Конспект урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники». УМК "Школа России",3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Агеева Ксения Сергеевна

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование умений анализировать текст, находить особенности юмористического произведения; формирование навыка осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: сведения о писателе, особенности жанра юмористического рассказа;

уметь: выразительно читать, определять главную мысль, жанр произведения; называть особенности юмористического рассказа, находить подтверждение в тексте; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий, \ Учебник, 2011.-Ч.2. с.154; презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        14.04.2020                                                                                                                ФИО учителя Плотникова Н.А.

Школа: №148                                                                                                                        ФИ студента Агеева Ксения

Класс:         3 «М»                                                                                                                        ФИО методиста  Галиуллина Н.К.

Кабинет: 212

Конспект урока литературного  чтения

Тема: М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Цели деятельности учителя:  знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование  умений  анализировать текст, находить особенности юмористического произведения; формирование навыка осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: сведения о писателе, особенности  жанра юмористического рассказа;                                                                                            

уметь:   выразительно читать, определять главную мысль,  жанр произведения;  называть особенности юмористического рассказа, находить подтверждение в тексте; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

                                                                                                                                                                                           -

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий,  \ Учебник, 2011.-Ч.2. с.154;  презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Парная форма работы

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Фронтальная форма работы

-Я хочу начать урок с  изречения Д. Дидро-французского писателя, философа:

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

-Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

        Практический: выразительное чтение

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

Фронтальная форма работы

-Прочитайте слова, о ком они?                               Классик сатиры и юмора, известный своими смешными рассказами, сатирическими произведениями и новеллами. За свою жизнь ОН написал много юмористических текстов, с элементами иронии, сатиры. Много лет прошло, а мы не перестаем читать и удивляться таланту этого непохожего на других писателя и смеяться над его забавными персонажами.

-Как вы думаете, о ком написаны эти строки?

-Действительно,  написаны о Михаиле Михайловиче  Зощенко.

- Что вы знаете о нем?

-Какие произведения Зощенко вы уже читали?

Читают, правильно артикулируя

Обнаруживают и формулируют учебную проблему. Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

М.М. Зощенко- классик русской литературы, писатель-сатирик.

- На прошлом уроке знакомились с произведением «Золотые слова »

П: осмысление читаемого  текста

П:анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Практич.: заполнение таблицы

Словес.: подводящий диалог

Наглядный: рассматривание иллюстрации

4-5м

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с юмористическими рассказами.

-На доске даны слова(рюкзак, палатка, котелок, костёр)

-Для чего нужны эти вещи?

-Подберите синонимы к слову «поход»- пикник, прогулка, круиз, путешествие.

-Что вы представляете, когда слышите слово «путешествие»?(определение на экране)

 -Сформулируйте тему урока.

 -Сверим с экраном. «Великие путешественники».

-Какую цель поставим перед собой?

-Какие задачи?

-Составим план нашей работы, как вы думаете, какие там будут пункты?

План

  1. Прочитаем рассказ
  2. Определим главную мысль
  3. Опишем главных героев
  4. Определим ,почему рассказ юмористический
  5. Определим, чему учит рассказ, подберём пословицы к рассказу

Парная работа

-Посмотрите на картинку на слайде, предположите, о чём будет рассказ, кто его герои. Обсудите в парах.

-Для похода или путешествия

Определяют цель и тему урока

Тема: Юные путешественники

Цели: познакомиться с произведением «Великие путешественники», раскрыть основную мысль, особенности жанра.

-Узнаем, почему так называется рассказ

Определим главных героев

Определим основную мысль

 

План

  1. Прочитаем рассказ
  2. Определим главную мысль
  3. Опишем главных героев
  4. Определим ,почему рассказ юмористический
  5. Определим, чему учит рассказ, подберём пословицы к рассказу

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание и чтение текста

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

Подготовленные ученики выразительно читают рассказ.

-Оправдались ли наши предположения?

Слушают образец чтения

Соотносят содержание с предположениями.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т, сам.работа со словарем

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

- Подумайте, какие слова, кроме выделенных, вам непонятны.

-Найдите в Толковом словаре и зачитайте значение этих  слов.

Привал- остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения.

Тахта – диван без спинки.

Космография – наука о космосе.

Перочинный нож- складной карманный нож

 Как эти слова связаны с названием рассказа?

Словарная работа – сначала предположения детей о каждом слове.

-Все предметы были необходимы героям для похода

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Практич:  чтение и анализ текста

Практич: выборочное чтение

Повторное чтение и первичный анализ.

Анализ языковых особенностей.

Фронтальная форма работы

-Кто главные герои рассказа?

-Что стало причиной путешествия детей?.

- Почему автор назвал детей великими путешественниками?

- Кто был инициатором?

Анализируют язык произведения

Читают выборочно

- Стёпка, Минька и Леля

-Дети хотели проверить, что Земля круглая и, что её можно обойти, вернувшись в то же место.

-Дети быстро собрались в путешествие, вообразив себя великими путешественниками.

-Инициатором был Стёпка, который узнал, что Земля есть круг. И если пойти  всё прямо и прямо, то можно обогнуть всю Землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Динамическая пауза

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: характеристика героев;

Словесный: описание героев, обобщение по наблюдения по тексту,

анализ пословицы

Наглядный: анализ иллюстрации

Словесный: постановка обобщающих вопросов

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и парная формы работы.

  • Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путешествии? (Доказывать текстом)

- Кто из ребят вам понравился? И Чем?

Работа с поговоркой (синтез).

- Какая поговорка вам встретилась в тексте? Как вы её поняли?

Работа с иллюстрацией

Групповая форма работы.

План наблюдения над иллюстрацией:

- Рассмотрите иллюстрацию на стр.158 . Какой момент басни изобразил художник? Перечитайте его.

-  Рассмотрите и опишите каждого героя.

- Каково общее впечатление от изображенного?

Анализируют поведение и речь героев.

- Стёпка, он храбрый, Смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать.

-Куда только Макар телят не гонял, значит очень далеко

-Когда на меня свалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок был тяжёлым. Меня пригибало к земле. И я, как маятник, качался из стороны в сторону.

-Путешествие не организованное, ему уже никто не рад, кроме Стёпки и Тузика.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтениехудож. текста

К: контроль действий партнера

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осуществляют синтез

VII. Включение в с-му знаний, повторение

Частично-поисковый: анализ пословиц, соотнесение смысла пословиц с рассказом

Словесный: формулирование обобщений

4-6мин

Работа с пословицами (синтез).

Фронтальная и парная формы работы

- Прочитайте пословицы и поговорки.

- Обсудите в парах, как понимаете смысл пословиц и поговорок?

- Объясните свою точку зрения.

- В каком предложении заключена главная мысль рассказа?

- Давайте подумаем, зачем М. М. Зощенко написал это произведение?

Анализируют пословицы, соотносят их смысл с моралью басни.

Едешь на день, бери хлеба на неделю.

Ученье свет, а неученье тьма.

Без знаний и лаптя не сплетешь.

7 раз подумай, 1 раз отрежь

Подходят все пословицы.

-Те, кто пускаются в дальний путь, без этих знаний приходят к печальным результатам

-Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: построение речевого высказывания;

 

К: умение полно и точно выражать мысли;, вырабатывать точку зрения

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений 

2-4мин

А. Предметная

  • Чему учит этот рассказ?

  • Над чем здесь можно посмеяться?

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

-Нужно быть смелым и решительным. Но хорошо подумать, прежде, чем что-то сделать.

-Над самоуверенностью ребят , которые совсем ничего не знали, но отправились в кругосветное путешествие.

Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля

Домашнее задание для дистанционной формы обучения: Учебник стр. 154-163 ( читать). Ответить письменно на  1,2,4,5,6 вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "М.М. Зощенко «Великие путешественники" (3 класс)

Цели деятельности учителя:  знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование  умений  анализировать текст, находить особенности юмористического пр...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: ««М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний об авторе; формирование знаний о произведение «Великие путешественники».Планируемые результатыПредметные:  знать биографию автора; расска...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Великие путешественники»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «М. Зощенко \'Великие путешественники ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «М.М. Зощенко «Великие путешественники»» Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через х...

Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: М.М. Зощенко «Великие путешественники»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведен...

Технологическая карта урока литературное чтение "М.М.Зощенко "Великие путешественники"" 1 урок, 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».Задачи урока Дидактические:Актуализация знаний о писателе М. М. ЗощенкоФормирование умения выразитель...

Конспект урока литературного чтения, М.М.Зощенко «Великие путешественники»

Формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко, работа над его произведениями...