Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55

Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста; формировать умение работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; с помощью словаря объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Развивать речь, умение работать в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_malchik_s_palchik.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

17.10.16. Литературное чтение урок № 19

Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55

Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста; формировать умение работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; с помощью словаря объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Развивать речь, умение работать в парах.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к учебной деятельности.

- Проверим готовность к уроку: Сегодня вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш. Давайте создадим друг другу дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

2.

Актуализация  знаний

1.Проверка Д/З

2. Знакомство с темой урока.

Посмотрите на иллюстрацию на доске. Догадались,  с каким произведением будем сегодня работать на уроке?

3.

Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Мальчик с пальчик» в пересказе А.Н. Толстого.

4.

Открытие нового знания.

1. «Словарной разминка»: Лексическая работа

-Значения каких слов нужно было найти в словаре?            - Что обозначают эти слова?                                                          -  Соху можно увидеть на иллюстрации к сказке на странице 53.

- Как вы понимаете слова «мал да удал» «горя ему мало», «видом не видано, слыхом не слыхано»?  

  - В каком значении употреблено в тексте слово «орёт»?

2. Прочтение сказки.

Задание 1. Продолжение словарной работы .

4. Ответ на вопрос 2. Стр.55

- Соха, утеха.

Соха – сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли                                                                                                       Утеха – 1) удовольствие, радость; 2) – утешение.                                   «Мал да удал» - маленький, но смелый, «горя ему мало» - не боится трудностей, горестей,  «видом не видано, слыхом не слыхано» - никто не видел и не слышал.                                             – Пашет.

5.

Первичное закрепление.

- Докажите, что произведение, с которым мы познакомились, - сказка.

Анализ содержания сказки                                                                       - Ответим на вопросы по содержанию сказки:

п/п

Вопросы учителя

Ответы детей

1.

- Что случилось у старухи, когда она рубила капусту?

- Она отрубила себе палец.

2.

- Куда старуха положила палец?  

- Она положила его в тряпку на лавку.

3.

- Что услышала старуха из угла, где стояла лавка?

- Старуха услышала, что на лавке кто-то плачет.

4.

- Что увидела старуха в тряпке вместо  своего пальца?

- Она увидела маленького мальчика.

5.

- Каким ростом был мальчик?

- Он был ростом с пальчик.

6.

- Как вы поняли слова: Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее большого оказался.

- Мальчик был очень маленьким, но умным.

7.

- Где находился отец мальчика?

- Отец мальчика был на пашне.

8..

- Зачем мальчик просится на пашню?

- Мальчик просится на пашню, чтобы помогать отцу.

9.

- Почему старик удивился, когда мальчик сказал: «Здравствуй, батюшка!»

- Старик слышал голос, но никого не видел.

10.

- Где сидел мальчик, когда лошадь  пахала?

- Мальчик сидел в ухе у лошади.

11.

- Что мальчик с пальчик наказал отцу, если кто-то придет на пашню?

- Если кто будет просить продать меня, продавай смело, назад домой приду.

12.

- Чему удивился барин на пашне?

- Барин удивился тому, что конь идет, соха пашет, а человека не видно.

13.

- Что просит барин у старика?

- Барин просит продать мальчика.

14.

- Почему старик не хочет продавать мальчика?

- Это их единственная со старухой радость.

15.

- Сколько денег барин заплатил  за мальчика?

- Барин заплатил тысячу рублей.

16.

- Куда барин посадил мальчика?

- Барин посадил мальчика в карман.

17.

- Как мальчик убежал от барина?

- Он прогрыз дырку в кармане.

18.

- Кто проглотил мальчика?

- Мальчика проглотил волк.

19.

- Что кричал мальчик из брюха волка, когда тот  хотел утащить овцу из стада?

- Он кричал, чтобы пастух не спал, а смотрел за стадом, там  волк крадется.

20.

- Что делал пастух после слов мальчика?

- Бил волка дубиной и травил его собаками.

21.

- Почему волк стал худым?

- Волк стал худым, потому что мальчик не  давал ему красть овец из стада.

22.

- О чем просит волк мальчика с пальчика?

- Волк просит мальчика, чтобы тот вылез из его брюха.

23.

- Что ответил мальчик волку?

- Мальчик ответил, что вылезет, если волк довезет его домой к отцу и к матери.

24.

- Куда вбежал волк?

- Волк вбежал  прямо в избу.

25.

- Как решилась судьба волка?

- Старик и старуха его убили.

26.

- Какой момент сказки вы видите на иллюстрации страницы 54?

- Как мальчик с пальчик спрятался под былинку.

Учащимся выставляются оценки за ответы.

- Откройте страницу 55, прочитайте вопросы 1 и 2 и подготовьте на них ответы. Можете обсудить это друг с другом.

Вопрос 1: В сказке есть такие слова: «А Мальчик с пальчик залез лошади в ухо и стал пахать, а отцу наказал:

- Коли кто будет торговать меня, продавай…»  

Что значит слово «наказал» в этом тексте?  

Придумай предложение, в котором слово «наказал»  будет иметь другой смысл.  

Вопрос 2: Как относился Мальчик с пальчик к отцу и матери? Подтверди свой ответ словами из сказки.  

Учащиеся выполняют задание самостоятельно в течение 5 минут. Затем дают ответы на вопросы.

Дал совет.

Меня наказал папа за плохой поступок.

Он любил их. «Я твой сынок. Пришел тебе помогать пахать. Садись, батюшка, закуси да отдохни маленько!»

6.

Физминутка

На болоте две лягушки,                                                          Две зеленые подружки.                                                                  Утром рано умывались,                                            Полотенцем растирались.                                                    Ручками хлопали,                                                              Ножками топали.                                                                            Вот здоровья в чем секрет,                                                     Всем друзьям – физкультпривет!

Сесть на корточки.

Встать, имитация движений.

Хлопать руками в ладоши.

 Топать ногами.

Разводить руками в стороны.

7.

Самостоятельная  работа

- Выполните задание 2 в РТ стр. 20-21.

8.

Включение нового в систему знаний.

- Прочитайте вопрос 4 на  странице 55.

Вопрос 4: Раздели сказку на части. Определи, где кончается каждая часть и начинается новая.  Озаглавь эти части.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?  

Чтение сказки учащимися вслух по очереди, определение границ каждой части, озаглавливание частей.                                                                                      1.Мальчик из пальца.

2.Сын помогает отцу.

3.Барин купил мальчика.

4.Мальчик в брюхе у волка.

5.Спасение мальчика.

Еще раз прочитать сказку.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Д/З: Сочини и запиши маленькую сказочку о щенке или птенце. Используй в ней слова: «мал, да удал», «ему и горя мало».

- Прочитайте вопросы 1 и 2 и подготовьте на них ответы. Можете обсудить это друг с другом. Учащиеся выполняют задание самостоятельно в течение 3 минут. Затем дают ответы на вопросы.

Вопрос 5: Каким был Мальчик с пальчик:  добрым,  жестоким, находчивым, умным, глупым, честным, нечестным, смелым, трусливым? Обсуди этот вопрос с товарищем.

Вопрос 6: Как ты относишься к герою этой сказки:  он тебе нравится, ты восхищаешься всеми его поступками или тебе что-то не нравится в нем? Объясни свое отношение к Мальчику с пальчик. Учитель ставит оценки учащимся за  работу.                                                   - Какую сказку читали сегодня на уроке?

 

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"

Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Обобщение по изучению сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу&raq...