Как помочь школьнику понимать прочитанный текст и уйти от чтения без осмысления
статья по чтению

Ляшенко Ирина Владимировна

В статье рассматриваются методы и приемы, которые помогут школьнику прийти к осмысленному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_bez_osmysleniya_shkolnika.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:


Как помочь школьнику понимать прочитанное

⠀⠀В статье «Как помочь понять текст книги. Вспомогательные средства» мы поговорили о том, что приводит к нарушению читательской деятельности (нарушение развития читательских компетенций, когда ребенок не прошел путь от ситуативной речи к пониманию контекстной), и как можно помочь ребенку пройти путь читателя, путь к пониманию и осмыслению текста.

⠀⠀Но что делать, если перед нами школьник, который прежде чем понять текст прочитает его три раза, да и то не все поймет? Школьник, который прошел путь читателя, слушал и понимал волшебные сказки, рассказы, далеко выходящие за рамки его опыта, с удовольствием слушал аудио постановки. Однозначно, понимание контекстной речи у него присутствует.

Тут можно сказать, что пострадала сама читательская деятельность.
⠀⠀Скорее всего, мы видим серьезные нарушения мотивации к чтению. Возможно виноваты тут курсы «скорочтения», когда акцент делается на технику чтения, а не на смысловую составляющую. Случается, что взрослые сосредотачивают все усилия на то, чтобы добиться беглого чтения без ошибок, упуская и сам смысл этой деятельности и забывая про удовольствие от чтения.

Возможно, утерян интерес, потому что, когда он научился читать, родители перестали читать вслух, прекратилась традиция «семейного чтения».
⠀⠀Получается, что объемы текста нарастают, а привычка сосредотачиваться на технике чтения, закрепляется. Интерес к чтению угасает. И вот ребенок уже не может с первого раза понять смысл прочитанного текста. Ведь смысл маленьких текстов понять было просто, они состояли из нескольких предложений. А при нарастании объема становится все сложнее и сложнее. Взрослые упускают этот момент, так как им важна «техника чтения», которой пугают всю младшую школу. И вот, у ребенка сложилась привычка чтения без понимания. Что делать?

Выход конечно есть, но требует даже больших усилий, чем работа с дошкольником.

Итак, в этом случае главная задача – вернуть ребенку вкус к чтению. Для этого:

- возобновляем традицию чтения вслух ребенку;

- беседуем с ребенком о прочитанном;

- очень хорошие результаты дает рисование во время чтения, можно включать аудио запись, а ребенку давать задание рисовать на тему услышанного;

- в бытовых ситуациях возвращаемся к тексту книг, вспоминаем героев книг, размышляем с ребенком о том, как бы поступили они в данной ситуации;

- подбираем тексты со скрытым смыслом (попозже найду специально, но пока просто погуглите), обсуждаем с ребенком.

Этими приемами мы разовьем у ребенка контроль за пониманием прочитанного и вернем утраченный интерес к чтению.

Чтение – это прежде всего интересный досуг, развлечение не для всех. Мы же хотим, чтобы нашему ребенку оно было доступно. Придется потрудиться для этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим младшего школьника понимать текст.

Родительское собрание с комплексом упражнений для развития понимания теста....

Тест на осознанность прочитанного текста для 3 класса

Проверка навыков чтения молча в 3 классе строится на основе отрывка из текста А.И. Куприна "Скворцы". Проверяется так же понимание прочитанного текста. Документ состоит из отрывка из текста, заданий, ...

Конспект логопедического урока "Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текст".

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текс...

Рабочий лист "Читаю и понимаю прочитанное"

Рабочий лист для работы на уроке чтения с обучающимися по адаптированной программе 8.2...

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание.

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание....

Конспект внеурочного занятия «Учимся пересказывать текст выборочно и творчески» (4 класс, "Осмысленное чтение")

Цель: создание условий для анализа текста и подготовки к творческому или выборочному пересказу.Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятия «выборочный пересказ» и &laq...