Игры и задания на уроках чтения (1кл.)
методическая разработка по чтению (1 класс)

Даны различные игровые задания для использования на уроках чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_igry_i_zadaniya_po_starym_pravilam.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО СТАРЫМ ПРАВИЛАМ

1. И г р а «Кто за кем появляется в сказке?».

Учащимся даны карточки с названиями героев сказок.

З а д а ч а: отгадать, из какой сказки персонажи, расположить в порядке появления этих героев в сказке.

•  Лиса, петух, заяц, волк, собака, медведь – «Заюшкина избушка».

•  Зайчик, волчок, лягушка, кабан, мышка, медведь, лисичка – «Рукавичка».

•  Дрозд, лиса, кот, петушок – «Петушок Золотой гребешок».

•  Старик, лиса, старуха, волк – «Лисичка-сестричка да серый волк».

2. И г р а «Загадка в загадке».

З а д а ч а: чтобы прочитать загадку, нужно начать с какой-то определенной буквы и двигаться далее по горизонтали или вертикали (но не по диагонали!). Восстановив зашифрованное предложение, попытайтесь найти отгадку.

Н

А

Ч

Л

Й

О

Р

О

Г

И

О

М

Г

О

Р

.

Т

И

Т

Д

О

Е

Ш

У

М

,

А

П

(О т в е т: На горе шумит, а под горой молчит.)

3. И г р а «Слово в мешочке».

Учащиеся по очереди запускают руку в мешочек и вытаскивают наудачу 10 букв. Из этих букв надо составить слово. Выигрывает тот, кто смог использовать больше всего букв.

4. И г р а «Кузовок» (народная игра, записанная В. И. Далем).

Ученик кладет на стол корзинку первому игроку и говорит:

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ОК, обмолвишься – отдашь залог.

Учащиеся по очереди ставят корзинку и говорят слова в рифму на ОК: «Я положу в кузовок потолок; а я – платок, а я – замок, голосок…»

По окончании разыгрываются залоги: покрывают корзинку, один из детей спрашивает:

– Чей залог вынется, тому что делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например, попрыгать на одной ножке, загадать загадку, рассказать сказку, спеть песенку и т. д.

5. И г р а  «Путаница».

Найдите и исправьте ошибки.

Во многих русских народных сказках повествуется о животных. В них животные ходят друг к другу в гости, могут говорить, помогать людям. В каждой сказке заключена народная мудрость. Читая сказки, мы учимся доброму отношению к окружающим, делаем выводы о том, как не допустить ошибок в своей жизни. Но случается, что в сказках происходит путаница персонажей, их действий, предметов, им принадлежащих.

Ваша з а д а ч а: прочитать отрывок из сказки, найти и исправить ошибки, определить сказку.

Карточка 1

«Машенька говорит:

– Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик?

Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила.

Вернулся волк, видит – ящик готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню».

(Русская народная сказка «Маша и медведь».)

Карточка 2

«Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:

– Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай.

Ушел кот на базар, а петушок сел и песенку запел.

Пришел заяц, стал звать петушка, а он откликнулся».

(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)

Карточка 3

«Шел дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шел дед, шел да обронил рукавичку.

Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:

– Тут я буду жить.

А в это время зайчик – скок-скок! – и спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живет?»

(Русская народная сказка «Рукавичка».)

6. И г р а  «Установите порядок».

•  Расположите по порядку – от меньшего к большему – желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Столбовая дворянка.

Новое корыто.

Владычица морская.

Вольная царица.

•  Расположите реплики Карлсона в том порядке, в каком они звучали, когда Карслон познакомился с Малышом:

«Как тебя зовут?»

«Отлично, продолжим разговор».

«Можно мне здесь на минуточку приземлиться?»

«Я мужчина в полном расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать».

7. И н с ц е н и р о в к а  на сказочный лад.

Разыграйте сказку, используя загадки, скороговорки.

Например:

Мышонку шепчет Мышь:

– Ты все шуршишь, не спишь.

Мышонок отвечает Мыши:

– Шуршать я буду тише.

8. И г р а «Сказочники-сочинители».

Придумайте и расскажите сказку про свои игрушки и нарисуйте к ней картинки.

9. И г р а  «Сказка – ложь, да в ней намек».

Попробуйте вспомнить ваши любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых вам хотелось бы походить. А теперь постарайтесь превратиться в этих сказочных героев и по очереди представиться от их имени, например: «Я – Золушка», «Я – Чебурашка». Сейчас выйдите в круг и подвигайтесь, как двигается ваш герой, создайте его образ, немного поживите его жизнью.

В процессе игры дети могут задавать «героям» необычные и творческие вопросы, а «герой» – давать на них интересные и оригинальные ответы.

Например, можно спросить детей в роли Золушки или Чебурашки: «Золушка, какие цветы ты больше всего любишь?»; «Чебурашка, что ты ешь на завтрак?».

Такую творческую инициативу надо всегда поощрять. После всех выступлений «сказочных гостей» можно предложить найти сходство детей со своими героями. Если ребята будут затрудняться это сделать, учитель должен им помочь.

10. И г р а  «Снежная королева».

Вспомните сказку «Снежная королева». Какое в ней было необычное зеркало? (Это зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее.)

Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, попавшие в глаза людям. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые в отличие от зеркала можно было разглядеть то хорошее, что обычно не замечается.

Ведущему лучше самому «надеть очки» и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры дети поделились своими чувствами в обеих ролях: смотрящих и рассматриваемых. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в «очки» можно увидеть все больше и больше хорошего.

11. З а д а н и е  на развитие воображения и фантазии.

а) Жила-была в Лукоморье Красная Шапочка. И были у нее мама, бабушка да верный друг Серый Волк.

Заболела однажды бабушка. Вот мама и говорит Красной Шапочке: «Сходи, доченька, к бабушке, отнеси ей пирожков да молочка. Только не ходи через ближний лес, иди дальним. В ближнем лесу поселился злой Соловей-разбойник. Перепугал он всех зверей и птиц и тебя не пожалеет.

Собралась в дорогу Красная Шапочка, взяла корзиночку с пирожками да молочком и отправилась в дорогу.

Идет, песни поет, цветы для бабушки собирает. Да забыла, что ей мама наказывала, и пошла ближним лесом.

– Расскажите, что случилось с Красной Шапочкой дальше.

б) Вы помните самого правдивого человека на земле? Да, конечно же, это Мюнхгаузен!

Мюнхгаузен рассказал, как он однажды попал в пустыню. Едет по пустыне, а кругом одни пески… Ни капли воды, ни кусочка тени.

Захотелось барону пить, спрятаться хоть на минутку от палящих солнечных лучей. Вдруг летит огромная птица, крыльями полземли закрывает.

Забыл Мюнхгаузен, что дальше с ним случилось.

– Помогите ему, продолжите эту его необыкновенно правдивую историю.

в) Вспомните непослушного проказника Нильса, его друга гуся Мартина, гнома. Подумайте, что случилось бы с Нильсом, если бы гном сделал его не маленьким, а большим.

Расскажите, какие необыкновенные приключения могли бы с ним произойти.

г) Вы бродите по «неведомым дорожкам» Лукоморья, блуждаете по узеньким тропинкам. И все они ведут в разные сказки.

Но однажды злому волшебнику не спалось. И решил он перепутать все пути-дорожки. Взял и перепутал.

Что тут началось!

Мальчик-с-пальчик заблудился и попал в топкое болото, в котором сидит лягушка и держит в лапках стрелу Ивана-царевича.

А Иван-царевич пришел в тридевятое государство, на троне которого сидит Серый Волк. Старый он стал. Нужны ему молодильные яблочки.

Идите по любой дорожке и помогите знакомым героям попасть в свои сказки. Расскажите, как им всем удалось победить чары злого волшебника.

д) Сказки живут всюду: дома, в школе, в парке, в лесу. Если ты испачкал руки, то отправляешься в ванную, берешь мыло, поливаешь руки водой, намыливаешь их.

И тут, может быть, начинается сказка. В твоих руках появляются маленькие разноцветные пузыри. Если на них тихонько подуть, они полетят в твою сказку. Ну, дунь на них! Только тихонько, чтобы они не лопнули.

А теперь расскажи, что стало с теми пузырьками, которые упали на пол ванной, улетели в окно к птичьему гнезду, попали на соседний балкон, развеселили маленькую девочку.

е) Жадные кот Базилио и лиса Алиса хотят отнять деньги у Буратино. Ему удается обмануть своих преследователей и спрятаться за огромное дерево. И вдруг он услышал странный звон. Буратино заглянул в дупло дуба и увидел маленьких человечков. Расскажите, что случилось с Буратино в стране гномов.

ж) Есть ли у каждого из вас самые заветные желания? Представьте себе, что в волшебном лесу вы нашли цветик-семицветик, который может выполнить любые семь ваших желаний. Только произнесите заветные слова, и ваши желания исполнятся:

Лети, лети, лепесток…

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели сделать то-то и то-то…

– О чем бы вы хотели попросить цветик-семицветик? Расскажите свою сказочную историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры и задания в четвертом классе на уроках английского языка.

Ролевые игры и задания – эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой иници...

Дидактические игры и занимательные задания на уроках математики.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания....

Развлекательные игры, занимательные задания на уроках и во внеурочное время

Виды игр для детей очень разнообразны. Вот некоторые из игр, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, для совершенствования и тренировки их памяти, мышле...

Игры и задания на уроках чтения.

Игровые задания для использования на уроках чтения....

Система творческих заданий на уроках чтения как средство полноценного восприятия художественного произведения (на алтайском языке)

Опыт работы по литераталык кычырыш (алтайское литературное чтение) по теме "Кычырарыныҥ урокторында jайаандык jакылталар ажыра кееркедим чÿмдемелди толо оҥдоорына таскадары"....

Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу «Устное народное творчество. Сказки» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью

Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу"Устное народное творчество.Сказки" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью...