А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Технологическая карта урока. 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет:  Литературное чтение

Класс:                     2

Школа:                  МБОУ «СШ № 42» г. Нижневартовск

Учитель:              Щепотина Татьяна Анатольевна

УМК:                   «Школа России»

Тип урока:          обобщающий

Тема

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели:

Образовательный аспект: Продолжить  знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. Развивать выразительно читать произведение, передовая интонацией настроение; работать со «сказкой о рыбаке и рыбке».

Коррекционно-развивающий аспект: учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание. Учить читать произведения вслух.

Воспитательный аспект: воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений. Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки;

Формировать УУД:

- Личностные: формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу, уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

- Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать модели, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Планируемый результат

Предметные:                                                                                                                                                         Знания:  обобщат знания о сказках.                                                                                                                        Умения: научатся давать характеристику главным героям сказки.                                                                             Навыки: составлять вопросы,  устные рассказы.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки; использовать модели, выделять существенные характеристики объекта.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Основные понятия

Бояре, дворяне, невежа, была б на посылках, перечить. Остаться у разбитого корыта.

Межпредметные связи

Русский язык, история.

Ресурсы: - основные

- дополнительные

-  Л.Ф.Климанова. Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  1ч.

-индивидуальные  карточки;

- модели  по содержанию сказки;

- толковый словарь;

- компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point,

Организация пространства

Фронтальная работа, коллективная, групповая работа, работа в парах.

Технология проведения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Этап. Мотивация  к учебной деятельности .

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

- определить тип урока;

Задача  этапа– подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Коммуникативные:

- умение совместно

договариваться о правилах

поведения и общения в школе  и

следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-умение чувствовать необходимость  учения

Прозвенел звонок для нас

Стали все у парт красиво

Поздоровались учтиво ,

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем, улыбнемся и урок начнем

1.Поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.

2 На. карточке – кластере  нарисовать настроение в начале урока

3. Доска( собрать название «сказки  о рыбаке и рыбки»А.С. Пушкина)

- Значит, над какой темой урока мы будем работать?

Цель: оценить свою готовность к уроку.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

- Пожелания друг- другу успешной работы на уроке.

Вспоминают правила «рабочего» человека.

-Мы будем продолжать знакомиться со сказками.

Микроитог: готовы к уроку.

2. Этап. Актуализации знаний, постановка учебной задачи. 

Цели: 

- организовать работу по определению темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

развивать  личностные  и коммуникативные УУД  через  развитие  устной речи  учащихся;  познавательных УУД через проверку знаний учащихся о  содержании сказки,  выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностных УУД через развитие внимания,  мышления, воображения

Задача этапа

 – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности ,

  активизация формирования познавательных процессов (внимание, память).

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Проверка домашнего задания.

- -С какой сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке?

-Понравилась вам эта сказка, заинтересовала?

-Кто автор этого произведения?

-Как же его зовут?

(Портрет А.С.Пушкина)

-Краткую справку об этом великом поэте приготовила нам Агошкова Арина..

- Кто скажет, с какого этапа мы начинаем каждый наш урок?

-Что же было задано?

-Сказка о рыбаке и рыбке.

отвечает

-Проверка домашнего задания.

-Задание по выбору

(разноуровневые задания):

1. Выразительно прочитать часть.

2. Выучить ее наизусть.

3. Инсценировать 1 часть.

Проверка каждого задания. После ответа происходит обсуждение ответа, самооценка, оценка одноклассниками, выставляется оценка учителя (аргументировано по критериям)

Доска:

правильность,

выразительность,

умение показать настроение героев.

Кому не терпится прочитать продолжение сказки? Но прежде, чем мы начнем читать.

-Прочитайте слова А.С.Пушкина на доске, подумайте и попробуйте сказать, на какой вопрос вы мне должны ответить в конце урока?

- А что поможет нам ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить о героях сказки?

Начинаем читать.

«Сказка ложь,да в ней намек! Добрым молодцам урок».

-Чему научила нас сказка? (на доске открываю, закрытую листами надпись)

-Мы должны дать характеристику героям, узнать какие хорошие и плохие поступки они совершают.

Микроитог: обобщили знания, Принятие учебной задачи.

3. Этап. Открытие новых знаний.

Чтение.

Цель:

 -формировать личностные УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?»,

- развивать познавательных УУД через умение ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте; строить модели, выделять существенное,

  формировать   регулятивные УУД через  коллективную работу., работу в группах, работу в парах, самоконтроль;

коммуникативные УУД через умения  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Задача этапа

 – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;                                                             - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);                                                   -уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;                   - уметь определять главную мысль текста;      - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;                          - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;                                                         - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;                                                 - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Откройте стр. 92  , и до слов «Старичок к старухе воротился» читаем шепотом.

Далее дочитывает учитель, по ходу чтения проводит словарную работу. Часть 5 читают хорошо читающие ученики.

-Какие чувства у вас остались после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?

-Можно ли назвать конец сказки хорошим?

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Восприятие текста.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

Выражение своих чувств, мыслей.

Микроитог: узнали , чем закончилась сказка.

Физкультминутка

Цель: создать условия  для психоэмоциональной  разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

Коммуникативные

- умение выполнять физические упражнения по команде , вместе.

Музыкальная физкультминутка для глаз

Слайд № 4

Микроитог: выполняли физические упражнения.

Работа в парах

Цель: - проверить умение  работать в паре, умение  работать с информацией;

- организовать выполнение взаимопроверки

Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной   оценки.

Коммуникативные: 

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Работа парами

На  каждой  парте -карточка:

Подобрать антонимы(противоположные по смыслу слова)

Закинул невод –

Поймал рыбку –

Старое корыто –

Низкая землянка –

-Кто справился , молодец!

Вывод. Какие слова называются антонимами?

Детям открывается доска на которой записано  ответы. Дети выполняют взаимопроверку и взаимооценку. (по линейке оценивания)

Микроитог: подбирали слова антонимы, работали в парах, взаимопроверка и взаимооценка.

Работа в группах:  

Цель: - проверить умение  работать в группах; работать с информацией; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать взаимопомощь и выручку.

Познавательные:

 - умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Коммуникативные: 

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные:

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Предметные:

-уметь работать по группам.

-уметь работать с фразеологизмами

Работа группами:

Делятся на группы, выполняют задание на-карточках:

Объясни  значение фразеологизмов:

«Не в свои сани не садись!»

«Что ты, баба, белены объелась?»

«Лишь с очей прогнать его велела»

«Не дерзнул слова поперёк молвить»

«Не печалься, ступай себе с Богом»

«Осталась у разбитого корыта»

Делятся на группы. Проводят обсуждение  в группе.

Оценивается работа группы.

Микроитог: разобрали фразеологизмы, работали в группе.

4 этап. Работа с текстом после чтения.

Цели: 

-организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение новых знаний;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

 Задача – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Коллективная работа 

Цель: - проверить умение  работать в коллективе; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать уважение к пожилым людям  и друг к другу.

Коммуникативные: 

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, -умение строить модель, находить причинно-следственные связи,

 - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Работа по содержанию прочитанного.

- Как жили старик со старухой?

- Как  изменилась их жизнь после того, как старик поймал золотую рыбку?

- Можно ли утверждать, что каждый раз, когда старик обращался с просьбой к рыбке, море не меняло свой облик? Обоснуйте своё мнение, используя текст сказки. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

- Объясните, почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

- Можно  ли назвать старика из сказки А.С. Пушкина смелым и щедрым? Обоснуйте  своё мнение.

- Можно ли утверждать, что старуха в «Сказке  о рыбаке и рыбке»  изображена ненасытной  и властолюбивой? Обоснуй своё мнение.

Давайте перечислим все желания старухи и покажем их на модели:

Корыто-изба-столбовая дворянка-

вольная царица-владычица морская

                       

Модель: «Желания старухи»

Составили   модель.

Принятие учебной задачи.

Отвечают на вопросы, объясняют, подтверждают ответами из текста.

Коллективная работа. Проводят обсуждение. Обосновывают  и доказывают свои ответы.

Микроитог: работали в коллективе, построение модели. Выделение связи.

Сайд № 5 (модель «желания старухи»)

Микроитог: составление модели.

.

Коммуникативные: 

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, -умение строить модель, находить причинно-следственные связи,

 - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

- создавать и использовать модели, устанавливать причинно-следственные связи, логически выстраивать цепочку событий.

Откройте стр.100 и прочитайте

вопрос № 1..

Какая будет сейчас цель  нашей работы?

- Нам нужно дать характеристику главным героям. Для этого мы составим модель  в виде плана, с помощью которого мы  выполним задание.

(совместное составление плана)

  1. Где живёт герой
  2. Его занятие
  3. Краткий рассказ о поступках героя
  4. Характер
  5. Отношение автора
  6. Что понравилось в герое, а что не понравилось.

(Работа в группах)

- А давайте разберемся, каким – положительным или отрицательным героем является старик.

- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

- Случается ли такое в жизни? 

Вывод: старик не является положительным героем. Он, конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер

А какая рыбка? Докажите цитатами из текста. Она положительный или отрицательный персонаж?

-Почему не исполнила последнюю просьбу? (Потому что милость небезгранична). 

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

-Возвращаюсь к своему вопросу: назовите еще одно действующее «лицо» в этой сказке.

-Давайте по тексту проследим, как оно менялось с каждым новым приходом старика. Почему так происходило?

Прочитайте как А.С. Пушкин описывает море, к которому пришел старик с первой просьбой.

Давайте построим модель как менялось море в сказке:

  1. Море слегка разыгралось
  2. Помутилося синее море
  3. Не спокойно синее море
  4. Почернело синее море
  5. На море чёрная буря.

   

Модель: «Состояние моря»

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Так море восстало против человеческой жадности со стороны старухи и безволия со стороны старика.

Для чего нам нужны модели?

Вывод: Модели позволили увидеть взаимосвязь желаний старухи и настроение моря, С помощью модели  легко  пересказать содержание сказки.

Цель работы научиться давать характеристику героям сказки.

. Старик

1. Живет у самого синего моря в ветхой землянке

2.Ловил неводом рыбу

3.Поймал рыбку, пожалел и отпустил. Потом ходит к морю с просьбами.

4. Характер мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.

- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком. 

5.Автор жалеет его, немного насмехается. В его лице высмеивает человеческие пороки – безволие, безответность.

6.Нравится: воспитанный, ласковый, добрый. Не нравится: не смог поставить старуху на место.

Старуха

1.Живет у самого синего моря в ветхой землянке

2.Пряла свою пряжу

3. Постоянно бранит старика, заставляет просить у рыбки сначала корыто, потом избу, хочет стать дворянкой, царицей, владычицей морскою.

4.Характер властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

5.Отношение автора –осуждает, наказывает

6. Не понравилась ее жадность, грубость.

- Рыбка

1. Живет в море

2.Гуляет себе на просторе

3.Исполняет просьбы старика

4.Характер: спокойная, сдержанная, свободолюбивая, честная, надежная. благодарная, добрая, справедливая

5.Автор ею восхищается

6.Нравится: огромным терпением обладает, сумела противостоять старухе и поставить ее на место.

- Море- еще одно действующее лицо. Смена его состояния , выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.

-Добро небезгранично. Она положила конец желаниям старухи властвовать.

Микроитог: создали модель «желаний старухи» и модель « как менялось море»в сказке,  давали характеристики героям по плану, выстроенной модели.

5 этап . Итог урока. Рефлексия.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Задача  этапа – анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками ,

- умение давать оценку деятельности на уроке;

- умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить.

Личностные УУД

- умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. уметь адекватно воспринимать оценку учителя и  товарищей.

Предметные:

отвечать на вопросы учителя.

- подводить итог урока и ставить задачи к следующему.

- давать самооценку своей деятельности на уроке.

Какой же урок преподал нам великий поэт?

Самостоятельная работа: выберите наиболее точную формулировку

( карточка)

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым, жадным жестоким.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

Какова была цель нашего урока?

Можете ответить на этот вопрос?

Молодцы! Можно сказать, что цель нашего урока достигнута?

- Понравилась вам сказка А.С. Пушкина? Захотелось вам прочитать еще какие-нибудь сказки Пушкина?

А где вы можете их найти?

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке.

Оцените свои достижения на уроке используя  смайлики: зелёный - вам было все понятно на уроке и задания вы выполнили без ошибок., , жёлтый – вам было все понятно, но в ходе выполнения некоторых заданий у вас были затруднения, красный – вам было многое  непонятно на уроке и вы очень часто ошибались.  

А теперь обозначьте своё настроение в кластере. (Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.)

 -Я каждому из вас дарю сегодня по золотой рыбке, чтобы она исполнила одно ваше желание. Напишите на рыбке, какими положительными чертами характера вы хотели бы обладать. Я думаю, если вы очень захотите, то ваше желание непременно сбудется, и все вы вырастите достойными людьми.

Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

-С помощью характеристики главных героев, их поступков, сказать, чему научила нас сказка

-В домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в интернете.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Микроитог: подводили итоги урока.

6.Этап.  Сообщение домашнего задания. Инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой; соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

Объяснение сути домашнего задания. Подготовить пересказ используя составленные модели

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков;  инструктаж по выполнению домашнего задания.

 Микроитог: слушали инструктаж, записывали домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Содержит вопросы по содержанию сказки...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...