Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения "Басни. Русские баснописцы" 4 класс
    план-конспект урока по чтению (4 класс)

    Орлова Наталья Игоревна

    "Басни. Русские баснописцы". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_basni.russkie_basnopistsy.docx30.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Предмет

    Литературное чтение

    Класс

    4

    Тема урока

    «Басни. Русские баснописцы»

    Цели деятельности педагога

    Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы.

    Тип урока

    Урок методологической направленности   (урок обобщения и систематизации знаний)

    Планируемые образовательные результаты

    Личностные:  развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль, привитие интереса к чтению классической литературы.

    Предметные: понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формировать тему, идею, владение литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.

    Метапредметные:  развитие речи и творческого мышления обучающихся, формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.

    Методы и формы обучения

    Игровые методы оценивания; проблемное обучение; наблюдение; самооценка.

    Образовательные ресурсы

    http://lib.ru/LITRA/KRYLOW/basni.txt 

     http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php

     

    Оборудование

    Компьютер, проектор, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

    Демонстрационный материал

    Презентация, подготовленная учителем.


    Этап урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный момент.

    Прозвенел звонок

    Начинается урок.

    Нам надо многое понять,

    Чтоб читателями стать.

    Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Подняли глазки на меня. Начинаем наш урок.

    Настраиваются на работу

    Коммуникативные:

    учатся слушать и понимать учителя

    Личностные:

    формирование умения организовывать свою деятельность

    Регулятивные:

    способность к саморегуляции

    Актуализация знаний

     Определите, о каком жанре произведения пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

    Это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди ,животные или различные предметы.

    Как называют авторов басен?

    Каких баснописцев вы знаете?

    Что осуждают и высмеивают баснописцы?

    Что такое ирония?

    Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

    Басня.

    Баснописцами.

    Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

     Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

    Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

    Коммуникативные: отвечают на вопросы.

    Познавательные: извлекают необходимую информацию.

    Постановка проблемы.

    Постановка учебной задачи.

    Определите тему сегодняшнего урока.

     Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете басни и их  героев,  умеете определять мораль басни.

    - Почему басни называют нравоучительными?

    А как вы думаете актуальна ли басня в наши дни?

    Определяют тему урока.

    Ставят учебные задачи.

    Повторить литературоведческие понятия, вспомнить русских баснописцев и их басни)

    Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу (составлять план).

    Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других.

    Личностные:  формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы.

      Работа по теме урока.  

    1) Работа  в  группах.

    - Я  приготовила  задание  для  каждой команды (в  конвертах  на  карточках).

    а) Прогнозирование по ключевым  словам, иллюстрациям.

    Дети   по  очереди  читают  строки  из  басни, называют  басню   и  объясняют  смысл.

    1)     Когда в товарищах согласья нет,

            На лад их дело не пойдёт…

    2)    Сыр  выпал, с ним была  плутовка  такова…

    3)    Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, 
           Невежда про неё свой толк все к худу клонит…
    4)        Ты всё пела? Это дело:

               Так  поди же,  попляши

    5)    У сильного всегда бессильный виноват.


    б) Подберите синонимы к словам.

    1. Слаба глазами –
    2. Завести очки –
    3. А проку на волос нет –
    4. Брызги засверкали –
    5. Хватила о камень –

    в) Как в баснях используют аллегорию в образах животных.
    1) Образ Лисы –

    2) Образ Волка –

    3) Образ Осла –

    4) Образ Муравья –

    5) Образ Стрекозы -

    а). («Лебедь, Рак  да  Щука»             Если они друзья, то всё надо делать дружно. Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то  в  итоге ничего не получится)

    2.(«Ворона  и лисица»  Лиса получила то, что  хотела,  благодаря своей  хитрости)

    3. («Мартышка  и очки»   Надо знать применение вещам, не быть глупцом, невеждой). 

    4.(«Стрекоза и муравей» Здесь показана  беспечность,   бездушие   муравья  и беззаботность Стрекозы)

    5.(«Волк  и Ягнёнок»         В этой  басне показана   безжалостность, беспощадность, жестокость  сильных   по натуре  и  робость слабых)

    б) Подбирают синонимы к словам, выражениям, исходя из смысла басен.

    в) 1) Льстивость и хитрость -в образе Лисы.

    2) Грубость и жадность- в образе Волка.

    3) Глупость и упрямство- в образе Осла.

    4)Трудолюбие и старательность - в образе Муравья.

    5) Легкомыслие в образе Стрекозы.

    Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (легко или сложно); Умение оценивать правильность выполнения действия;

    Познавательные: Систематизация полученных знаний и умений

    Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

    Физминутка.

    Нёс однажды Муравей, 2 травинки для дверей.

    На полянке под кустом

    Муравьишка строит дом.

    Лишь снежок запорошит

    Стрекоза к нему спешит.

    -Ты, кума не торопись,

    А за дело-ка возьмись,

    1,2,3,4,5- начинаем приседать.

    - Героев, какой басни вы узнали? Молодцы!

    Выполняют движения

    Включение в систему знаний и повторение.

    1.  Просмотр   анимационного  фильма  по  басне  И.А.Крылова    «Кукушка  и  Петух»

    - Сей Предлагаю  вам  посмотреть  отрывок из мультфильма по басне  И.А.Крылова.

        Ваша  задача – определить из  какой  басни взят фрагмент, сформулировать мораль.    

        Просмотр.

       - Как  называется  басня?

                      - Процитируйте  слова, в  которых заключена мораль басни. Кто  помнит эти слова  наизусть?  

    2.По фразе отгадайте басню, автора.

    - Все лето стрекоза в то только и жила,
    Что пела;
    А как зима пришла,
    Так хлеба ничего в запасе не имела. ( И.И. Хемницер «Стрекоза»)
    - Какова мораль?

    -Какие ещё басни этого автора знаете?

    - Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. (Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»)

    - Чем отличаются басни Л. Н. Толстого?

    - Схватил её, перевернул, и верхняя ступенька

    -Внизу уж очутилась. (А.. Е. Измайлов «Лестница»)

    - Назовите мораль.

    Какие ещё басни этого автора знаете?

    - А та, поднявши нос,

    В ответ ей говорит: говорит: «Откуда? – мы пахали!» (И. И. Дмитриев «Муха»)

    - Какие ещё басни этого автора знаете?

    Определяют название басни, формулируют мораль басни.

    Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формой речи.

    Познавательные: систематизация, сопоставление, обобщение, сравнение, анализ.

    Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Р.т. с Кроссворд «По страницам басен»

    1. Писатель, который сочиняет басни.
    2. Автор басни «Стрекоза и Муравей»
    3. Автор басни «Кукушка»
    4. Судья пения Соловья.
    5. Автор басни «Стрекоза».

    Разгадывают кроссворд «По страницам басен»

    Проверяют.

    Взаимопроверка (проверка по слайду) 

    Коммуникативные: умение результативно мыслить и работать с информацией

    Рефлексия деятельности.

    Подведём итог. Достигли мы задач урока?

    - В чём же сила басен?

    - Что высмеивают басни?

    Басня актуальна и сегодня.

    • В нашей библиотеке есть много книг , кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
    • Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.

    Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с урока.

    Сообщает домашнее задание.

    Басня подчёркивает, что величие человека в его достоинствах.

    Недостатки людей, жадность, клевету, малодушие, тщеславие, лживость, лесть, лицемерие.

    Познавательные: приобретать умение мотивированно организовывать свою деятельность.

    Регулятивные: учащиеся оценивают свою работу.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

    1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака" Русские народные сказки о зиме "Два Мороза".

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С Михалкова". Русские народные сказки о зиме .«Два мороза» во 2 «Б» классе . Учитель...

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

    Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"

    Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить ...

    Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "

    Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев "...

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...