Статья "О литературном чтении"
статья по чтению

Минаева Ольга Ивановна

                                                                  Речь – это канал развития   интеллекта.

                                                                  Чем раньше  будет усвоен язык, тем   

                                                                  легче и   полнее будут усваиваться

                                                                  знания.    Н. И.Жинкин – психолог-

                                                                  лингвист                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_literaturnom_chtenii.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

                           Организация литературного творчества через уроки                                                                              

                                            литературного чтения     

                                                                  Речь – это канал развития   интеллекта.

                                                                  Чем раньше  будет усвоен язык, тем    

                                                                  легче и   полнее будут усваиваться

                                                                  знания.    Н. И.Жинкин – психолог-

                                                                  лингвист                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                  Основные цели литературного творчества детей: способствовать максимальному проявлению творчества школьников; их индивидуальности; творческого воображения, словесного мышления.

         Перспективы: система работы позволяет развивать речевую грамотность и культуру младшего школьника; интеллектуальные и духовные возможности; творческие способности  детей, их лучшие личностные качества.

        Новизна опыта: Новизна опыта состоит в разработке системы разнообразных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения, позволяющих развивать творческую активность учащихся.

I.    Условия возникновения и становления опыта.

      С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».  

   Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.

II.   Актуальность опыта.

      Литературное творчество это -  одно из проявлений развития личности. Оно требует от юного автора совершенствования многих качеств: фантазии, наблюдательности, душевной чуткости, доброты, упорства, трудолюбия.

     Речевая деятельность  на уроках литературного чтения направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

   В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в связи с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни,  нравственный и эстетический ориентир». Дети учатся переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.

  На уроках создаются особые условия для развития познавательных УУД, поскольку ученики овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять информацию из сообщений разных видов. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией – как в учебнике, так и вне его содержания – в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идёт в сторону расширения сферы интересов детей.

   В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и про себя, говорение(культура речевого общения), письмо(культура письменного общения).

Ведущей педагогической идеей моего опыта считаю, применение разнообразных видов речевой деятельности для развития связной устной и письменной речи.

   Работа на уроках литературного чтения направлена на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей(сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

    Речь человека обогащается и совершенствуется  на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом её развития является период детства, когда идёт интенсивное освоение средств языка, пополнение и активизация словарного запаса, постижение тайн письма и чтения. Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления. Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая школьнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для формирования орфографических и стилистических навыков. Развитая речь даёт ребёнку возможность лучше овладеть знаниями, формирует ум, волю, чувство.

    В основе развивающего обучения Л. В. Занкова лежит общение, обучение носит коммуникативный характер. Перед учителем стоит серьёзная и важная задача – научить детей пользоваться даром слова, раскрыть загадки, тайны и возможности родного языка.

III.     Технология опыта.

   Работу по развитию творческих способностей детей я начинаю с 1 класса.

       В начальную школу дети уже приходят с определённым творческим потенциалом, у них развито большое желание проявлять себя в разных видах творчества, выполнять работы творческого характера.

      И в тоже время есть дети,  которые ,приходя в 1класс, не могут правильно произносить звуки. Это способствует тому, что такие ученики становятся замкнутыми, робкими, стесняются читать вслух. Для работы над дикцией, я использую фонетические зарядки – договаривание  содержания стихотворения.

       С – Серый волк в густом лесу             Ц – Не хотел котёнок мыться -        

             Встретил рыжую (лису).                        Убежал он от( корытца).  

                                                                                     С. Я. Маршак          

      Обучая правильному произношению звуков, использую  произведение А.Л. Барто  «Игра в слова», игры «Эхо», «Доскажи словечко».                                                                                                                                                           Работа с чистоговорками позволяет детям чётко и правильно произносить звуки, , учит понимать и употреблять нужные слова, активизирует речь, рождаются первые рифмы.                                                                                   ра-ра-ра – начинается (игра).                    на-на-на – в лесу растёт (сосна)  .              

 ры-ры-ры– у мальчиков (шары).             ну-ну-ну – слетаю на (луну)                          

 ро-ро-ро– у нас новое…..                         со-со-со – с горы скатилось( колесо).  ор-ор-ор– созрел красный……                 за-за-за – уходи домой(коза).

.  ра-ра-ра– у мышки есть…….                         он-он-он – зазвонил наш(телефон).

  Скороговорки развивают артикуляцию,  дикцию, учат произносит звуки быстро, расширяют словарный запас детей. Они легко запоминаются младшими школьниками. Необходимо при работе с чистоговорками  и скороговорками обращать внимание на то, чтобы дети произносили текст внятно и чётко.

    Ш -    Кошка-крошка на окошке        П-     У папы на пол

              Кашку кушала по крошке.                  Упала шляпа.

 Ж -       Жук кружится возле розы                        Ц -    Стоит цапля у болотца

            И жужжит: «Жу-жу-жу»                                     Улыбается, смеётся.

            Очень с розами дружу.                            К -       У ёлки иголки колки.

    Произнося вместе со всеми скороговорку, ученик произносит звук, и после урока мы стараемся закрепить это. Скороговорки помогают в выделении твёрдого и мягкого согласных звуков, способствуют развитию речи.

     В 1классе, когда начинается изучение гласных звуков и букв, для выделения нового звука я использую загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто.  Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

    При знакомстве с гласным звуком, и буквой  Аа  предлагаю  загадку: Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (арбуз).

  - Произнесите отгадку. Назовите первый звук. Произнесём хором. Как он произносится? ( Легко, не встречает преграды).  Это гласный звук. После того, как дети познакомились с новым звуком и буквой, показываю иллюстрацию и веду рассказ об арбузе( Арбузы появились в России более 200 лет назад. Это растение называют «полосатой флягой», которая наполнена жидкостью. Это единственное растение, которое может выдержать сильнейшую жару и расти без полива).

    Эта информация вырабатывает у детей познавательный интерес, помогает более прочному усвоению материала, способствует обогащению словарного запаса, знакомит с лексическим значением слова.

  При знакомстве с согласным звуком и буквой я также использую загадки, но для этого подбираю их так, чтобы они были на одну тему, готовлю иллюстрации. В отгадке дети определяют, где находится изучаемый звук: в начале, в конце или в середине слова.

      Л и Л                        Весной веселит, летом холодит,

                                        Осенью питает, зимой согревает.     ( лес)

                                       Трав копытами касаясь,

                                       Ходит по лесу красавец,

                                        Ходит смело и легко,

                                       Рога раскинув широко.           (лось)

    Иногда для выделения нового звука, я использую стихи детских поэтов:

     Т и Т           А за двойкой посмотри

                         Выступает цифра три.

                          Тройка – третий из значков

                         Состоит из двух крючков.    ( три)

А потом пошла плясать,

По бумаге цифра пять,

Ручку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.      (пять)

Загадки не только забавляют детей, они помогают обучать без сухости и скуки, развивают их речь. Также использую загадки при формировании у детей умения делить слова на слоги.

        Рыжий маленький зверёк                                                       Кто зимой холодной                      

        По деревьям скок-поскок.                                             Бродит злой, голодный.

                             ( бел-ка)                                                                                 ( волк)

Спиною зеленовата,

 Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.    ( си-ни-ца)

    Дети называют отгадки, произносят слова, затем показывают графическое обозначение слогов на доске, в тетрадях для печатания и делают вывод: слова могут состоять из одного, двух, трёх слогов. Умение первоклассников опознавать структуру слогов, является важной предпосылкой обучения правильному слоговому чтению и письму.

    Научившись правильно делать слого-буквенный анализ слов, получив небольшой навык чтения продолжаем работать с загадками. Отгадки печатаем в «Тетрадях для печатания».

В маленьком оконце                                           Сидит на крыше

Голубое солнце.                                                    Всех выше.      ( ан-тен на)

У окошка я сижу

На весь мир в него гляжу.

               (те-ле-ви-зор)

  После отгадывания загадок знакомлю детей с лексическим значение слова. Эта работа с малознакомыми словами даёт детям возможность использования в устной, а позднее в письменной речи, обогащает словарный запас, развивает слуховую и зрительную память.

Позже дети сами сочиняют загадки.        

 Она в марте к нам шагает.

  Её каждый узнаёт.         ( Юрьянов Коля)            

К маме речке бегу

И молчать не могу.                              К нам приехали с бахчи

Я её сын родной,                                 Полосатые мячи.            ( Шибаева Вика)

А родился я весной.

     (Шибаева Вика)

    Приходя в 1класс, многие дети не знают букв, но прекрасно знают сказки. И естественной формой общения учителя с детьми является рассказывание и чтение сказок. Очень любят малыши сказки. Они вызывают у детей большое наслаждение и радость, пробуждают у них любовь к слову, служат образцом живой связной речи.

    Ребёнок должен жить в мире красоты, сказки, фантазии, творчества.. Дети с удовольствием слушают сказки, порой пытаемся проследить, что же может произойти с героями после окончания сказки. А это учит детей правильно говорить, развивает фантазию, обогащает словарный запас.

Р.н.с «Снегурочка» (продолжение). И вновь пришла зима. Намела сугробы, укрыла землю пушистым ковром. Вместе со белыми Снежинками вернулась Снегурочка к Ивану да Марье . Стали они жить да радоваться.  (Кузнецова Вика)

     Путешествие Капельки      Овчинникова Даша              

      Жила-была большая семья Капелек. Самую маленькую капельку звали Крошка. Она была крошечной и прозрачной.

      Однажды подул сильный ветер, и все капельки разлетелись в разные стороны. Крошка полетела над городом, над лесом, над лугом и упала на ромашку. Сначала ей было страшно, ведь она осталась без семьи. Но ромашка оказалась мягкой и тёплой, что Крошка успокоилась и уснула. Стало пригревать солнышко, и вода на цветочках испарилась. Капелька попала в облачко, где её ждала семья.

                                                   Легенда о цветке.

                                             Первая улыбка весны.

    Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинках уже видишь голубые, как небо цветочки. Маленькие, тихие, нежно пахнущие. И начинает казаться, что именно их, маленьких, крохотных, но смелых, испугалась зима и сдалась.          Альков Никита

          Самые высокие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания останутся неизвестными для детей, если они не будут ясно и точно оформлены в слова. Дать почувствовать детям богатство, красоту. Выразительную силу языка – это ли не воспитание и развитие речи. Стихи – это узор в душе ребят. Стихотворения раскрывают богатство родного языка, воспитывает у них понимание звучания слов и их содержание.

        Действенной формой развития литературных способностей учащихся начальных классов является «Игра в рифму». На уроке литературы называю слово и предлагаю детям подобрать рифму. Игра в рифму даёт толчок творческому воображению,  знакомит с поэтическим ритмом, позволяет почувствовать музыкальность родной речи.

     Мы слепили снежный ком,

        Шляпу сделали на нём,

        Нос приделали, и в миг

                                               Угадали? Снеговик!           Чойжолова Таня

  Ромашка на поляне  растёт,

  Белыми лепестками к себе нас зовёт

  Пахнет свежестью и дождём

  Дарит тепло летним днём.      Слепнёва Саша

                                              Выросла ромашка у меня в саду,

                                             Я ромашку белую из леечки полью.

                                            Бабочки и пчёлки пусть кружат над ней,

                                            Лепесточки белые станут красивей.    Шанина Юля

Невозможно привести все стихи.  Свои стихи дети пишут искренне, высказывая свои мысли и чувства. Пишут стихи оптимистичные и грустные, серьёзные и весёлые. Стихи записывают в тетради, дополняя их рисунками.

        На своих уроках стремлюсь к тому, чтобы уроки литературы не только прививали ученикам любовь к слову, но и способствовали развитию собственного речевого творчества. На уроке по теме «Японский поэт Исса и его стихи. Подражание хокку»  дети очень бурно обсуждали стихи, заметили, что хокку состоят из трёх строчек, нет рифмы, в них глубокий смысл и он не сразу понятен.  ( создавая хокку на японском языке, авторы строго соблюдают правило: В первой и третьей строчках – по 5 слогов, во второй строке – 7 слогов.( Наш язык иначе устроен, чем японский, поэтому трудно соблюдать условие в точном количестве слогов в каждой строке.)  Дети выразили желание попробовать написать. Я была рада, что у детей возникла потребность выразить в поэтической форме свои чувства, эмоции, переживания. Большинство ребят с сожалением отметили, что у них не получились настоящие хокку, так как они не смогли соблюсти нужное количество слогов. Но стихи у детей получились замечательные. Не беда, если форма их произведений не совпали с формой хокку. Главное, что они попробовали выразить свои мысли, чувства по-новому, были искренними.

                                                Взгляни вокруг!

                                                Ты поймёшь, что природа -

                                                Это всё, что есть у тебя.           Ардагин Максим

По небу летит вертолёт.                                        Звёзды, тишина…

Жужжит, как муха.        Легко мечтается там,

Жаль, что я не умею летать.            Где живут звёзды!    

             Мунгалов Илья                              

                                                                                          Намжилов А

         Сравнивая японскую поэзию с поэзией великих русских и европейских классиков,  дети пришли к выводу, что поэтов волнуют общие темы: родина, красота, мир, природа, чувство, что ценности всего мира едины и в мире творчества нет границ.

        Хочется отметить, что изучение японской поэзии в жанре хокку расширяет границы литературного образования младших школьников, способствует развитию их воображения, будит фантазию, у них возникает потребность выразить свои впечатления, эмоции в слове, рисунке.  

     Изучая произведение В. Бианки « Как Муравьишка домой спешил» (2класс), ребята пришли к выводу, что такое увлекательное произведение мог написать человек, который хорошо понимает жизнь природы. Для развития образной речи детей, я предложила написать синквейн. ( Синквейн -  пятистрочная стихотворная  форма, возникшая в США в начале 20 века, под влиянием японской позии.)

  Синквейн – это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:

       1). Существительное.

        2). Два прилагательных.

      3). Три глагола.

      4). Фраза из четырёх слов – отношение автора к герою.

      5). Существительное – новое имя героя.

                                                                 Муравьишка.

        Удивительный, забавный.

        Летел, упал, придумал.

        Муравьишка добрался домой вовремя.

        Путешественник.

      После проведения урока на тему «Русская народная сказка Снегурочка. Т. Белозёров Подснежники» дети были очарованы образами, которые они увидели в произведениях. Появились синквейны:

                 Р.н.с. «Снегурочка»        Т. Белозёров «Подснежники»

                  Снегурочка.        Снегурочка.

               Добрая, приветливая.        Чужая, печальная.

        Радует, улыбается, поёт.        Плакала, провожала, трогала.

        Добрая дочка принесла радость.        Красивый цветок для людей.

        Мечта.        Подснежник.

      Произведение Ю. Дмитриева «Сколько глаз у стрекозы» (3класс) не оставило детей равнодушными, сведения были удивительными: они узнали, что у стрекозы много глаз. Их у неё не два, не четыре и даже не сто, а тысяч двадцать и все они разные по размеру: одни большие, другие маленькие. Под впечатлением  – это надо же сотворить стрекозе такие глаза, появляется синквейн:  Стрекоза.

                                                             Удивительная, быстрая.

                                                             Взмывает, останавливается, мчится.

                                                             Ловит насекомых в воздухе.

                                                             Охотница.

      Написание синквейнов – это эффективный метод развития образной речи, они полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза понятийного и словарного багажа учащихся.

     Работа над связной речью предполагает не только развитие умения излагать своими словами чужие мысли, но и формирование навыка передавать собственные мысли.

   Письмо сочинений способствует развитию мыслительной деятельности. Сочинение – это  один из наиболее сложных видов работы. Научить детей писать сочинение правильно, выразительно и красиво – большой кропотливый труд. При подготовке  к сочинению я попробовала  включить в речевой опыт своих учеников  - роль интервьюера. Детям было предложено выступить в роли интервьюера. Они должны были взять интервью у своих родителей. Тема сочинения «Осень – славная пора.» (3класс). Задание предполагало определённую последовательность действий: дети должны были расспросить у своих родителей об этом времени года. Младшие школьники ещё не способны самостоятельно вести диалог в жанре интервью, вопросы беседы были сформулированы в классе: Что любят родители в осенней природе? Какие впечатления об этом времени года сохранились у них из детства?  В процессе такой работы ученик выступал в ролях задающего вопросы, слушающего и в то же время слышащего своего собеседника. Из всего слышанного ребёнок отбирал нужные сведения и писал то, что говорил собеседник. Письменная работа представляла собой законченный текст, состоящий из блоков «вопрос ответ».

  1. Мама, что ты любишь в осенней природе?

Яркие краски деревьев, богатый грибами лес, в прозрачном воздухе игру бабочек.

      2.   Какие впечатления об осени сохранились у тебя из детства?

            В детстве в это время года мы часто ходили в лес по грибы. Рыжики были крепкие, толстые и пахли сосной.

     Предложенная речевая роль дала возможность для творческого проявления школьника, его самовыражения в речи, помогла детям и родителям ближе узнать друг друга.

   На уроках литературного чтения использую речевые разминки, которые создают благоприятную развивающую речевую среду.

1.«Произноси правильно» - знакомить с правильным произношением слов.

         ( Торты, тотчас, здравствуйте, нечего, досыта, замертво, наперегонки..)-

            прочитать правильно, устно составить предложение.)

2.«Читай правильно» - учить нормам орфоэпии.

( Скучно , счастье, конечно, сегодня, яичница, шоссе, драться, свёкла…)-

 прочитать слово и запомнить произношение.)

    3.«Ищи синоним» - подбирать близкие по смыслу слова.

        ( Сиять (блестеть), рушить (ломать), ликовать(радоваться), мудрый(умный),

                      юркий(шустрый, ловкий),восторг(радость), затрясся(задрожал),    

           украдкой(тайно)… - соревнования по рядам.

   4. «Подбери антоним» - подбирать противоположные по смыслу слова.

                   ( Друг- враг, молодость- старость, печаль-радость, добро-зло,      

           хвалить-ругать, правда-ложь, любить-ненавидеть, медленно-быстро…)-

           составить предложение.

  5.  «Будь внимательным» -  познакомить с омонимами.

                Слова -  омонимы! И что же?

        Как близнецы они похожи!

                    ( Порог-парок, Маргаритка- маргаритка ,Серёжка-серёжка, ирис-ирис,

        Роза-роза…)  - прочитать пару слов , объяснить лексическое значение.

 6.  «Скажи по-другому» - работа с фразеологизмами, устаревшими словами.

        ( Испокон веку(издавна),дурман-трава(ядовитая), наесться до отвала(досыта),

           пальчики оближешь(вкусно), зарубить на носу(запомнить)…

7.  «Доскажи пословицу» - знакомить с прекрасными образцами устного народного    

        творчества.

                       ( Жить – Родине….(служить). Не спеши языком – торопись….(делом).

                          Делу – время, потехе…(час)…)  Не мудрён совет, а (сердце покоряет).               Спасибо – (великое дело). - досказать пословицу, поразмышлять над

                          cмыслом высказываний.

   8. «Молодые речевые  обороты»  -фразеологические единицы в современном мире.

       горячая точка -         чёрное золото -

       первая леди -        висеть на телефоне -

       мыльная опера -        час пик

          Речевые разминки способствуют организации по обогащению, уточнению и активизации словаря; совершенствуют общеучебные читательские умения и навыки (правильное произношение, навыки выразительности и беглости чтения); развивают лингвистическое мышление( мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию);  прививают любовь и уважительное отношение к родному слову;  воспитывают общую культуру учебного труда( учат пользоваться словарями и другими справочниками).        

      Развивать речь успешно можно лишь тогда, когда учителю удаётся включить в обучение выполнение привлекательных для учащихся упражнений. В своих тетрадях по литературному чтению дети пишут слова, значение которых не знают, работают с толковыми словарями, сочиняют сказки, стихи, загадки, небылицы, рисуют. Выполняемая работа обостряет внимание  учащихся к слову, обогащает словарь школьников, учит работе со словарями, способствует развитию  креативного мышления.

      Развивая творческие способности учащихся, стараюсь способствовать формированию всесторонне развитой личности, обладающей высоким потенциалом творческого мышления, легко ориентирующейся в современном, постоянно меняющемся мире, умеющей находить правильные решения в жизненных нестандартных ситуациях, имеющей конкретную цель, способной реализовать себя в деле.

Литературное творчество является основой воспитания культуры человека, так как цель всех творческих заданий – направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души. Ценность творческих заданий значительна и тем, что они воспитывают в ученике обострённое внимание к слову, самостоятельность мышления.

Учащиеся, проникая в духовный мир героев, постигая их чувства, формируют и воспитывают свои, пытаются объяснить жизнь и её явления. А литературное творчество даёт возможность выразить себя и поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...