Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: "Иван-царевич и серый волк"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тарасова Ярославна Юрьевна

Изучение новой сказки "Иван-царевич и серый волк", знакомство с главными геоями.На уроке проходит знакомство с новым материалом по данной теме. Для более глубокого понимания материала используется такой прием как, учебный диалог. В ходе урока, дети самостоятельно определяют тему. Задания построены в соответствии с требованиями ФГОС, происходит частая смена деятельности. Раскрытие образов главных героев строится на их сопоставлении с героями других сказок, что позволяет более детально разобрать образы. Также учитель знакомит детей с произведением художественного искусства, а именно, с картиной  В. Васнецова. Стоит отметить, что актуализация знаний учащихся прослеживается на всех этапах урока, н-р, дети вспоминают типы сказок и их особенности. Проводится словарная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк»

Место урока в разделе

1 урок

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель урока

Способствование формированию читательской компетентности младшего школьника на основе знакомства со сказкой «Иван-царевич и серый волк»

Задачи урока

  • Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками;

Развивающие: формировать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста; развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев; развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

  • Воспитывающие: воспитывать любовь к фольклору; воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим; воспитывать  дружбу и взаимовыручку.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

  •  Ученик научится: 1) анализировать текст, понимать поступки героев; 2) понимать особенности волшебной сказки; 3) давать характеристику героя волшебной сказки.

 Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:1)ориентироваться в своей системе знаний; 2) строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом; 3) ориентироваться на разнообразие способов решения задач. 

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:1) определять тему урока и план собственных действий; 2) действовать по плану; 3)оценивать свой результат и результат товарища;

4) организовывать свое рабочее место; 5) анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:1) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; 2)слушать и понимать речь других; 3) сотрудничать с товарищами; 4) участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

 Ученик получит возможность формирования: 1)внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения; 2)представления о причинах успеха в учебе

 

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.; «Поурочные планы» по учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.

Презентация к уроку

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

УУД

I.

Организационный момент

(2 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

- Здравствуйте, ребята! Сейчас урок Литературного чтения. Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А так же на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.

Фронтальная форма работы

Методы: словесный

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Оценивают своё настроение.

Р-4

К-1

К-2

Л-1

II.

Актуализация знаний

 (6 мин)

Актуализация субъективного опыта учащихся

- Прочитайте жужжащим способом.

- Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда?

Закрываю слова на доске.

- Попробуйте прочитать строки выразительно по памяти. Я спрошу 3 человек, и выставим оценки.

- Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка?

-Молодцы, помните сказку, которую мы прошли. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русскими народными сказками.

Методы: словесный, практический

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Приемы: учебный диалог, выполнение устного задания

Читают отрывок текста.

- Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

- На прошлых уроках мы изучали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И эти слова говорил брат Иванушка, который стал козленочком. Он с берега реки звал свою сестрицу.

Вспоминают слова, выразительно проговаривают. 3 ученика отвечают.

Выставление оценок.

- Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,  

Желты пески на груди легли.

П-1

П-2

Р-5

К-2

К-4

Л-2

III.

Постановка цели и задач

(5 мин)

Направить  деятельность учащихся на определение темы и постановку целей урока, создание проблемной ситуации.

- А что бы узнать, о какой сказке пойдет речь нужно отгадать загадки:

1.Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он все в лес глядит.

Его ноги кормят. (Волк.)

2. У кого ты ни спроси —

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его... (Иван).

Записываю отгадки на доске.

- Так о какой же сказке сегодня у нас пойдет речь? Как думаете?

- Давайте откроем учебник на стр. 28. Прочитайте название сказки.

- Кто автор этой сказки?

Методы: словесный

Фронтальная форма работы

Приемы: диалог по теме урока

Отгадывают загадки.

Предполагают.

- «Иван-царевич и Серый Волк»

- У неё нет автора. Это русская народная сказка.

П-1

П-2

Р-1

Р-2

К-2

К-3

IV.

Первичное усвоение новых знаний

 (15 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1. «Красная Шапочка»

- Кто автор сказки?

- Вспомните, каким волк был в этой сказке.

2. «Три поросёнка»

- А кто написал эту сказку?

- А каким волк был в этой сказке?

3. «Волк и семеро козлят»

- Назовите автора этой сказки.

- А какой же волк здесь?

4. «Волк и лиса»

- Кто написал?

- Какими качествами обладает волк в этой сказке?

- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему?

- Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Кто написал сказку?

- Какой в этой сказке Иванушка?

2. «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо»

- Кто написал?

- Какой здесь Иван?

3. «Сивка-Бурка»

- Кто автор?

- Какой здесь Иван?

- Что общего у Иванов из разных сказок?

-Откройте учебник на стр. 28 и посмотрите, все ли слова вам понятны? Найдите выделенные слова.

- Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.

- Слово похитник от слова похищать, воровать.

-А теперь давайте посмотрим какими являются волк и Иван в нашей сказки, для этого начнем ее читать. Я начну читать, а вы следите по тексту, после я остановлюсь и попрошу продолжить одного и вас.

(читаем до слов «Слушай меня Иван-царевич, запоминай…»).

Выставление оценок.

Методы:

Словесный, практический;

Фронтальная форма работы

Приёмы: выполнение устного задания, учебный диалог, чтение

 

- Автор сказки «Красная Шапочка»

Ш. Перро.

- Волк в этой сказке злой, хитрый.

- Автор этой сказки тоже Ш. Перро.

- В этой сказке волк тоже злой, хитрый.

- Это русская народная сказка.

- Волк тоже злой, хитрый.

- Это русская народная сказка.

- Волк добрый, отзывчивый, даже немного глупый.

Предполагают.

- Волков всегда боялись и с помощью сказки хотели показать, какой он коварный.

- Русская народная сказка.

- Иванушка добрый, ласковый, непослушный.

- Русская народная сказка.

- Иван храбрый, смелый, добрый.

- Русская народная сказка.

- Иван храбрый, смелый, добрый.

- Они добрые, помогают людям.

Работа над значениями слов.

Смотрят значение слова «караулы»

Чтение 1 части сказки.

П-1

П-2

П-3

Р-2

Р-5

К-2

К-3

К-4

Физкультминутка

(1 мин)

Показ движений на слайде.

- Выполните движения.

Выполняют разминку.

V.

Первичная проверка понимания

(5 мин)

Установить правильность и осознанность понимания нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести их коррекцию.

- Захотелось ли вам прочесть сказку до конца?

-Изменилось ли ваше отношение к героям?

- Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?

- Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

- Какой вы представляете себе Жар-птицу?

Методы: словесный;

Фронтальная, индивидуальная работа

Приемы: учебный диалог

 - (Ответы).

- 1. Волшебный помощник (жар-птица)

2. Предмет из золота (яблоки)

3.Наличие числа 3 (3 сына)

Смотрят значение слова «караулы»

- (Ответы).

П-1

П-2

П-3

Р-2

Р-5

К-2

К-4

VI.

Первичное закрепление

(5 мин)

Формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

- Посмотрите на слайд. Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде)

- Её написал замечательный русский художник В. Васнецов.

-Кто изображён на картине?

- Где находятся герои?

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях?

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом?

- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете?

Методы: наглядный, практический

Фронтальная, индивидуальная работа

Приемы: учебный диалог

Рассматривают иллюстрацию, вспоминают, если кому-то из учеников уже знакома данная сказка.

- (Ответы).

- Серый волк помогает Ивану царевичу.

- Иван царевич хорошо к нему относится.

Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому

П-2

П-3

Р-5

К-2

К-3

К-4

VII.

Домашнее задание

(1 мин)

Обеспечение осмысления

- Вам необходимо дочитать сказку до конца и приготовиться к выразительному чтению. А еще подумайте, на какие 3 части ее можно разделить.  

Методы: словесный;

Фронтальная работа

Приемы: учебный диалог

 Задают вопросы по заданию.

П-1

Р-4

К-2

VIII.

Контроль усвоения. Рефлексия

 (5 мин)

Обсуждение и коррекция информации. Анализ психического состояния учащихся.

- К концу подходит наш урок

Пора нам подвести итог.

- С какой сказкой мы начали сегодня знакомиться?

- Давайте вспомним, какие признаки волшебной сказки мы уже нашли, хотя только начали читать?

- Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

- Сегодня на уроке я узнал …

- Теперь я умею …

Выставление отметок.

Методы: наглядный,

словесный

Индивидуальная, фронтальная

формы работы

Приёмы: анализ, диалог

- (Ответы).

1. Волшебный помощник

2. Предмет из золота

3.Наличие числа 3

П-1

П-2

Р-3

К-1

К-2

Л-1

Л-2

                                           

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук  [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему....

Технологические карты к урокам литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива"

Технологические карты в помощь учителю при составлении  плана урока....

Технологические карты к урокам литературного чтения 3 класс "Школа России"

Представленные технологические карты уроков по предмету  " Литературное чтение" для обучающихся 3 класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и ...

Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс, П.П.Ершов "Конёк-горбунок"

Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс, П.П.Ершов "Конёк-горбунок" составлена согласно ФГОС....

Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....