Технологическая карта урока литературное чтение "М.М.Зощенко "Великие путешественники"" 1 урок, 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Станиславчук Анастасия Сергеевна

Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Актуализация знаний о писателе М. М. Зощенко
  2. Формирование умения выразительно читать, определять главную мысль, жанр произведения;
  3. Формирование умения называть особенности юмористического рассказа, находить подтверждение в тексте.

Развивающие:

  1. Развивать умения определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение на основе выборочного чтения текста произведения;
  2. Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, через выполнение заданий.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты;
  2. Воспитывать любовь к книгам и чтению.
  3. Воспитывать ответственное отношение к учению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._mm_zoshchenko_velikie_puteshestvenniki.docx49.58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата:

Школа: МБОУ Медведёвская СОШ

Класс: 3

Урок:

Время: Кабинет: 8

Студент: Станиславчук Анастасия

Группа: 41

Учитель: Коростелёва И.М.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «М.М.Зощенко «Великие путешественники»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».

Задача урока по практической части ВКР: развитие творческих способностей учащихся с помощью творческой формы работы ««Рецензирование детьми созданных рисунков».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Актуализация знаний о писателе М. М. Зощенко
  2. Формирование умения выразительно читать, определять главную мысль, жанр произведения;
  3. Формирование умения называть особенности юмористического рассказа, находить подтверждение в тексте.

Развивающие:

  1. Развивать умения определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение на основе выборочного чтения текста произведения;
  2. Развивать познавательные процессы, творческую активность, информационную компетентность и коммуникативные навыки, через выполнение заданий.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты;
  2. Воспитывать любовь к книгам и чтению.
  3. Воспитывать ответственное отношение к учению.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная форма работы.

Словесный метод: психологический настрой.

1. Приветствует.

- Повернитесь лицом друг к другу, положите

ладони в ладони друг другу и улыбнитесь,

пожелайте хорошей дружной работы на

весь урок.

-Я хочу начать урок с изречения Д. Дидро -французского писателя, философа:

«Люди перестают мыслить, когда

перестают читать»

-Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем

читать и учиться мыслить.

Приветствуют учителя.

Р: волевая саморегуляция

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Учебная презентация.

ТСО.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод: мозговой штурм.

Фронтальная форма работы.

1.Речевая разминка

У четырех черепашек четыре черепашонка

- Читаем ее шепотом.

- Читаем ее громко.

- Читаем с вопросом.

- Читаем с чувством.

- Читаем повышая-понижая голос  

- Какие умения мы отрабатывали?

- Какой звук мы отрабатывали?

2. Актуализация знаний о авторе

- Прочитайте слова, о ком они?

Классик сатиры и юмора, известный

своими смешными рассказами,

сатирическими произведениями и

новеллами. За свою жизнь ОН написал

много юмористических текстов, с

элементами иронии, сатиры. Много лет

прошло, а мы не перестаем читать и

удивляться таланту этого непохожего на

других писателя и смеяться над его

забавными персонажами.

- Как вы думаете, о ком написаны эти

строки?

- Действительно, написаны о Михаиле

Михайловиче Зощенко.

- Что вы знаете о нем?

- Какие произведения Зощенко вы уже

читали?

1.Речевая разминка.

2.Отвечают на вопросы учителя.

- М.М. Зощенко- классик русской

литературы, писатель-сатирик.

- На прошлом уроке знакомились с

произведением «Золотые слова »

К: умение строить речевое высказывание

М: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Учебная презентация.

ТСО.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа.

Фронтальная форма работы.

Практический: работа с учебником.

1.Помогает учащимся определить тему урока и поставить цель.

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с юмористическими рассказами.

-На доске даны слова(рюкзак, палатка, котелок, костёр)

-Для чего нужны эти вещи?

-Подберите синонимы к слову «поход»- пикник, прогулка, круиз, путешествие.

-Что вы представляете, когда слышите слово «путешествие»? (определение на экране)

-Сформулируйте тему урока.

-Сверим с экраном. «Великие путешественники».

-Какую цель поставим перед собой?

-Какие задачи?

-Составим план нашей работы, как вы думаете, какие там будут пункты?

План

1. Прочитаем первую часть рассказа  

2. Поработаем со словарем  

3. Составим план пересказа первой части рассказа  

-Посмотрите на картинку на слайде, предположите, о чём будет рассказ, кто его герои. Обсудите в парах.

 

Формулируют тему и цель.

Для похода или путешествия

Тема: Великие путешественники

Цели: познакомиться с произведением

«Великие путешественники»,

-Узнаем, почему так называется рассказ

План

1. Прочитаем первую часть рассказа  

2. Поработаем со словарем  

3. Составим план пересказа первой части рассказа  

Л:смыслообразование

Р: целеполагание

П:формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

Учебная презентация, учебник.

ТСО.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Динамическая пауза

(1-2 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод: фронтальная беседа
Фронтальная форма работы

1. Организует работу с новым материалом.

- сегодня мы разберем часть рассказа, а на следующем вторую часть. (154-158)

- Давайте послушаем сначала рассказа с аудио файла, а дальше прочитают ваши одноклассники.

Подготовленные ученики выразительно

читают рассказ.

- Оправдались ли наши предположения?

Беседуют с учителем по новой теме.

Слушают образец чтения

Соотносят содержание с предположениями.

К: выполнение пробного учебного действия

П: подведение под понятие; П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Учебная презентация, видеоролик, учебник.

ТСО..

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа.

Групповая форма работы

1. Словарная работа

- Подумайте, какие слова, кроме

выделенных, вам непонятны.

-Найдите в Толковом словаре и зачитайте

значение этих слов.

Привал- остановка в пути для отдыха во

время похода, передвижения.

Тахта – диван без спинки. 

Перочинный нож- складной карманный

нож

Как эти слова связаны с названием

рассказа?

2. Физминутка

Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о ...

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берет

Почему же? Почему же?

Потому что дождь идет!

3. Чтение по цепочке

- Давайте почитаем по цепочке

Словарная работа – сначала

предположения детей о каждом слове.

-Все предметы были необходимы

героям для похода

ЗАРЯДКЕ

Развести руки в стороны, пожать плечами.

Раскрыть воображаемый зонтик.

Развести руки в стороны, пожать плечами.

Хлопок в ладоши.

П:структурирование знаний;

П: анализ

Учебная презентация, учебник, рабочая тетрадь.

ТСО.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод: выполнение работы

Индивидуальная форма работы

1. Повторное чтение и углубленный

анализ.

2. Анализ образов и подготовка к

выразительному чтению.

3. Фронтальная и парная формы

работы.

- Прочитайте вопросы и ответьте на них, доказывая строчками из текста на подготовку у вас 3 минуты

- Расскажите, какие предметы ребята взяли с собой?

- Почему ребята отправились в путешествие?

-Что успело приключиться с ребятами?

- Рассмотрите иллюстрацию на

стр.158 . Какой момент изобразил

художник? Перечитайте его.

Возвращаются к проблемному вопросу.

- Когда на меня свалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок был тяжёлым. Меня пригибало к земле. И я, как маятник, качался из стороны в сторону.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков; обобщение

Р: контроль, коррекция

ТСО, учебник, учебная презентация.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод: выполнение задания

1. Организует деятельность по практической части ВКР.

- Ребята, хотели вы рисовать иллюстрации для книг?

- Я предлагаю вам попробовать себя в роли иллюстраторов, художников и нарисовать рисунок по фрагменту из текста, который понравился вам больше всего.

- Приступайте к работе.

- Теперь обменяйтесь рисунками в парах, пусть ваш сосед попробует отгадать, какой эпизод вы изобразили.

- Далее напишите рецензию по рисунку соседа по плану:

1.Соответсвует ли данный рисунок эпизоду?

2.Качество выполненной работы.

3.Подкрепление доказательствами иллюстрации.

4.Подпись рецензии.

2. Составление плана пересказа первой части текста

- Нарисовав эпизоды из текста и закрепив 1 часть текста, вам необходимо на следующий урок вам нужно подготовить пересказ первой части текста, давайте составим план пересказа.

- Ваши предложение, сколько смысловых частей вы можете выделить?

3. Организует запись домашнего задания

Подготовить пересказ первой части рассказа с.154-158

Ответы учащихся.

Рисуют иллюстрацию по понравившемуся эпизоду.

Составляют рецензию по рисунку соседа по парте.

Составление плана.

1. Спор детей о форме Земли

2. Подготовка к путешествию

3. Начало похода

4. Первый привал

П: анализ

П: установление причинно-следственных связей

Р: коррекция, оценка

ТСО, учебник, учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод: фронтальная беседа.

Фронтальная форма работы

1.Организует рефлексию деятельности на уроке.

- С каким произведением вы сегодня познакомились?

- Оцените свои достижения на уроке.

- Что вам особенно запомнилось, понравилось на уроке?

- Когда вам было весело?

- О чём бы вы хотели рассказать своим друзьям?

- Кого бы вы похвалили за работу на уроке?

- За что можете похвалить себя?

- Ребята, выберите фразу, которые есть на слайде и закончите ее.

Проводят рефлексию своей деятельности.

Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности

Р: оценка результатов

К: построение речевого высказывания

Учебная презентация, ТСО.