Рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 1 .1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Романова Ольга Альбертовна

Рабочая программа по литературному чтению 1.1 клас.  Второй год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_1.1_klass.doc413 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головиновой, Л. А. Виноградской системы «Школа России»  под  редакцией  А.А. Плешакова.

«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих  целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только  обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 1.1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

1.1  класс

Личностные

Учащиеся научатся:

  • с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);
  • отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
  • проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
  • принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
  • понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
  • контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
  • оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
  • сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
  • сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
  • определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
  • отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
  • отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы учителя по теме урока;
  • создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
  • слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
  • соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
  • оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
  • находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
  • готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;
  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
  • называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (132 ч)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Оценочные результаты

Вводный урок (2 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова

Жили-были буквы (20ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

Читать стихи наизусть.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

КИМ

Тест №1

Стр 6-8

Сказки, загадки, небылицы (21 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Анализировать представленный в учебнике картинный план.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения.

КИМ

Тест №2

Стр 9-11

Апрель, апрель. Звенит капель! (14 ч)

КИМ

Тест №3

Стр 12-14

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

И в шутку и всерьёз (20 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

Оценивать свои достижения

КИМ

Тест №4

Стр 15-17

Я и мои друзья (27ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивова-ровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.

Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

КИМ

Тест №5

Стр 18-20

О братьях наших меньших (28ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

КИМ

Тест №6

Стр 21-23

КИМ

Итоговая проверочная работа Стр 24-29

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (132 ч)

Название темы урока

Кол-во час

Примечание

Дата

1.

Вводный урок.

 Знакомство с учебником по литературному чтению.      Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.       Развитие смыслового чтения.  Учимся работать со словом.    

С 3--5

1

р\т Смысловое чтение

2

Жили-были буквы (20 ч)

2.

Жили-были буквы. Знакомство с названием раздела.  Прогнозирование  содержание раздела.  Выставка книг по теме.  Учить расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Развитие речи. Учить выбирать книгу по заданному параметру. Учимся  рассказывать о букве.

С. 3-4

1

р\т

Развитие речи.

3

3.

В.Данько. Загадочные буквы. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения.

С. 5-8

1

учебник

4

4.

Проектная деятельность. Запуск проекта  «Создаём город букв». «Буквы — герои сказок». Составление плана действий. Выбор образа буквы. Определение  материала, из которого она будет сделана.

Уч. с 28, р\т с.49-52

1

Учебник

р\т

Создаю проект

5

5

Б. Заходер  Характеристика героев стихотворения Б Заходер. Выразительное чтение с опорой  на знаки препинания.  Развитие речи.

С 5-6

р\т

Развитие  речи

9

6

Литературная сказка. И. Токмакова. Аля, Кляксич  и буква «А».  Главная мысль. Характер героя произведения.

 С 9-10

1

Учебник

10

7

Литературная сказка. И. Токмакова. Аля, Кляксич  и буква «А».  

Развитие речи.  Работ по содержанию сказки. Подготовка к творческому пересказу: дополнение содержания текста.

 С. 6-8

р\т

развитие речи

11

8

Развитие речи.  Учимся рассказывать о букве. Работ по содержанию над произведением  А Шибаева «Буква Э»

С 9-10

р\т

развитие речи

12

9.

С. Чёрный. Живая азбука.  Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Составление истории про одну из букв «оживив»  ее, используя волшебные предметы: волшебная палочка, сказочный зонтик,  радужный дождик

Уч. с 11

1

 Учебник

Полная версия на листе

16

10

Ф. Кривин. Почему «А» поется, а «Б» нет. Главная мысль. Характер героя произведения.  Рассказ о буквах по плану.  Ответы на вопросы: почему гласные так называются?  Почему согласные так называются? Почему все звуки важны?

С 12-13

1

учебник

17

11

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с предложением. Ф. Кривин. Почему «А» поется, а «Б» нет. Составление сказочной истории  о гласных и согласных звуках. Выделение основной мысли. Определение последовательности предложений.  Составление плана. Творческий пересказ сказочной истории:  «И вдруг однажды случилось чудо…..»

 С. 5-6

Учебник

р\т

смысловоечтение

18

12

Г. Сапгир. Про Медведя. Звукопись как приём характеристики героя.   Выразительное чтение с опорой  на знаки препинания. Поиск и подчеркивание в тексте слов,  которые надо выделить при выразительном чтении.

С 14-15

1

учебник

19

13..

Стихотворение  М. Бородицкой «Разговор с пчелой». Заголовок.   Составление диалога с пчелой

С 16

1

учебник

23

14

 Стихотворение И. Гамазковой «Кто как кричит» Заголовок. Придумывать свои заголовки.  Рифма.  Учить находить в стихах слова с созвучным окончанием. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

С 17

1

учебник

Наизусть по выбору

 р\т с 34

 памятка как учить стихотворение

24

15.

Стихотворения  И. Гамазковой,  Е Григорьевой  «Живая азбука». Определение  главной мысли стихотворения.  Учить соотносить  главную мысль с содержанием произведения. Выразительное чтение с опорой  на знаки препинания.

С. 18

1

Учебник

25

16

С. Маршак. «Автобус номер двадцать шесть». Работа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений  С Черного «Живая азбука» и  С. Маршак. «Автобус номер двадцать шесть». По плану: Герои произведения, все животные  представлены   в алфавитном порядке. Составление «азбуки цветов».

 С.  19-21

1

Учебник

26

17.

Развитие речи. Учимся составлять рассказ по сюжетной иллюстрации.  Е Трутнева «Когда это бывает?» Творческая работа: составление  рассказа про осень.

С.  11-15

1

р\т развитие речи

30

18.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с текстом.  Учить читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.   Учить объяснять название произведения.

С. 6-8

1

р\т смысловое чтение

1.10

19.

«Разноцветные страницы». Из истории старинных книг.  Учить объяснять смысл пословиц.

С.  22-25

1

Учебник

2

20.

Учимся работать с текстом на основе произведения  К Ушинского « Петух и собака» Восстановление последовательности событий по картинному плану с опорой на текст.

С 3-8

р\т

работа  с текстом

3

21

Проверим себя. Повторение и обобщение по теме «Жили — были буквы».

С. 26-27

1

учебник

КИМ

Тест №1

Стр 5-7

7

22.

Презентация проекта «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».

С.  28

1

учебник

Проект

8

Сказки, загадки, небылицы (21 ч)

23.

Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. Учить расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Учить выбирать книгу по заданному параметру.  Сказка «Курочка Ряба». Рассказывание сказки на основе картинного плана.

С. 29-31

1

учебник

9

24.

Герои сказки. «Теремок».   Чтение  известной  сказки  плавно, целыми словами, при повторном  чтении  -  выразительное чтение.  Учить анализировать представленный в учебнике картинный план.  Соотнести  иллюстрацию с содержанием текста. Обучение пересказу  сказки на основе картинного плана.  Ответы на вопросы по содержанию произведения.  Инсценирование сказки.

 С. 32-37.

1

Учебник

р\т с 31

10

25.

Развитие речи.  Учимся рассказывать сказку по иллюстрациям на основе сказки В Сутеева «Под грибом». Учить называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков,  давать их нравственную.

С 16-20

р\т

развитие речи

14

26..

«Рукавичка». Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Пересказ сказки по плану.  

С. 38-41

1

Учебник

р\т  с 32

15

27.

 Развитие смыслового чтения. Учимся работать со словом. На основе иллюстраций к сказкам «Гуси-лебеди», «Рукавичка»  Сравнение  русской народной сказки  «Рукавичка» и Е. Чарушина «Теремок»

С.9-10

1

р\т

Смысловое чтение

16

28.

Развитие речи. Учимся составлять докучную сказку на основе сказки В. Даля «Про мышку-нарушку». Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

С. 21-28

1

р\т

развитие речи

17

29.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с предложением.  Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

С. 11-12

1

р\т

смысловое чтение

21

30.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с  текстом на основе текста  В Осеевой  «Вырванный лист»

С12-13

р\т

смысловое чтене

22

31.

Загадки.  Учить отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки; объединять их по темам.

С. 42-43

1

Учебник

р\т с 33-34

23

32

Развитие речи. Учимся составлять загадку с помощью плана-подсказки. Работа по образцу. Конкурс загадок. Проектная работа.  Создание сборника загадок.

С. 20-33

р\т развитие речи

Проект

24

2 четверть

33

 Русские народные песенки.. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки.

С 44-45

Учебник

р\т

с35

5.11

34

 Развитие речи. Учимся составлять докучную сказку. Расширение словарного запаса детей.  Выяснить в особенность докучных сказок. Сочинение докучных сказок.

С 34-38

Рабочая тетрадь с 36-38

р\т развитие речи

6

35

 Небылицы. Учимся составлять небылицы.

Развитие речи. Учиться находить в небылицах  невероятные события. Восстановление  деформированной небылицы.

Уч. с. 46

р\т с. 38-42

1

Учебник

р\т развитие речи

р\т с 36-37

7

36.

Английские народные песенки. Герои песенок.  «Рифмы Матушки Гусыни». Выразительное чтение.

 С. 47-49

1

Учебник

11

38

Сюжет стихотворения «Дом, который построил Джек» Английская народная песенка. Перевод С Маршака.  Учить отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

С. 50-51

1

Учебник

.

12

39.

Сказки А. С. Пушкина.  Выразительные средства языка.

С. 52-53

1

Учебник

13

40.

«Петух и собака». Выделение главной мысли  сказки и главных  героев.

С 54-56

1

Учебник

14

41.

Русская народная сказка «Как коза избушку построила». Чтение по ролям, отражая характер героя произведения.  Учить исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

С 9-15

1

Работа с текстом

18

42.

Восстановление сюжета сказки «Гуси-лебеди» по серии картинок. «Из старинных книг». Произведения Л. Толстого.    

С. 57-62

1

Учебник

19

43

Оценка планируемых достижений. Самостоятельная работа на основе текста русской народной сказки «Мужик и медведь»

С 62

С 15-18

1

Учебник

р\т

работа с текстом

р\т с 38-39

КИМ

Тест №2

Стр. 8-10

20

Апрель, апрель. Звенит капель!  (14ч)

44

Знакомство с названием раздела. Учить прогнозировать содержание раздела.

Выставка книг по теме. Учить подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждение прочитанного.  Выбор нужной  книги  по заданным параметрам.  Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева,  Настроение. Выразительное чтение.

С 63-65

1

Учебник

Наизусть одно из стих    

21

45.

Лирические стихотворения Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Выразительное чтение.  Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Учить определять настроение автора и объяснять смысл названия произведения.

 С. 66-67

1

Учебник

Наизусть одно из стих    

25

46.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать со словом на основе лирического стихотворения  Майкова «Голубенький и чистый….» Учить передавать при чтении настроение стихотворения.

С 14-16

р\т

смысловое чтение

26

47.

Лирические стихотворения И Токмаковой, А Майкова, С Маршака.

Развитие речи.  Учимся рассказывать о весне. Составление текста о весне. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

С.43-46

р\т

развитие речи

27

48.

Лирические стихотворение  И Токмакова « Ручей» Ритм стихотворения.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с предложением. Учить  работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

 С 68, С 17-19

1

Учебник

р\т

смысловое чтение

28

49.

Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка.  Сочинение загадок.

С. 69

1

Учебник

2.12

50.

Лирические стихотворения  И. Токмакова. Е. Трутнева. Учимся работать с текстом на основе рассказа В Осеевой «Сыновья»

С 70-71

С 22-25

1

Учебник

р\т

работа с текстом

3

51.

Проект: «Составляем сборник загадок».

С. 72

С45-48

1

Учебник

р\т

создаю проект

Проект

р\т

с43-44

4

52.

Презентация проекта «Сборник загадок».

1

5

53.

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа, А.Майкова

С. 73

1

Учебник

Чтение  наизусть.

9

54.

Учимся работать с текстом рассказа «Находка» Д. Тихомиров. Учить находить слова, которые отражают характер героя.

С19-21

р\т

работа с текстом

10

55.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с текстом на основе стихотворения Т. Белозерова  «Подснежники»

С 20-22

1

р\т

смысловое чтение

11

56

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель, звенит капель...». Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, их выразительное чтение.

С.74-77

1

Учебник

КИМ

Тест №3

Стр 11-13

12

57.

Проверим себя. Самостоятельная работа с текстом на основе л. Толстого «Косточка»

С 78

С26-28

Учебник

р\т

работа с текстом

р\т

с. 45

16

И в шутку и всерьёз (20ч)

58..

Знакомство с названием раздела.  Учить прогнозировать содержание раздела.

Выставка книг по теме. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

С. 3-4

1

Учебник

17

59.

И.Токмакова « Мы играли в хохотушки».   Звукопись как средство выразительности.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с текстом. На основе стихотворения И Токмаковой « Мы играли в хохотушки», Б Заходера «Кискино горе»,  М Пляцковского «На что похож гриб?»

С. 5-6,       р\т С.  28-34

1

Учебник

р\т

 смысловое чтение

18

60.

  Я. Тайц . «Волк.» Чтение по ролям. Учить  работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

С.7

Учебник

19

61

Весёлые стихи для детей Г. Кружкова . учить читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.  Заучивание наизусть.

С 8

Учебник

Наизусть

23

62.

Юмористические рассказы для детей... Н. Артюхова. « Саша-дразнилка.»  Главная мысль произведения.    Заголовок — «входная дверь» в текст. Чтение по ролям.

С 9-11            

1

Учебник

24

63.

Развитие речи.  Учимся сочинять смешную историю на основе рассказа В Голявкина «Болтуны» и стихотворения А Усачева «Подарок».

С 47-50

1

р\т

развитие речи

25

64.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать со словом на основе стихотворения  С.  Михалкова «С нами смех!»

С23-26

р\т

смысловое чтение

26

3 четверть

65.

Весёлые стихи для детей, К. Чуковского. Учить отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.  Выразительное чтение.

С 12

1

Учебник

Наизусть

Весёлые стихи для детей. О. Дриза «Привет».

С 13

учебник

66.

Весёлые стихи для детей. О. Григорьева  «Стук», И Токмакова «Разговор лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». Звукопись как средство выразительности.  Заучивание наизусть.

С 14-16

1

Учебник

р\т

с 49-51

Наизусть

67.

Учимся работать с текстом на основе рассказа В. Осеевой «Сыновья» Учить определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения.

С.  22-25

р\т

работа с текстом

68.

Авторское отношение к изображаемому. К.Чуковский. Телефон. Выразительное чтение. Учить исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

С 17-21

1

Учебник

69.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с предложением. Учить находить слова, которые отражают характер героя.

С 26-28

1

р\т

Смысловое чтение

70.

Развитие речи. Учимся сочинять смешную историю на основе рассказа И Пивоварова «О чем думает моя голова»

С 50-53

р\т

развитие речи

71.

Герой юмористического рассказа. М.Пляцковский. «Помощник».  Учить воспринимать на слух художественное произведение.  Чтение  по ролям, отражая характер героя произведения.

 С 22-23

1

Учебник

72.

 Учимся работать с текстом.  Л.  Толстой «Косточка». Самостоятельная работа.

С 26-28

1

р\т

работа с текстом

73.

«Из старинных книг». Рассказывание. Рассказы К. Ушинского. Пересказ. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.

С 24-25

1

Учебник

74.

Учимся работать с текстом стихотворения И Токмаковой. Учить придумывать свои заголовки.

Развитие словарного запаса. Учить передавать при чтении настроение стихотворения.

С 29-32

р\т

работа с текстом

75.

Учимся работать с текстом стихотворения Е Трутневой. Учить придумывать свои заголовки. Учить передавать при чтении настроение стихотворения.

С 32-36

1

р\т

работа с текстом

76.

Учимся работать с текстом стихотворения  В Маяковского «Тучкины штучки».  Самостоятельная работа.

С 36-38

1

р\т

работа с текстом

77

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез». Закрепление. Оценка достижений.

С 26-28

Учебник

 р\т с 52

КИМ

Тест №4

Стр 14-17

Я и мои друзья (27 ч)

78.

Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Планирование работы  на уроке в соответствии с содержанием результатов. Анализ  книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представление  книги с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозирование содержание раздела.

С 29-30

1

Учебник

р\т  с 53

79

 Ю.Ермолаев. « Лучший друг». Заголовок — «входная дверь» в текст.  Обсуждение с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

С.31-32

Учебник

р\т с 54

80

Е.Благинина « Подарок» Главная мысль. Сравнение рассказа и стихотворения. Ю.Ермолаев. «Лучший друг»; « Е.Благинина «Подарок». Обсуждение  вариантов доброжелательного и необидного способа общения.

С 33

Учебник

81.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать со словом. Развитие словарного запаса.

С. 35-37

1

р\т

смысловое чтение

82..

Стихотворение В. Орлов « Кто первый»  Чтение по ролям. Выразительное чтение стихотворения В. Орловой « Кто первый»

С 34

1

Учебник

р\т с 54-56

83.

Стихотворение С. Михалков « Бараны». Учить определять тему произведения и главную мысль.  Сравнение  стихотворений В. Орлова « Кто первый» и С. Михалкова « Бараны».         

С 35-36

Учебник

84

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с предложением.  На основе рассказа В Осеевой «До первого  дождя»

С 38-40

р\т

смысловое чтение

85

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с текстом.   На основе рассказа  В Осеевой «Обидчики»

С 40-42

р\т

смысловое чтение

76

86.

Р. Сеф « Совет». Соотнесение содержания произведения с пословицами.

С 37

Учебник

87.

В. Берестов «В магазине игрушек». Выразительное чтение. Соотнесение  содержания произведения с пословицами.

С 38-39

Учебник

88.

Стихотворение  И. Пивоваровой « Вежливый ослик».  Нравственно-этические представления. Выразительное чтение.

С 39-40

1

Учебник

89.

Выразительное чтение стихотворения Я.Акима  «Моя родня». Планирование  возможного варианта  исправления допущенных ошибок.

С 41

Учебник

90.

Запуск проекта: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.  Учить работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

С 42

С 67-76

Учебник

Создаю проект

Проект

91.

Чтение наизусть одного из стихотворений по выбору. Конкурс чтецов.

С 33-41

Учебник

92.

Заголовок — «входная дверь» в текст. С.Маршак « Хороший день».  Авторское отношение. Выразительное чтение.

С 43-47

1

Учебник

93.

Развитие смыслового чтения  на основе Е. Пермяка «Самое страшное»

С 43-46

1

р\т

смысловое чтение

94.

Развитие речи. Учимся сочинять рассказ о детских играх.

С 54-59

р\т

развитие речи

95.

  М. Пляцковский « Сердитый дог Буль».  Учить воспринимать на слух художественное произведение.  Тема произведения. Главная мысль. Чтение произведения, отражая настроение, учить  высказывать своё мнение о прочитанном.

С 48-49

1

Учебник

96.

 Ю.Энтин « Про дружбу». Тема произведения.   М. Пляцковский « Сердитый дог Буль»,  Ю.Энтин « Про дружбу». Сравнение рассказа и стихотворения.

С 49

Учебник

Наизусть

97.

Развитие речи. Учимся рассказывать о герое произведения  на основе рассказа В. Осеевой « Кто хозяин?»

С. 60-63

р\т

развитие речи

98.

Развитие речи. Учимся составлять рассказ о дружбе на основе  рассказа В. Голявкина «Друзья»,  стихотворения А Кузнецовой «Поссорились».  Развитие словарного запаса.

С 63-68

1

р\т

развитие речи

99.

Рассказы о детях. «Из старинных книг».  Составление  плана рассказа.  Рассказы о детях Д.Тихомирова.  Выразительное чтение. Пересказ по выбору.

1

учебник

100

Учимся работать с научно-познавательным  текстом  про лягушку.  Учить оценивать свой ответ в соответствии с образцом Развитие словарного запаса.

С 39-41

р\т

работа с текстом

101.

Учимся работать с научно-познавательным  текстом о домашних животных.  Развитие словарного запаса.

С 42-44

р\т

работа с текстом

92

102.

Учимся работать с научно-познавательным  текстом «Благородный олень»

С45-46

р\т

работа с текстом

103.

Презентация  проекта: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.

1

Учебник

Проект

104

Разноцветные страницы. Повторение и  обобщение по теме « Я и мои друзья». Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

С 52-54

Провер. Раб

р\т с 57

КИМ

Тест №5

Стр 18-21

О братьях наших меньших (28 ч)

105.

Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме.  Планирование работы на уроке в соответствии с содержанием результатов.  Анализ  книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представление книги  с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозирование содержание раздела.

С  55-56

1

Учебник

р\т с 58

106.

Стихотворения о животных   С. Михалкова « Трезор  ,» Р. Сефа ,. Выразительное чтение.

С57-59

1

Учебник

р\т с 59

107.

Поступок героя. В. Осеева «Плохо». Обучение пересказу на основе иллюстрации.

С 60-61

Учебник

108.

Выразительное чтение стихотворений о животных из дополнительной литературы.

109.

 И Токмакова «Купите собаку»

С 62-63

1

Учебник

р\т с 60

110.

Художественный и научно-популярный тексты. «Собаки…». Сравнение художественного  и научно-популярного  текста.  Учить определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

С 64

1

Учебник

111.

М.Пляцковский. Цап-Царапыч; «Кошки…».

С 65

1

Учебник

р\т с 60

112.

 М.Пляцковский «. Цап-Царапыч», Г. Сапгир « Кошка». Выразительное чтение.

С 66

Учебник

113.

Художественный и научно-популярный тексты. «Кошки…». Сравнение художественного  и научно-популярного  текста.  Учить определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

С 67

Учебник

114.

В. Берестов «Лягушата». Выразительное чтение.

С 68

Учебник

115.

 Художественный и научно-популярный тексты «Лягушки...». Сравнение художественного  и научно-популярного  текста.  Учить определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

С69

1

Учебник

116.

В. Лунин « Никого не обижай». Выразительное чтение.

С 70

Учебник

117.

С. Михалков «Важный совет». Выразительное чтение. Свой важный совет. Составление характеристики  героя художественного текста на основе поступков.

С 71

Учебник

118.

Сказки — несказки. Д. Хармс « Храбрый ёж». Особенности сказки-несказки.  Называть особенности сказок — несказок. Учить  придумывать свои собственные сказки — несказки. Нахождение  сказки — несказки, в книгах.

 С 71-72

Учебник

119.

Сказки — несказки.  Н. Сладков « Лисица и Ёж». Особенности сказки-несказки.  Выразительное чтение. Сочинение своей сказки-несказки.

С 73

1

Учебник

120.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать со словом.

С 47-49

р\т

смысловое чтение

121.

С. Аксаков «Гнездо». Деление текста на части. Составление плана.  Пересказ по плану. Выразительное чтение. Составление характеристики  героя художественного текста на основе поступков.

С 74-75

Учебник

122.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с предложением.

С 49-52

р\т

смысловое чтение

123.

Развитие смыслового чтения. Учимся работать с текстом на основе стихотворения М Садовского «Доброе сердце». Составление характеристики  героя художественного текста на основе поступков.

С 52-57

р\т

смысловое чтение

124.

Развитие речи. Учимся рассказывать о любимом животном на основе стихотворения  А Барто «Уехали».

С 69-71

р\т

развитие речи

125.

Разноцветные страницы. Стихи В.Берестова, Е.Благининой. Выразительное чтение.

С 76-77

Учебник

126.

Развитие речи. Учимся рассказывать о любимом животном на основе стихотворения  Э Мошковской «Не понимаю»

С 71-72

р\т

развитие речи

127.

Развитие речи. Учимся рассказывать о любимом животном. Я — писатель. Составление небольшого рассказа. Творческая работа

С 72-73

р\т

развитие речи

128.

Развитие речи. Учимся рассказывать о любимом животном на основе стихотворения Е Благининой «Котенок». Учимся составлять объявление о пропавшем котенке

С 73-75

р\т

развитие речи

129.

Развитие речи. Учить рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

130.

Урок-викторина «Знай и люби родную литературу».

Учебник

КИМ

Тест №6

Стр 22-24

131.

Оценка достижений. Проверим себя. Итоговая контрольная работа.

Учебник

Р.т с 63-65

КИМ

Итоговая проверочная работа

Стр 25-30

132.

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».   Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по литературному чтению разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы ...

Рабочая программа по литературному чтению для детей ЗПР ( 3 класс, вариант 7.1)

Рабочая программа по литературному чтению для детей ЗПР ( 3 класс, вариант 7.1)...

Рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ОВЗ  (5 часов в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОВЗ...

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -1класс

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -1класс...