Урок литературного чтения по теме "А.С. Пушкин "Зимний вечер".
методическая разработка по чтению (3 класс)

Павлова Гульнара Фридовна

Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, используя литературное слово, музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx52.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

по теме "А.С. Пушкин "Зимний вечер".  

Павлова Гульнара Фридовнаучитель начальных классов

Класс: 3

Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, используя литературное слово, музыку.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;
  • развивающие: развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения; развитие умения сравнивать, обобщать информацию, делать выводы;
  • воспитательные: воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей);

Форма работы: фронтальная и групповая.

Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.

Материал для чтения: А. С. Пушкин. “Зимний вечер”.

Оборудование и учебные материалы: учебник “Литературное чтение. 3 класс”; звукозаписи произведений:   романс на слова Пушкина; презентация, мультимедийный проектор, видео-запись картин зимы, портрет поэта, иллюстрации на тему “Зима”.

Оформление класса: На доске –  портрет А.С.Пушкина, на столе, покрытом расшитой скатёркой свечи, том Пушкина.

                Ход урока

1.Приветствие. Доброе утро, ребята! Сегодня у нас немного необычный урок – у нас с вами гости.

2.Самоопределение к деятельности. Мотивация.

Предлагаю  улыбнуться друг другу и пожелать хорошей работы. Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё   получится. А знания, полученные на этом уроке, пригодятся нам в жизни.

3.Поэтическая минутка. На дворе – осень. Считается, что осень - тоскливое время года, но вы только посмотрите на это волшебное преображение природы, яркие краски и свежесть. Это необыкновенное и чудесное время года! Начинается листопад, ветер срывает с деревьев листочки, которые устилают землю ярким ковром. 

МУЗЫКА

Звучат стихи об осени – Степанов Н.

 По ночам уже сейчас, к середине осени, возможны заморозки. В конце осени можно увидеть первую корочку изо льда на лужицах, первые снежинки. Дует холодный ветер, того и гляди начнется снегопад.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Почувствуйте этот запах приближающейся зимы:

Вдох – носом, выдох – через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох – порциями.

  1. А вот и Зима! Падают снежинки ! Ребята, Наступила зима!

- Изобразите на лице грусть,

 удивление,

задумчивость,

 радость.

Проверка домашнего задания.

И вот …. Мороз и солнце!  День чудесный!

- Чьи это строки?  (Зимнее утро. А.С.Пушкин).  Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. И даже Вас она не оставила равнодушными.  Посмотрите, какие работы подготовили наши ученики! Прошу, прочтите  выразительно те строки из стихотворения поэта, которые вы изобразили в рисунках.  

- Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро»  (читают  по строфам)- можно по номерам снежинок.

Отзыв слушателей-критиков

- Чтение наизусть (Мартынов Д., Сарманова А.)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной задачи.

Мы продолжим знакомство с творчеством  А.С.Пушкина, автором многих сказок, стихов, поэм. Его произведения переведены на ВСЕ языки мира. Вот уже поистине – достояние Земли русской.

Но сегодня я хочу вас пригласить в маленький домик, с виду мало привлекательный. Как вы думаете, зачем? Это не дом Александра Сергеевича, поэт был из состоятельной  дворянской семьи. Кто же живет в этом доме? Давайте подойдем и заглянем в окошечко этого старого совсем небольшого дома….

- У кого есть предположения, чей же это дом? (,,,,) Да, здесь жила няня Пушкина – Арина Родионовна Яковлева. Пушкин нежно называл свою няню Арину Родионовну «мамой» или «мамушкой», а та с трепетом величала его «мой Ангел», «любезный мой друг», «мой батюшко».  Няня Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина – открыла поэту мир сказки;

  • она знала русские народные сказки, любила их, хорошо рассказывала и привила любовь к ним поэту; Именно от нее А.С.узнал об избушке на курьих ножках, о царе Салтане, и о семи богатырях…

– пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
– от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.

   А вот что   Пушкин писал о своей любимой няне, прочитает Низамова А.:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

.Няня, но она так же знаменита, как и сам А.С.Пушкин. Ведь Арину Родионовну, действительно, знает весь мир. Какое же влияние имела эта женщина на жизнь великого поэта, на его творчество?

 

Вот мы сегодня и попробуем ответить на этот вопрос.

 Поговорим мы с вами, изучая произведение поэта «Зимний вечер».

Заглавие – это лицо произведения, верно? О чем будет это оно?

XIX век. Село Михайловское. Зима. Вечер. Домик няни Пушкина . В окне горит свет. Сядем поближе друг к другу и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина.

– Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы…

Я предлагаю  прослушать его и ответить, кому посвящено стихотворение?

  1. Изучение нового материала.
  2. Первичное восприятие текста

 АУДИОзапись

- Есть ли ответ, ребята, на вопросы:

- От чьего имени ведется рассказ?

- К кому обращается автор и Кому посвящено это произведение?

- Какое настроение  возникло у вас после  прослушивания?

Давайте попробуем проникнуть в мир поэта в трудную пору его жизни. Что он чувствовал в это время?

– Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в Москве и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.
– Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Друзья находились далеко, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. Не один вечер провёл Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь её рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней.

Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении “Зимний вечер”.

– Какой вы представляете няню поэта?

Д. Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами.

У. Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.

Д. “Мой друг”, “моя старушка”, “добрая подружка”.

У. Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?

Д. Он очень любит ее, заботится о ней.

Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение.

Г) Словарно-лексическая работа.

– Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом и расставляя паузы.

У. Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении?

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Мгла – непрозрачный воздух (сумрак, темнота)

Обветшалая кровля – старая крыша.

Кровля – (крыша)

Ветхая – (дряхлая, старая)

Лачужка – небольшая старенькая избушка; бедное, темное жилище

Кроет – покрывает.

Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом; предмет для накручивания нити, приспособление для прядения.

– Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.)

Физкультминутка (подвижная).- со снежинками

Анализ стихотворения.

1) Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов.

У. Просмотрите самостоятельно стихотворение. Сколько строф?

Подумайте на сколько частей можно его разделить.

Д. Стихотворение можно разделить на 4 части.

– Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения. (В парах.)

1. Буря.

2. Ветхая лачужка.

3. Спой мне песню.

4. Сердцу будет веселей.

Организация парной работы обучающихся над содержанием прослушанного стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”.

Чтобы лучше понять, какие чувства и эмоции Пушкин хотел передать этим произведением, попробуйте помочь друг другу вникнуть в смысл слов и строчек стихотворения.

 

 

3)Прочитайте первую часть стихотворения – круговым способом (по слову)

-  О чем говорится? (Картина зимнего вечера. Буря. )

Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.) В первой строфе создаётся впечатление снежной катастрофы:

- Как мы понимаем, что был вечер? -Какая погода была в тот вечер?

-  Попробуйте подобрать синонимы к слову “буря”. – Что такое синонимы?

(Метель, буран, вьюга, пурга. )

- Какой вы себе представляете бурю? Опишите.(Дети дают словесное описание бури.)

- В стихотворении поэт представляет бурю как живое существо. Подтвердите это словами из текста.(Со зверем: “То, как зверь она завоет…”;С ребёнком: “То заплачет, как дитя…”;
С путником: “То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит”.)

Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера.)

-Как называется такой приём? В литературе такой приём называется сравнением.

Поэт не только употребляет эти сравнения. Какой ещё использует приём, чтобы передать бурю? Он использует прием, который в литературе называется звукоподражание.

 

У. Прочитайте вторую часть стихотворения – по слогам  речитативом .

Ветхая лачужка.

-О чем говорится ? (Чтение второй строфы.)

Как выглядит комната?
Может ли комната быть печальной?
Как называется такой прием? (Олицетворение.)
О ком говорит? К кому обращается автор? (О няне)

 -Какое настроение у автора? (Грустное.)
Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? (“Ветхая лачужка”, “печальна и темна”, “бури завываньем”, “утомлена”, “дремлешь”.)
В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в ссылке. Вдали от друзей и родных .

-О чем он просит няню? – Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. Какое настроение создаётся путём описания этой непогоды? (Настроение заброшенности маленькой избушки в огромных пространствах. Настроение затерянности человека в мире природы, одиночества, тревоги.)
Можно ли найти противоположности в этом стихотворении? (Буря и спокойствие в доме.) Какой это приём(Контраст.)
Передаётся ли настроение обитателям избушки? (Конечно, передаётся. Лирический герой замечает, что “его” старушка приумолкла у окна, и начинает волноваться, пытаясь понять причину этого: то ли няня устала слушать завывание бури, то ли задремала под звуки веретена. )

Физкультминутка – потянулись, прогнулись, выпрямились.

-Прочитайте третью часть стихотворения- читаем с высокой и низкой силой голоса (по строчке).

Спой мне песню.

- Как лирический герой пытается изменить ситуацию? Сначала он предлагает няне выпить для того, чтобы можно было взбодриться, вспомнить былое. Потом предлагает спеть песню, которую он знает с детства. Это шуточные народные песни, которые слышал Пушкин от Арины Родионовны.

–   Как вы думаете, для чего автор использует слова из песен? (Песня делает жизнь веселей, и ритм стихотворения становится напевным, как песня.)
Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? (Чтобы поднять настроение: “Сердцу будет веселей”.)

Найдите слова, отражающие настроения автора.

(“Бедной юности моей”; “Выпьем с горя”; “Сердцу будет веселей”.)

Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. (“Добрая подружка”.)
– С какой просьбой он обращается к няне? (“Выпьем
, добрая подружка”; “Спой мне песню”.)– Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне выпить с горя, спеть песню и -забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.

Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре?

Чтение четвертой строфы. Сердцу будет веселей

Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?  (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы.)
Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину.)
– Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что “сердцу будет веселей”, и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые.)

4). Работа над изобразительно-выразительными средствами языка, работа в паре.

Таблица – карточка № 1.

– Прочитайте строки из стихотворения, написанные справа и укажите в таблице слева художественные средства языка (литературные приёмы), которые использует Пушкин.

 развернуть таблицу

Название художественных средств языка.

Примеры художественных средств языка.

 

Буря сравнивается со зверем (чтобы было страшно),
“ребёнком” как дитя (вызвать жалость),
с путником (показать ожидание).

 

Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит.

Ветхая, бедная лачужка. (указывает на надёжность дома)

Бушующая за окном буря и спокойствие в доме

Проверка

Название художественных средств языка.

Примеры художественных средств языка.

сравнения

Буря сравнивается со зверем (чтобы было страшно), “ребёнком” как дитя (вызвать жалость),

с путником (показать ожидание).

олицетворения

Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит.

эпитеты

Ветхая, бедная лачужка. (указывает на надёжность дома)

контраст

Бушующая за окном буря и спокойствие в доме

 

-Вы  молодцы, справились с заданием. А теперь давайте послушаем романс на стихи Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер". Послушайте и скажите, помогла ли вам музыка лучше прочувствовать стихи, настроение поэта? видео –романс

(Дети слушают аудиозапись романса на стихи А.С. Пушкина "Зимний вечер".)

– Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта? -Совпали ваши чувства, которые у вас возникли при чтении стихотворения с теми чувствами , когда вы услышали романс?

5. Выразительное чтение стихотворения.

а) – Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.

б) Прослушивание 1 ученика.

в) Высказывания критиков – слушателей.

6. Оценка учебных достижений.

Обобщающая беседа. -Для чего автор написал это стихотворение?

(– Чтобы рассказать о своих чувствах.
– Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.
– Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

– Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими.)

Как вы можете объяснить тот факт, что стихотворение Александра Пушкина помещён в главу, которая называется “Мир нуждается в нашей защите”? (В нашей защите нуждается не только мир природы, но мир человека, то есть мир наших отношений и чувств.)

7. Рефлексия Проанализируйте свою работу на уроке.

Поработаем с рабочим листом (голубого цвета).

Выберите и обведите в кружок букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.

У – у меня многое получилось.

Р – работал с удовольствием.

О – одноклассники доставили удовольствие своей работой.

К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

8. Итог урока.

Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление?

– Какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими родителями?

– Кого бы хотели поблагодарить за работу в парах? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)
Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями.

Пожмите друг другу руки, если вам понравилось работать в паре.

– Удалось решить поставленную задачу? -Что на уроке у вас получилось?

9. Дифференцированное домашнее задание.

Выберите свой вариант д/з.

1в. Выразительное чтение стихотворения
2в.
 Выучить отрывок из стихотворения наизусть.
. Выучите всё стихотворение наизусть.
4в.
 Нарисовать рисунок к стихотворению.

Название художественных средств языка.

Примеры художественных средств языка.

 

Буря сравнивается со зверем (чтобы было страшно),
“ребёнком” как дитя (вызвать жалость),
с путником (показать ожидание).

 

Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит.

Ветхая, бедная лачужка. (указывает на надёжность дома)

Бушующая за окном буря и спокойствие в доме

Название художественных средств языка.

Примеры художественных средств языка.

 

Буря сравнивается со зверем (чтобы было страшно),
“ребёнком” как дитя (вызвать жалость),
с путником (показать ожидание).

 

Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит.

Ветхая, бедная лачужка. (указывает на надёжность дома)

Бушующая за окном буря и спокойствие в доме

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"

Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся,  развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...

Проект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный вечер»

Класс: третий.Система: УМК «Гармония».Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный...

Урок литературного чтения в 3 классе. А. С. Пушкин «Зимний вечер».

Урок литературного чтения общеметодологической направленности включает в себя проверку домашнего задания по стихотворению Пушкина "Зимнее утро", расширение знаний по творчеству Пушкина, знакомство и в...

Урок литературного чтения А.С. Пушкина "Зимний вечер"

Урок литературного чтения.  Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"...