомним  муравья, который   усердно трудится,  и  ленивую стрекозу, которая:

          Лето красное пропела,
          Оглянуться не успела,
          Как зима катит в глаза.

- И теперь среди людей можно встретить и трудолюбивого Муравья, и попрыгунью Стрекозу, которую можно поучить:

Ты все пела? Это дело:
          Так поди же, попляши!

- А еще Иван Крылов в своих баснях говорит о дружбе. Если в  дружбе нет согласия, то:

         На лад их дело не пойдет,
         И выйдет из него не дело, только мука.

- Так и получилось у лебедя, рака и щуки, каждый тянет туда, куда считает нужным:

         Лебедь рвется в облака,
         Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

 - А уж как часто, можно сравнить людей с  Мартышкой, которая  не зная ценности очков, разбила их о камень.  

 - И еще много интересных басен написал Иван Андреевич Крылов.

Среди них: «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом», «Осел и соловей».

- Басни Крылова сопровождают нас по жизни, учат, показывают как надо, а может быть и не надо поступать.

- Писателя  уже давно нет. Умер он в 1844 году. Но басни его бессмертны.

 -  Во многих городах установлены памятники Ивану Андреевичу Крылову и его литературным героям.

Работа с басней «Слон и Моська»

1) Беседа с учащимися:

– Чему может научить басня с таким названием? (Предположения детей.)

2) Самостоятельное чтение басни. Беседа после чтения.

– Оправдались ли наши предположения?

– Пользуясь записью в тетради (задание II.1), докажите, что это басня.

3) Анализ басни:

– Где происходит действие?

– Какая история описывается?

– Кто герои басни?

– Опишите каждого из них (как выглядит, что делает, что говорит).

– Над кем из них смеётся автор?

– Где особенно сильно звучит авторская ирония?

– Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение (мораль)?

– Что чему противопоставляется в басне?

– Сформулируйте поучение (выполнение задания III.6 в тетради).

Учащиеся пытаются сформулировать мораль басни в прозе или в стихотворной форме. Выбор наиболее точного поучения.

– Выберите подходящую к басне пословицу (задание III.2 в тетради), объясните выбор.

– Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

– Что осуждает Крылов этой басней?

2) Подготовка к выразительному чтению).

Каждая строка читается, комментируется, ставится логическое ударение, обозначаются паузы.

3) Выразительное чтение басни учащимися.

Тест по басням И.Крылова с использованием мобильного класса и программы для тестов IREN.

3. Итог урока

 – Вернитесь к диалогу И.А. Крылова и Николая Александровича

(с. 89 учебника).

- Интересны ли вам басни Крылова? Чем именно?

- Так пригодны ли басни для детского чтения?

4. Домашнее задание

 Наизусть басню и на выбор рисунок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 4 класс Учитель:Таскина Марина Валерьевна Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басня «Слон и моська»)

Слайд 2

Иван Андреевич Крылов 1976 -1844

Слайд 4

Басня ̶ это небольшое произведение, в которой есть совет, поучение или просто насмешка. Чаще всего героями басен являются животные, которые ведут себя совсем как люди, с такими же достоинствами и недостатками.

Слайд 5

Басни Ивана Андреевича Крылова Что лесть гнусна, вредна; Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Ворона и лисица Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза . Стрекоза и муравей На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Лебедь, рак и щука Памятники героям б асен Ивана Крылова

Слайд 6

Баснописец возле книжной лавки Волк и ягнёнок Ворона и лисица Книжная лавка Лебедь, рак и щука Мартышка и очки Памятник Памятник Портрет И.Крылова Стрекоза и муравей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: «Сравнение жанров народного творчества.»

1.     Учить детей определять особенности жанра.2.     Развивать умение определять задачу жанра.3.     Расширять кругозор детей.4....

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.

Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс

                              Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс

Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова   4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век ...

Технологическая карта урока литературное чтение. 4 класс. Тема "Характерные особенности жанра басня".

Технологическая карта урока литературного чтения.4 классУчитель Кирилина Юлия Викторовна Тема урока: Характерные особенности жанра «БАСНЯ»Цель: создать условия для формирования умения отличать жа...