Технологическая карта урока литературное чтение. 4 класс. Тема "Характерные особенности жанра басня".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Кирилина Юлия Викторовна

Технологическая карта урока литературного чтения.

4 класс

Учитель Кирилина Юлия Викторовна

 

Тема урока: Характерные особенности жанра «БАСНЯ»

Цель: создать условия для формирования умения отличать жанр басня от других эпических жанров:

выделять характерные признаки басни

Учить вдумчивому, осознанному чтению книг, делать правильные выводы и обобщения.

 

·         Предметные

·         воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

·         осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

·         самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

·         относить произведения к жанру басни  по определённым признакам;

·        создавать условия для  формирования умения постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

·         вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

·         пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         задавать вопросы.

 

 

·        создавать условия для развития речи учащихся, используя технологию критического мышления;

·        создавать условия для развития умений устанавливать причинно- следственные связи и строить рассуждения

Оборудование: Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “Литературное чтение” (В океане света);карточки с текстами произведений, фамилий баснописцев, презентация к уроку, реквизит для инсенировки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения,

проведенного  в 4 «Г» классе   гимназии №524  

31 октября 2014 г   (2014 - 2015 уч. г.)

учителем Кирилиной Ю.В.

Тема урока: Характерные особенности жанра «БАСНЯ»

Цель: создать условия для формирования умения отличать жанр басня от других эпических жанров:

выделять характерные признаки басни

Учить вдумчивому, осознанному чтению книг, делать правильные выводы и обобщения.

  • Предметные
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить произведения к жанру басни  по определённым признакам;
  • создавать условия для  формирования умения постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения; 

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

  • создавать условия для развития речи учащихся, используя технологию критического мышления;
  • создавать условия для развития умений устанавливать причинно- следственные связи и строить рассуждения

Оборудование: Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “Литературное чтение” (В океане света);карточки с текстами произведений, фамилий баснописцев, презентация к уроку, реквизит для инсенировки

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Организует детей на урок, приветствие гостей

Проверяют готовность к уроку, приветствуют гостей

Метапредметные результаты

 Познавательные УУД:

  1. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  4. осуществлять анализ и синтез;
  5. устанавливать причинно-следственные связи;
  6. строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  2. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  5. задавать вопросы.

Предметные результаты:

  1. осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  2. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  3. самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  4. самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  5. находить в тексте материал для характеристики героя;
  6. составлять рассказ-характеристику героя;
  7. высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  8. относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  9. различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  10. соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Актуализация знаний  . Работа по  цели урока.

-  Определите  жанр произведений у вас на карточках. Можно советоваться.

-Знакомятся с текстом на карточках.

1

1. Готовы? Пожалуйста.

Автор  (если указан)

Название.

Жанр.

Доказательства:

1.

2.

3.

4.

 Помещает таблички с авторами на доску.

Учащиеся  отвечают по предложенному плану.

2

3.

4.

5.          

6.

3. Работа  с текстом.

1). До чтения.  

2)Комментированное чтение.

Анализ басни.

- Итак, что объединяет этих авторов.

-Какой фамилии не хватает?

(прикрепляет карточку на доску)

- Что вы запомнили  об этом авторе?-проверка д.з  Расскажите по схеме.

-Посмотрите на карточки. Предложите задание.

- Сделайте вывод.

Каким изменениям подвергались басни?

- На вопрос,что оставалось неизменным, вам поможет ответить вот этот видеоролик. (мультфильм «Лисица и виноград)

-ПОЧЕМУ  СЮЖЕТ БАСНИ ПЕРЕХОДИТ ОТ АВТОРА К АВТОРУ?

-Почему же детям ,да и взрослым тоже необходимо  читать басни???

Сформулируйте  тему нашего урока.

Цель. Задачи.

-Знакома?

-Пробегитесь глазами, перечислите признаки басни.

Квартет? Кварте́т — музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.

Читайте, если считаете нужным,, остановитесь.

Басня – это эпический жанр. Так какова же здесь позиция автора?

-Смеётся. Иронизирует.

Найдите доказательства в тексте.

Герои.

Затеять-придумать.

Искусством.

Мораль. Как сформулирована? Попробуйте  подобрать пословицу.

  1.  

Великие таланты зреют медленно.

Журавль летает высоко, да видит далеко.

Запряг криво, да поехал прямо.

Всякое мастерство нелегко.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Не пори,  когда шить не умеешь.

Учащиеся  отвечают на вопросы учителя.

Все писали басни.

И.А.крылов.

Рассказ по материалу учебника.

Задание: расположить фамилии авторов в хронологическом порядке.

- Басня появилась очень давно.

Менялся их язык: проще ,доступнее, специально для детей- часть детской литературы.

-Сюжет повторяется!!!

-Потому что пороки человека неискоренимы и неизменны!!!

-Поучение в каждой басне, моральный урок.

Учащиеся  отвечают на вопросы учителя,

- Учащиеся определяют жанр произведения

кто герои произведения и почему именно они?

Учащиеся  отвечают на вопросы учителя, находят подтверждение своим выводам в тексте, вычитывают  информацию для составления характеристики героев. С помощью учителя ведут диалог с автором

Учащиеся по заданию учителя находят в тесте необходимые отрывки, объясняют приемы, которые использовал в них автор. Устанавливают причинно-следственные связи и доказывают свою точку зрения с опорой на текст

Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, составляют характеристику героев рассказа, находят в тексте  отрывки , подтверждающие правильность выводов и предположений.

Учащиеся  отвечают на вопросы учителя, находят подтверждение своим выводам в тексте, вычитывают  информацию для составления характеристики героев. Под руководством учителя ведут диалог с автором

3 )

После чтения

- А понравилась басня?

Давайте попробуем прочитать её по ролям.

Автор.

Осел.

Козёл. Соловей. Медведь. Мартышка.

Учитель системой вопросов подводит детей к пониманию идеи произведения и авторской точки зрения

-  А теперь давайте попробуем….. инсценировать.

Работа над выявлением характера героев, их речи, манеры поведения.

Домашнее задание

Выучить одну из басен наизусть. Можно подготовить инсценировку.

(Подведение итогов урока )Рефлексия

Какая была цель урока?

 Вспомните,что полезного было на уроке, и «Кубик Блума».

Вспоминают цель урока и оценивают результат: достигли ли поставленной цели, что ценного приобрели на уроке, чему научились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "Обобщение по теме "Басни И.А.Крылова "

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе на тему: "Обобщение по теме "Басни И.А.Крылова "...

Технологическая карта урока литературного чтения "Басни Эзопа"

Материал к уроку литературного чтения - 3 класс....

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. УМК "Школа России"

Тема:  «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра»Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева, eг...

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...

Урок литературного чтения. Тема: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басня «Слон и моська»)

Цель: ознакомление с биографией И.А.Крылова; знакомство с басней «Слон и моська».Задачи: - учиться выразительно читать басню;-  развивать артистические способности, умение входить в о...