Проект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный вечер»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Коровина Ирина Васильевна

Класс: третий.

Система: УМК «Гармония».

Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный
                       вечер».

Предмет: литературное чтение.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Педагогическая технология: ТРКМЧП (технология развития критического
                                                      мышления).

Приемы ТРКМЧП: «круги по воде», «дерево предсказаний», «чтение с
                                    остановками»,  «толстые и тонкие вопросы»,
                                    «синквейн».

Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс.

Продолжительность: 45 минут.

Цели урока: использование приемов технологии развития критического
                      мышления, стимулирующих мыслительную и творческую
                      деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия

Города Навашино

Проект урока литературного чтения в 3 классе

Тема: Знакомство с произведением

Н.М. Артюховой «Трудный вечер»

Разработала:

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия г. Навашино

Коровина Ирина Васильевна,

высшая категория

Класс: третий.

Система: УМК «Гармония».

Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный
                      вечер».

Предмет: литературное чтение.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Педагогическая технология: ТРКМЧП (технология развития критического
                                                     мышления).

Приемы ТРКМЧП: «круги по воде», «дерево предсказаний», «чтение с
                                   остановками»,  «толстые и тонкие вопросы»,
                                   «синквейн».

Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс.

Продолжительность: 45 минут.

Цели урока: использование приемов технологии развития критического
                     мышления, стимулирующих мыслительную и творческую
                     деятельность учащихся.

Задачи урока:

  1. Образовательные: повышать литературную образованность на примере рассказа Н.М. Артюховой «Трудный вечер»; создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, пословицами); обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации; совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность.
  2. Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать и обобщать полученные данные и делать выводы; развивать умение  работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью); развивать умения выделять главную мысль произведения в целом; развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память, интерес к произведениям автора.
  3. Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению; воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, любовь к семье; воспитывать усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручку; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
  4. Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат; предупреждать утомляемость детей.

Оборудование: выставка книг с рассказами Н.М. Артюховой, учебник, карточки с заданием.

ТСО: компьютер, проектор, экран, диск с компьютерной презентацией, электронной физкультминуткой.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

I.Вызов

1.Актуализировать имеющиеся знания.

2.Побудить интерес к получению новой информации.

3.Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

4.Организовать обмен мнениями.

1. Организация детей на занятие.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Вы готовы к уроку? Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным.

2. Постановка цели урока.

- Используя один из приемов, настроимся на работу, определив наши действия на уроке. Что обязательно будем делать на уроке?

У – (узнавать новое, учиться,
          удивляться)

Р – (рассуждать, развиваться)

О – (открывать новые знания,
          обсуждать)

К – (критически мыслить)

3. Речевая разминка.

- Поскольку мы с вами будем много читать, размышлять, давайте подготовимся для этого.

(Дети читают сначала плавно по слогам, затем целыми словами).

Ко-ман-ди-ров-ка– командировка

Про-мельк-нул – промелькнул

За-бро-шен-ный – заброшенный

Раз-бе-жав-ши-е-ся – разбежавшиеся

(Дети читают правильно)

Грустно, скучно

(Дети читают целыми словами)

Торопи – торопились – заторопились

Реши – решительно – нерешительно

Плети – переплети – переплетаясь

(Дети читают внимательно)

Стать – спать

Теперь – терпеть

Полежали – побежали

Оторвался – отозвался

Спросил – сбросил

Казалось – касалось

4. Работа с учебником. Проверка домашнего задания.

- Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, узнайте имя автора.

(Н.М. Артюхова «Трудный вечер»)

- Дома вам было дано задание читать произведения Н.М. Артюховой. С какими произведениями вы познакомились?

(Ответы детей)

- Какова особенность рассказов этой писательницы?

(Доброта, чуткость, внимательность)

  1. Прогнозирование по заголовку.

- Давайте еще раз посмотрим на заголовок рассказа. О чем будет текст? Выскажите свои предположения.

(Выслушиваются предположения 2 – 3 учащихся. Запись предположений на доске.)

- Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.

Прием «Круги на воде»

Прием «Речевая зарядка»

Прием «Дерево предсказаний»,

Прогнозирование на основе заголовка и иллюстрации

II.Осмысление

1.Организовать получение информации на основе приемов: чтение с остановками, тонких и толстых вопросов.

2.Обменяться мнениями по проблеме. (Мнение каждого ученика ценно!)

3.Поддерживать познавательный интерес.

4.Отследить степень активности учащихся на различных этапах работы.

1. Чтение с остановками.

- Прочитайте первый абзац текста на странице 58 – 59. Оправдались ли наши предположения?

(Ответы учащихся)

- Почему мама тянула Алешу?

(Ответы учащихся)

- Прочитайте текст на стр. 59 (до конца) и на стр. 60 (1 абзац).

- Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему все вдруг стало неинтересным?

- Отчего папины глаза смотрели грустно?

- Понял ли Алеша, что такое «командировка»?

- а как вы думаете, сколько лет Алеше? Почему?

- Почему длинная командировка – это беда?

(Ответы детей)

2. Работа с пословицей.

Пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

- Как связана эта пословица с нашим выводом?

3. Физкультминутка.

4. Вопросы:

- Что же по-вашему понял Алеша?

- Какой наказ дал отец сыну?

- А понял ли этот наказ сын?

- А как в дальнейшем будут развиваться события?

(Ответы детей)

- Прочитайте текст на стр. 60 – 61.

- Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные?

- Как поменялось настроение Алеши?

- Что ему хотелось сказать маме?

- Почему мама не ответила, когда сын ее окликнул?

- А почему она заснула?

- Отчего Алеше стало страшно?

- Почему он вдруг раздумал плакать?

- Какие черты характера он проявил? Докажите.

- Верно ли поступил мальчик?

(Ответы детей)

- Прочитайте текст на стр. 62 – 63.

- Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов?

- Отчего мама улыбнулась?

(Ответы детей)

Приемы: «чтение с остановками», «тонкие и толстые вопросы»

Приемы: выявление основной мысли с помощью пословиц, уточнение читательской позиции детей

Приемы:

«тонкие и толстые вопросы»,

«чтение с остановками»

III.Рефлексия

1.Организовать осмысление полученной информации.

2.Организовать обмен мнениями по изученной проблеме.

3.Пробуждать учащихся к расширению информационного поля.

4.Организовать самооценку.

1. Работа над основной мыслью (идеей произведения).

- Какова главная мысль рассказа?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Как вы думаете, каким человеком вырастет Алеша?

- Давайте вспомним, с чего начался урок и проверим предположения: о чем рассказ?

- Почему рассказ назван «Трудный вечер»?

(Ответы детей)

2. Составление синквейна.

- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определенным правилам.

- Составьте синквейны на тему: «Сын», «Алеша», «Отец», «Мама», «Семья».

(Чтение учащимися синквейнов, записанных в тетради по чтению)

3. Итог урока.

- Вернемся к целям урока, которые себе поставили. Давайте отметим то, что у нас получилось из намеченного.

У – (учились, узнали много нового)

Р – (рассуждали, развивали критическое мышление)
О – (обсуждали тему урока, открывали новые знания, отвечали на вопросы)
К – (комментировали ответы одноклассников, критические замечания делали, критически мыслили)

4. Домашнее задание.

1. Написать сочинение – размышление на тему: «Чуткий человек – это какой?»

2. Прочитать рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер» и ответить на вопросы на стр. 63 учебника.

возвращение к «дереву предсказаний»

Прием «синквейн»

Прием «круги по воде»

Прием «дифференцированные задания по выбору учащихся»

Приложение № 1

Нина

Михайловна

Артюхова

(1901 – 1990)

Приложение № 2

Прием чтение с остановками

Приложение № 3

Синквейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс Тема: Знакомство с буквой «Б, б»

урок обучения грамоте 1 класс "Начальная школа 21 века"...

Урок литературного чтения 1 класс Тема: Знакомство с буквой «Б, б»

урок обучения грамоте 1 класс с использванием технологии критического мышления...

Проект урока Литературное чтение 2 класс тема К. И. Чуковский "Путаница"

Задачи урока:  продолжить знакомство с отдельными фактами биографии К. И. Чуковского; развивать логическое  мышление, память, внимание; повторить малые жанры фольклора – небылицы, лите...

Урок литературного чтения Б. А. Емельянов «Мамины руки»; Н. М. Артюхова «Трудный вечер». 3 класс УМК «Гармония».

Открытый урок литературного чтения (для родителей), приуроченный к празднику 8 марта. На уроке проводится знакомство с произведением Б. А. Емельянова «Мамины руки», а также выразительное чте...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....