Как научить детей понимать прочитанное
статья по чтению (4 класс)

Садовских Галина Алексеевна

Статья посвящена особенностям организации учебного процесса по работе над осмыслением прочитанного у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются методы формирования интереса к чтению, приемы развития навыков понимания текста, применение вспомогательных материалов и технологий, а также важность индивидуальной коррекции и поддержки социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Статья направлена на повышение эффективности педагогической работы и улучшение качества усвоения учебного материала школьниками с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_detey_ponimat_prochitannoe.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей понимать прочитанное

Осмысление прочитанного — важный этап образовательного процесса, особенно значимый для детей с особыми образовательными потребностями. Для обучающихся с ОВЗ важно уделять внимание специфическим методикам и приемам, позволяющим лучше усваивать содержание текста и развивать способность анализировать, обобщать и формулировать выводы самостоятельно.

Основные направления работы

1. Формирование мотивации

Ученики с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями восприятия материала, что снижает интерес к чтению. Важно создать условия, способствующие формированию позитивного отношения к процессу чтения:

  • Подбор интересных и понятных книг, соответствующих уровню развития ребенка.
  • Организация совместной деятельности, обсуждение прочитанных произведений, создание благоприятной атмосферы общения.
  • Использование различных форм поощрения успехов ученика (например, похвал, положительных оценок).

2. Развитие навыков понимания текста

Освоение техники чтения является лишь первым этапом. Далее необходимо научить учеников понимать смысл прочитанного:

  • Развитие умения выделять главную мысль произведения, видеть связи между отдельными частями текста.
  • Обучение вопросам, помогающим осознать ключевые моменты содержания («О чём говорится в тексте?», «Почему автор выбрал именно такое название?»).
  • Формирование способности пересказывать прочитанное своими словами, делая акцент на главных событиях и героях.

3. Использование вспомогательных приемов

Специальные методики помогают детям с ограничениями быстрее освоить процесс осознания смысла текста:

  • Работа с иллюстрациями, схемами, таблицами и диаграммами, визуализирующими сюжет произведения.
  • Чтение вслух небольшими фрагментами с последующим обсуждением каждого отрывка отдельно.
  • Применение аудиоматериалов (аудиокниг), облегчающих восприятие сложных фрагментов текста.

4. Коррекционная работа

Часто учащиеся с особенностями нуждаются в специальных коррекционных занятиях, направленных на устранение нарушений внимания, памяти, речи:

  • Индивидуальные занятия с психологом или дефектологом для повышения концентрации внимания и улучшения запоминания.
  • Игровые формы занятий, направленные на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук.
  • Совместная деятельность родителей и педагогов, обеспечивающая единство подходов и методов воспитания.

5. Поддержка социальной адаптации

Читательские навыки способствуют развитию коммуникативных способностей ребёнка, его успешному взаимодействию с окружающими людьми:

  • Проведение дискуссий, круглых столов, дебатов, связанных с литературными произведениями.
  • Участие школьников в коллективных проектах, предполагающих чтение и работу с текстом.
  • Привлечение семей к участию в культурных мероприятиях (посещение театров, музеев, библиотек).

Таким образом, грамотная организация работы учителя и использование современных методик позволяют существенно повысить уровень понимания прочитанного учащимися с ОВЗ, создавая основу для успешного освоения учебной программы и дальнейшего личностного роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ.

В материале предлагаются упражнения на развитие коммуникативных умений, сплочения коллектива, тренировку невербальных способов общения, развитие эмпатии и толерантности в системе инклюзивного образова...

Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ.

Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ. Упражнения, которые можно использовать в работе с детьми по подготовке школьников к обучению с детьми с ОВЗ....

Как помочь школьнику понимать прочитанный текст и уйти от чтения без осмысления

В статье рассматриваются методы и приемы, которые помогут школьнику прийти к осмысленному чтению....

«А, понимаем ли мы своих детей? Как научиться их понимать?»

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы...

Рабочий лист "Читаю и понимаю прочитанное"

Рабочий лист для работы на уроке чтения с обучающимися по адаптированной программе 8.2...

Родительское собрание «Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?»

Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.Задачи:Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.Получить оп...