Урок с применением технологии развития критического мышления
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Виктор Драгунский " Друг детства". 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_s_ostanovkami.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки с использованием технологии РКМ

Начальная школа

  Тема: Виктор Драгунский " Друг детства". 1 класс.

Приём: "чтение с остановками".

Цель урока:

    познакомить с рассказом В.Драгунского, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Литература:

    Книга для внеклассного чтения.

Ход урока:

   На стадии вызова учащимся предлагается подумать над названием рассказа.

-Прочитайте название.

-О чем может быть рассказ с таким названием?

На доске появляются предположения .

На смысловой стадии используется прием "Чтение с остановками".

Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации) Дети читают текст.

Текст рассказа:

   Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе:

- Папа, купи мне грушу!

- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:

- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

-Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу.

Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:

- Стойка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.

   Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.

   И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

- Вот, Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!

1 остановка

:- Кем хотел стать мальчик?

- А кем вы хотели бы быть? Почему?

   На доске появляется "список": астроном, капитан, спортсмен...

   Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что придумала мама? (1-2 версии)

- Что будет дальше?

- Какие игрушки были у вас в детстве любимыми? (обсуждение в парах)

- Чем может закончиться этот рассказ?

   После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа

   Дети записывают концовку (или устно обсуждают в парах, в четверках "концовку")

На стадии размышления возвращаем учащихся к первоначальным версиям, затем просим прочитать, как заканчивает рассказ автор - Виктор Драгунский.

   Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.

   Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...

   И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара.

- Ты что? - сказала мама.

- Что с тобой?

   А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:

- Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

На стадии размышления задаем вопросы классу:

- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?

- Давайте вспомним, с чего начался урок и проверим предположения: " О чем рассказ?"

Если останется время- можно сочинить синквейн:

Друг.

Мягкий, пушистый.

Утешает, радует, слушает.

Он в беде не бросит.

Игрушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением технологии развития критического мышления по литературному чтению в 4 классе.

Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения в 4 классе....

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

Урок с применением технологии развития критического мышления.

Урок окружающего мира в 3 классе "Воздух и его свойства" с применением технологии развития критического мышления....

Современный урок с применением технологии развития критического мышления

Современный урок с применением технологии развития критического мышления...