Литературное чтение В. Бианки "Мышонок Пик" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения в з классе по теме "В. Бианки. Мышонок Пик", построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель урока: Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, посредством приемов технологии РКМЧП, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора. Задачи урока: - создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»; - способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте; - способствовать развитию памяти, внимания, воображения; - способствовать воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим. Планируемые результаты: Предметные:познакомятся с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли. Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока; коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения Личностные:самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению (по выбору)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В. Бианки "Мышонок Пик"142.76 КБ

Предварительный просмотр:

Латышева Елена Семеновна, учитель начальных классов МБОУ «Козьминская СШ»

Урок литературного чтения  в 3 классе

Тема урока: В.В. Бианки «Мышонок Пик»

Тип урока: решение частных задач, построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель урока: Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, посредством приемов  технологии  РКМЧП,  достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора.

Задачи урока: 

- создать условия для ознакомления с творчеством и произведениями В. В. Бианки из раздела «Люби живое»;

- способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте;

- способствовать развитию памяти, внимания, воображения;

- способствовать воспитанию бережного отношения к братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

познакомятся с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

 осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

коммуникативные: пользуются элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения

самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению (по выбору)

Используемое оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, карточки – слова для фазы вызова, конверты с карточками для стадии вызова, конверты с карточками для кластера, карточки для восстановления логической цепочки, карточки с энциклопедическим текстом о мышах, карточки для самооценки, карточки для рефлексии, конспект урока, презентация к уроку, учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» (3 класс, часть 2)

Этап

мероприятия

Краткое

содержание этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Формы

организации

деятельности,

методы и приемы

работы

Время,

мин.

Примечания

1.Организационный момент

Готовность к уроку, настрой на урок

- Здравствуйте, ребята!

Мы снова с вами на уроке литературного чтения.

- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Садитесь.

   Я рада видеть вас.  Думаю, что и  сегодняшний урок принесёт нам всем радость новых встреч, знаний и общения друг с другом.

Дети проверяют готовность к уроку, садятся.

2-3 мин

2.Стадия вызова

Разделить слова на две группы и назвать два произведения

По группе слов определить о ком или о чем будет произведение

  1. На доске  и в конвертах слова:

Разделитесь на группы. У каждой группы на столе конверт с ключевыми словами:

Мыши, корова, щепка, ручей, чай, музыка, медведь, клевер, скрипка, старик.

  • Разбейте слова на две группы и назовите два произведения из раздела

«О братьях наших меньших», которые мы с вами  читали во 2-ом классе.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

  • Какие это произведения? («Музыкант», «Сова»)

- Что общего у этих произведений? (автор В.В. Бианки)

- Виталий Валентинович Бианки какой он человек?

Знаток (чего?) (природы)

Любит (кого? что?) (животных, природу)

злой – добрый, серьёзный – шутливый, внимательный – рассеянный

  1. Произведение, с которым будем сегодня

работать, будет связано со словами:

путешествие, мышонок, кораблик, остров, Робинзон.

- Как думаете о чем или о ком будет произведение?

Достают из конверта слова, распределяют их на две группы.

Дети по одному от каждой группы выходят и расставляют слова на магнитной доске.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения, отвечают на вопрос

Групповая форма работы

Прием «Ключевые слова»

Прием «Ключевые слова»

7 -10 мин

Прилож. 1

Презентация

Слайд 2

Слайд 3

3.Стадия осмысления

Чтение энциклопедической статьи и составление кластера

Выборочное чтение

(проверка домашнего задания)

- Да, это произведение о маленьком мышонке.

- А что вы знаете о мышах?

Предлагаю вам прочитать статью о мышах, которая помещена в  энциклопедии. Читать будете с пометками «+» - мне это знакомо, «V» - узнал новое.

- Что в статье было для вас знакомым?

- Что узнали нового о мышах?

Теперь разделимся на группы и составим кластер (схему-модель) о мышах. На парте у вас конверт со словами для кластера. В центре размещаете главное слово мышь. Начинайте работу. Помогайте друг другу.

- Теперь группы поменяйтесь местами и  проверьте работу друг у друга.

Ну что же приступим к проверке домашнего задания.

- Проверять домашнее задание будем следующим образом - я показываю иллюстрацию из прочитанного вами произведения,  вы называете главу, к которой она относится и зачитываете отрывок, описывающий действия на картинке.

1) Иллюстрация из главы "Страшная ночь"

– Как мышонок стал искать себе пищу?
– Кого он встретил на берегу?
– Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка?
– Что произошло с лягушонком?
– Где мышонок провёл остаток ночи?

2) Иллюстрация из главы "Кораблекрушение"

Как вы думаете, испугался  ли мышонок, оказавшись на кораблике?
– Умел ли он защищаться от врагов?
– Кто хотел погубить мышонка?
– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки?
– Удалось ли Пику выбраться из воды?
– Как он это сделал?
3)
 Иллюстрация из главы "Как  мышонок  Пик  попал  в  мореплаватели "

 - Что ребята делали на берегу реки?
– Как мышонок попал в мореплаватели?
– Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?
Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка?
– Что она придумала?
– Как Пик стал мореплавателем?

4) Иллюстрация из главы "Соловей - разбойник"

- Кого Бианки так назвал? (Птицу - сорокопут). Почему?

 Какую пословицу вы вспомнили? (На языке медок, а на сердце ледок)

5)Иллюстрация из главы "Хвост – цеплялка и шёрстка - невидимка"

- Как вы думаете, почему такое название дал автор хвостику и шерстке Пика? (Хвост  помогает ему зацепиться, ухватиться…)

- Почему же шерстка так названа? (Как и хвост, она спасала мышонка, делала его невидимым благодаря окраске)

-Посмотрите внимательно на слайд. Можно ли утверждать, что все события расположены по порядку?

- Возьмите карточку и пронумеруйте главы в том порядке, как они записаны у В. Бианки.

 - Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Выказывают свое мнение

Читают статью, делают пометки + - знакомо, V – новое.

Составление кластера

Взаимопроверка, проверка  

Дети смотрят на иллюстрацию, называют главу, читают отрывок, отвечают на вопросы

Выполняют работу на карточке.

Самопроверка по презентации и самооценка.

Прием «До и после»

Прием «Чтение с пометками» (инсерт)

Работа в группах, прием «Кластер»

Чтение с использованием техники вопросов

Прием «Восстанови логические цепочки»

20-25 мин

Слайд 4

Прилож. 2

Прилож. 3

Презентация слайд 5

Слайд 6

Слайд 6

Слайд 6

4.Рефлексия

- А теперь подведем итоги и  поиграем с вами в игру «Верные и неверные утверждения», если согласны с утверждением ставите «+», если не согласны – ставите «-»

Ребята пускали по реке лодочки? –

Брат делал их из бумаги. –

На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. +

Мышонок был один и жил под камнем. –

Он был серого цвета.  -

Это был дикий мышонок. +

Мальчик ранил его ножом, когда доставал. +

Ребята решили убить мышонка.-

- Проверьте и оцените себя.

- Понравилась ли вам прочитанная история?

- Встретились ли в ней моменты, о которых мы читали в статье?

- Какой породы был Пик? Как догадались?

- Могла ли такая история произойти на самом деле?

- Как бы вы назвали это произведение?

- Кто дочитал его до конца? Чем закончилась эта история?

Всё закончилось хорошо… Для кого?

(- Для Пика, конечно, он обрел друзей. И для ребят. Они тоже обрели друга. И хотя Пик уже стал взрослым, он остался по-прежнему маленьким и нуждался в защите. Теперь у него были они – защитники.)

- Какими теперь автор показывает детей?

(- Они стали добрее, многое начали понимать, о многом узнавать.)

- Чему научил вас мышонок Пик? (Ты – часть природы. Люби всё живое вокруг. Будь настоящим и надёжным другом природы!)

Отвечают на вопросы (+ правильный ответ;  - неправильный ответ)

Самопроверка и самооценка

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

высказывают свое мнение

Прием «Верные и неверные утверждения»

7мин

Слайд 7

Слайд 8

5.Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Подготовить пересказ по плану или нарисовать карту путешествия мышонка (по выбору)

Внимательно слушают объяснение и записывают задание в дневник

Слайд 9

6.Подведение итогов

Работа с листом самооценки и листом рефлексии «Выбор»

Возьмите листы самооценки сосчитайте все баллы, которые вы набрали и поставьте себе оценку. Обратите внимание на критерии оценивания.

На втором листочке в столбике слева прочитайте начало предложения, а во втором столбике подчеркните то слово, которое вы выбрали для оценки своей работы на уроке.

- Спасибо за отличную работу на уроке!

Считают баллы, набранные на каждом этапе урока, и ставят оценку.

Читают и подчеркивают нужные слова

Прилож. 5

Прилож. 6

Слайд 10

Список используемой литературы:

  1. Н.В.  Лабодина, А.А. Бондаренко, В.И. Усачева Диск «Литературное чтение», программы и технологические карты уроков, 3 класс. Издательство «Учитель», 2014г
  2. Ресурсы Интернета:
  1. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=53
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/10/04/metodicheskie-priemy-tekhnologii
  3. http://pedsovet.su/fgos/6400_refleksia_na_urokah_v_nachalnoy_shkole
  4. http://collegy.ucoz.ru/load/36-1-0-2062

Приложение 1.

Мыши, корова, щепка, ручей, чай, музыка, медведь, клевер, скрипка, старик.

путешествие, мышонок, кораблик, остров, Робинзон.

Приложение 2.

Мыши (из энциклопедии)

Четвёртую часть всех млекопитающих на планете составляют мелкие грызуны, большинство из которых - мыши и крысы всех мастей. Мыши (лат.Muridae) — семейство млекопитающих отряда грызунов.

Мыши населяют весь континент, их нет только на полярном круге. Человеку из всех мышей нашей планеты наиболее известна домовая мышь. Помимо домовой мыши широко распространены мыши-малютки, лесные мыши и полевые мыши.  

Лесные мыши обитают в лесах и сельской местности, а мыши-малютки водятся в лугах и на кукурузных полях, где летом удобно строить круглые, похожие на птичьи гнездышки, прикрепленные к высоким стеблям. На зиму переселяются в норы. Длина тела достигает 7 см, хвоста – 5-7см. Окраска шерсти коричневая, нижняя сторона шерсти чисто белая.http://www.zooplandia.ru/upload/17939958/file/-/mouse2909_2.jpg

К подсемейству мышей  относится и самый маленький грызун в мире - африканская карликовая мышка. Сама она весит до 4г, а ее новорожденные детеныши и того меньше - до 1г.

Домовая мышь - всегда селится рядом с человеком и питается за его счет. Своим благополучием мыши  обязаны тесному контакту с человеком, у которого всегда можно найти, чем поживиться.http://www.zooplandia.ru/upload/17939958/file/-/mouse_c57bl-6j_600.jpg

Домовая мышь, как правило, имеет размеры тела  6-9см, длину хвоста – от 6 до 10см. Масса этой домашней мыши составляет в среднем 30г, хотя особи некоторых видов весят до 150г.  

Основу питания почти всех видов мышей составляют всевозможные семена и насекомые, хотя их с полным правом можно назвать всеядными.

В жилище человека мыши селятся в  самых укромных местах:  под полом, на чердаках, в кучах мусора.  Домовые мыши  ведут ночной образ жизни, но могут быть активными и круглые сутки. Домашние мыши быстрые и ловкие животные, но их интеллектуальные способности очень низкие, они легко попадают в ловушки.

Выживают популяции мышей за счет  плодовитости. Домовые мыши – чемпионы по плодовитости, они приносят за год до 10 приплодов по 12 детенышей в каждом. Детеныши становятся половозрелыми уже к 5-7 неделе жизни.

Домовые мыши однозначно являются вредными животными, с которыми человек ведет неустанную борьбу. Эти мыши портят и загрязняют домашние продукты питания, а также переносят страшнейшие заболевания.

Вред человеку причиняет и полевая мышь, она поедает посевы зерновых культур. Эта мышь является переносчиком опаснейших заболеваний: клещевого энцефалита, туляремии, риккетсиоза, лихорадки Ку и др. Животное небольшое, имеет длину тела до 12,5см. Очень плодовито: в год производит до 5-ти пометов по 5-7 мышат в каждом.

Если от диких мышей одни неприятности, то мыши домашние, специально разводимые человеком, давно приносят большую пользу.

От серой домовой мыши выведены лабораторные мыши.

Приложение 3.

Разнообразие

Внешние признаки

Особенности питания

Быстрые

Домовая

Острые зубы

Растительноядные

Ловкие

Полёвка

Острые коготки

Насекомоядные

Осторожные

Лесная

Имеют хвост

Млекопитающие

Умеют плавать

Мышь - малютка

Шерсть разной окраски

Грызуны

Отношения с другими животными

Дикие

Небольшого размера

Жильё

Имеют врагов

Декоративные

Место обитания

Нора

Отношения с человеком

Лабораторные

Лес

Гнездо

Опасны

Человеческое жильё

Поле

Особенности поведения

МЫШИ

Приложение 4.

Страшная ночь.

Как мышонок Пик попал в мореплаватели.

 Кораблекрушение.

Соловей-разбойник.

Хвост – цеплялка и шёрстка - невидимка.

Приложение 5.

Лист самооценки

Вид работы

баллы

1

Готовность к уроку

1 балл

2

Восстановить перепутанные логические цепочки

3 - 5 баллов

3

Выразительное чтение отрывка

3 -5 баллов

4

Верные и неверные утверждения

3 - 5 баллов

5

Работа в группе

3 – 5 баллов

Итог : 13-16 баллов  -  «3»; 17 – 19 баллов - «4»;

 20 - 21 балл  - «5»

        Приложение 6.

Рефлексия «Выбор»

G:\3 класс\лит чтение\мышонок Пик\мой урок\приложения\img24 (1).jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Итоговый тест по литературном у чтению за первое полугодие (составлен по учебнику Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса)

Итоговый тест по литературному чтению за первое полугодие (составлен по учебнику Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса)....

Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.

В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе.  Задачей явл...

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...