Как помочь школьнику понимать прочитанный текст и уйти от чтения без осмысления
статья по чтению
В статье рассматриваются методы и приемы, которые помогут школьнику прийти к осмысленному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь школьнику понимать прочитанное
⠀
⠀⠀В статье «Как помочь понять текст книги. Вспомогательные средства» мы поговорили о том, что приводит к нарушению читательской деятельности (нарушение развития читательских компетенций, когда ребенок не прошел путь от ситуативной речи к пониманию контекстной), и как можно помочь ребенку пройти путь читателя, путь к пониманию и осмыслению текста.
⠀
⠀⠀Но что делать, если перед нами школьник, который прежде чем понять текст прочитает его три раза, да и то не все поймет? Школьник, который прошел путь читателя, слушал и понимал волшебные сказки, рассказы, далеко выходящие за рамки его опыта, с удовольствием слушал аудио постановки. Однозначно, понимание контекстной речи у него присутствует.
Тут можно сказать, что пострадала сама читательская деятельность.
⠀⠀Скорее всего, мы видим серьезные нарушения мотивации к чтению. Возможно виноваты тут курсы «скорочтения», когда акцент делается на технику чтения, а не на смысловую составляющую. Случается, что взрослые сосредотачивают все усилия на то, чтобы добиться беглого чтения без ошибок, упуская и сам смысл этой деятельности и забывая про удовольствие от чтения.
Возможно, утерян интерес, потому что, когда он научился читать, родители перестали читать вслух, прекратилась традиция «семейного чтения».
⠀⠀Получается, что объемы текста нарастают, а привычка сосредотачиваться на технике чтения, закрепляется. Интерес к чтению угасает. И вот ребенок уже не может с первого раза понять смысл прочитанного текста. Ведь смысл маленьких текстов понять было просто, они состояли из нескольких предложений. А при нарастании объема становится все сложнее и сложнее. Взрослые упускают этот момент, так как им важна «техника чтения», которой пугают всю младшую школу. И вот, у ребенка сложилась привычка чтения без понимания. Что делать?
Выход конечно есть, но требует даже больших усилий, чем работа с дошкольником.
Итак, в этом случае главная задача – вернуть ребенку вкус к чтению. Для этого:
- возобновляем традицию чтения вслух ребенку;
- беседуем с ребенком о прочитанном;
- очень хорошие результаты дает рисование во время чтения, можно включать аудио запись, а ребенку давать задание рисовать на тему услышанного;
- в бытовых ситуациях возвращаемся к тексту книг, вспоминаем героев книг, размышляем с ребенком о том, как бы поступили они в данной ситуации;
- подбираем тексты со скрытым смыслом (попозже найду специально, но пока просто погуглите), обсуждаем с ребенком.
Этими приемами мы разовьем у ребенка контроль за пониманием прочитанного и вернем утраченный интерес к чтению.
Чтение – это прежде всего интересный досуг, развлечение не для всех. Мы же хотим, чтобы нашему ребенку оно было доступно. Придется потрудиться для этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-252661-1367945214.jpg)
Учим младшего школьника понимать текст.
Родительское собрание с комплексом упражнений для развития понимания теста....
Тест на осознанность прочитанного текста для 3 класса
Проверка навыков чтения молча в 3 классе строится на основе отрывка из текста А.И. Куприна "Скворцы". Проверяется так же понимание прочитанного текста. Документ состоит из отрывка из текста, заданий, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-542751-1515985717.jpg)
Как научить осуществлять поиск информации, понимать прочитанное и передавать свою информацию в виде текста на коррекционных логопедических занятиях во 2-4 классах.
В этой статье описываются способы и приемы обучения осмысленному чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/07/picture-1426036-1665158724.jpg)
Конспект логопедического урока "Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текст".
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.Как помочь школьникам с ОНР лучше понимать текс...
Рабочий лист "Читаю и понимаю прочитанное"
Рабочий лист для работы на уроке чтения с обучающимися по адаптированной программе 8.2...
Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание.
Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/14/picture-1505626-1705252516.jpg)
Конспект внеурочного занятия «Учимся пересказывать текст выборочно и творчески» (4 класс, "Осмысленное чтение")
Цель: создание условий для анализа текста и подготовки к творческому или выборочному пересказу.Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятия «выборочный пересказ» и &laq...