Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читайка"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Никитина Наталья Андреевна

Рабочая программа 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx_chitayka.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка составлена в соответствии с:

нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;

– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;

– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;

– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ЧитайКА» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Курс внеурочной деятельности «ЧитайКА» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Курс внеурочной деятельности поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

2. Планируемые результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты (формирование УУД)

Регулятивные УУД

  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку
  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

В результате освоения программы факультатива «ЧитайКА» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 8 - 10 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год, 34 занятия.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.

3. Содержание курса.

п\ п

Содержание разделов и тем

Кол-во часов

1

Страницы старины седой.

4

2

Крупицы народной мудрости.

4

3

Мифы народов мира.

2

4

Русские писатели-сказочники.

3

5

Книги, книги, книги…

4

6

Книги о детях и для детей.

3

7

Словари, справочники, энциклопедии.

3

8

Родные поэты.

3

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.

4

10

Мир книг.

3

11

КВН « В мире книг»

1

Всего

34

4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Тема занятия

Характеристика деятельности

Количество часов

Дата

по

плану

факт

1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
  • выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
  • собирать информацию -составлять таблицу жанров произведений писателя;
  • выполнять поисковую работу по проекту;
  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  • находить по каталогу нужную книгу;
  • заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
  • писать отзыв о книге или героях книги;
  • пользоваться библиографическим справочником;
  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  • находить нужную информацию в газетах и журналах;

1

2

Первые книги. Библия. Детская библия.

1

3

Летописи. Рукописные книги.

1

4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

1

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

1

7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1

8

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книгисборника.

1

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

1

10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

1

11

Герои басен. Инсценирование басен.

1

12

Родные поэты.

1

13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

1

14

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

1

15

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1

16

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

1

17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

1

18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

1

19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

1

20

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1

21

Дети — герои книг. Типы книг.

1

22

Книги-сборники произведений о детях.

1

23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках».

1

24

Книги зарубежных писателей.

1

25

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

1

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

1

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

1

28

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

1

29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.

1

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

1

31

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

1

32

Создание классной газеты «Книгочей».

1

33

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.

1

34

Обобщение

1

Материально-техническое обеспечение факультатива

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Издательство «Стрекоза», 2010

Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Издательство «Феникс-Премьер», 2012 г

Книги-сборники о детях и для детей, С. Михалкова Издательство «Стрекоза», 2010

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков. Издательство: Стрекоза, 2010

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)..

Русские народные сказки «Снегурочка» Издательство «Стрекоза», 2010

Список литературы (Библиография)

  1. Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
  2. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
  3. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
  4. Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...