Как научить детей понимать прочитанное
статья по чтению (4 класс)
Статья посвящена особенностям организации учебного процесса по работе над осмыслением прочитанного у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются методы формирования интереса к чтению, приемы развития навыков понимания текста, применение вспомогательных материалов и технологий, а также важность индивидуальной коррекции и поддержки социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Статья направлена на повышение эффективности педагогической работы и улучшение качества усвоения учебного материала школьниками с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить детей понимать прочитанное
Осмысление прочитанного — важный этап образовательного процесса, особенно значимый для детей с особыми образовательными потребностями. Для обучающихся с ОВЗ важно уделять внимание специфическим методикам и приемам, позволяющим лучше усваивать содержание текста и развивать способность анализировать, обобщать и формулировать выводы самостоятельно.
Основные направления работы
1. Формирование мотивации
Ученики с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями восприятия материала, что снижает интерес к чтению. Важно создать условия, способствующие формированию позитивного отношения к процессу чтения:
- Подбор интересных и понятных книг, соответствующих уровню развития ребенка.
- Организация совместной деятельности, обсуждение прочитанных произведений, создание благоприятной атмосферы общения.
- Использование различных форм поощрения успехов ученика (например, похвал, положительных оценок).
2. Развитие навыков понимания текста
Освоение техники чтения является лишь первым этапом. Далее необходимо научить учеников понимать смысл прочитанного:
- Развитие умения выделять главную мысль произведения, видеть связи между отдельными частями текста.
- Обучение вопросам, помогающим осознать ключевые моменты содержания («О чём говорится в тексте?», «Почему автор выбрал именно такое название?»).
- Формирование способности пересказывать прочитанное своими словами, делая акцент на главных событиях и героях.
3. Использование вспомогательных приемов
Специальные методики помогают детям с ограничениями быстрее освоить процесс осознания смысла текста:
- Работа с иллюстрациями, схемами, таблицами и диаграммами, визуализирующими сюжет произведения.
- Чтение вслух небольшими фрагментами с последующим обсуждением каждого отрывка отдельно.
- Применение аудиоматериалов (аудиокниг), облегчающих восприятие сложных фрагментов текста.
4. Коррекционная работа
Часто учащиеся с особенностями нуждаются в специальных коррекционных занятиях, направленных на устранение нарушений внимания, памяти, речи:
- Индивидуальные занятия с психологом или дефектологом для повышения концентрации внимания и улучшения запоминания.
- Игровые формы занятий, направленные на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук.
- Совместная деятельность родителей и педагогов, обеспечивающая единство подходов и методов воспитания.
5. Поддержка социальной адаптации
Читательские навыки способствуют развитию коммуникативных способностей ребёнка, его успешному взаимодействию с окружающими людьми:
- Проведение дискуссий, круглых столов, дебатов, связанных с литературными произведениями.
- Участие школьников в коллективных проектах, предполагающих чтение и работу с текстом.
- Привлечение семей к участию в культурных мероприятиях (посещение театров, музеев, библиотек).
Таким образом, грамотная организация работы учителя и использование современных методик позволяют существенно повысить уровень понимания прочитанного учащимися с ОВЗ, создавая основу для успешного освоения учебной программы и дальнейшего личностного роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить осуществлять поиск информации, понимать прочитанное и передавать свою информацию в виде текста на коррекционных логопедических занятиях во 2-4 классах.
В этой статье описываются способы и приемы обучения осмысленному чтению...

Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ.
В материале предлагаются упражнения на развитие коммуникативных умений, сплочения коллектива, тренировку невербальных способов общения, развитие эмпатии и толерантности в системе инклюзивного образова...

Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ.
Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ. Упражнения, которые можно использовать в работе с детьми по подготовке школьников к обучению с детьми с ОВЗ....

Как помочь школьнику понимать прочитанный текст и уйти от чтения без осмысления
В статье рассматриваются методы и приемы, которые помогут школьнику прийти к осмысленному чтению....

«А, понимаем ли мы своих детей? Как научиться их понимать?»
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы...
Рабочий лист "Читаю и понимаю прочитанное"
Рабочий лист для работы на уроке чтения с обучающимися по адаптированной программе 8.2...

Родительское собрание «Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?»
Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.Задачи:Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.Получить оп...
