Конспект урока литературного чтения "Э. Успенский. Чебурашка" (2 класс, Школа России).
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лемешева Алёна Сергеевна

Конспект урока литературного чтения

Тема: Э. Успенский "Чебурашка"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э.Успенского и отрывком из его произведения "Крокодил Гена и его друзья";  совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать прочитанный текст..  

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: биографию и творчество Э.Успенского; основную мысль текста. 

Уметь: выразительно читать и анализировать текст. 

Личностные:

Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературного чтения: 2кл.: Учебник / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. -М.: Просвещение\ Учебник, 2013; презентация, аудиозапись, раздаточный материал. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._e._uspenskiy._cheburashka.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.20

ФИО учителя: Клочкова Н.Н.

Школа: МКОУ «Рымникская СОШ»

ФИ студента: Лемешева А.

Класс: 2

ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Э. Успенский «Чебурашка»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством Э. Успенского и отрывком из его произведения «Крокодил Гена и его друзья»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать прочитанный текст.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать: биографию и творчество Э. Успенского; основную мысль сказки.
  • уметь: выразительно читать произведение; анализировать прочитанное.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков и других людей;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.  - М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Школа России),  презентация Power Point 2007, аудиозапись, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Ребята, садитесь.

Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Л.: самоопределение к деятельности

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

Слово учителя

Словесный:

учебный диалог

3 мин

-Начнем наш урок с чистоговорки. Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух:

начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – четко произносите все звуки.

На слайде

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.

- Замечательно! Ребята, вспомните, какой же раздел мы сейчас изучаем?

- С каким автором мы знакомились на прошлых уроках? С какими произведениями мы познакомились?

-Какое домашнее задание выполняли? Давайте проверим его.  

-«И в шутку, и всерьёз».

-С Б.Заходером.

 Перечисляют.

Совместно с учителем проверяют домашнее задание.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: контроль, оценка

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

учебный диалог

5 мин

– Сегодня мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь – 
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – .....
(ЧЕБУРАШКУ)

-Правильно – это Чебурашка. 
-Ребята, кто написал это произведение?


- Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели поставим перед собой?

Внимательно слушают.

-Чебурашку!

-Эдуард Успенский.

-Э. Успенский «Чебурашка».

-Познакомиться с биографией Э.Успенского, прочитать отрывок из сказки «Крокодил Гена и его друзья».  

П.: анализ, подведение под понятие

К.: учёт разных мнений

Р.: целеполагание

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

демонстрация слайдов

Словесный:

слово учителя

Практический:

лексический анализ

Словесный:

слово учителя

Наглядный:

демонстрация слайдов

8-9 мин

 -Кто же такой Чебурашка?

-Верно, давайте вспомним, как он выглядит. Посмотрите на слайд.

-А теперь давайте познакомимся с биографией Э.Успенского.

-Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печатать свои произведения. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

- Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

  • “Крокодил Гена и его друзья”.
  • “Дядя Федор, пес и кот”.
  • “Тетя дяди Федора”.
  • “Любимая девочка дяди Федора”.
  • “Про Веру и Анфису”.
  • “Разноцветная семейка” и др.

-Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте вслух.

«Испокон века – книга растит человека».

-Как вы понимаете смысл этого высказывания? 

-Совершенно верно, ребята. Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас лучшим другом. Приучайте себя к чтению и учитесь любить книги.

-Ребята, прежде, чем начать произведение, давайте поработаем со сложными словами из текста и выполним несколько заданий.

а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком – тропическом
Гип-по-по-там – гиппопотам
От-пра-вил-ся – отправился
А-пель-си-на-ми – апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся – передвигаться
Соб-ствен-но-го – собственного

б) Читайте целыми словами

Груз – погрузили
Фрукт – фруктовый
Брак – бракованную
Зверь – зверёк
Город – городской

– Какие слова вам не понятны?

Выясняется их значение (на слайде картинки)

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее.

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта-помещение на корабле.

Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

Бракованная игрушка – игрушка с браком,(царапина, трещина), изъян в игрушке.

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом.

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить (дети читают “цепочкой”).

- Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.

Воспринимают информацию.

Воспринимают информацию, запоминают.

-Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить.

Выполняют  задания.

 

Читают цепочкой по одному предложению.

П.: анализ, выделение необходимой информации

П.: анализ, восприятие текста

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: анализ, смысловое чтение

П.: доказательство

П.: анализ, выделение необходимой информации

Динамическая пауза

1мин

Повторяйте движения, как в видеофрагменте.

Выполняют упражнения.

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

анализ произведения

10-11 мин

 – Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.
– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? -Докажите! (Повествование, т.к. события сменяют друг друга).

 Чтение отрывка по ролям (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.

Отвечают на вопросы учителя после прочтения текста.

Читают текст по ролям.

П.: анализ

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: анализ

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: анализ, смысловое чтение

К.: учёт разных мнений

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

слово учителя

  1. мин

1. Где Чебурашка жил?

А) в степи

Б) в тайге

В) в тропическом лесу

2. Кто даёт имена зверям?

А) их родители

Б) люди

В) соседи

3. Чебурашка забрался в ящик с чем?

А) с яблоками

Б) с мандаринами

В) с апельсинами

4. Сколько апельсинов он съел на завтрак?

А) два

Б) три

В) один

5. Куда погрузили апельсины вместе с Чебурашкой?

А) на поезд

Б) на корабль

В) в самолёт

6. Где оказался ящик после долгого плавания?

А) в продовольственном магазине

Б) в фруктовом магазине

В) в хозяйственном магазине

7. Почему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле?

А) затекли лапы

Б) кружилась голова

В) его укачало

8. Кто назвал его Чебурашкой?

А) директор зоопарка

Б) директор музея

В) директор магазина

9. Где Чебурашка стал жить?

А) в витрине

Б) в зоопарке

В) в телефонной будке

-Проверяем.

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют взаимопроверку.

Р.: саморегуляция

П.: анализ, поиск и выделение необходимой информации

Р.: оценка

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный:

Учебный диалог

3-4 мин

– Почему Чебурашке некому было звонить?


– Как думаете, как живется без друзей? Почему?


– Нашел ли друзей Чебурашка?


– Какие пословицы о дружбе вы знаете?
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.


–Поработайте в парах и вспомните еще пословицы о дружбе.

Не имей 100 рублей, а имей … .
Нет друга – ищи, а нашёл … .
Хочешь дружить – сам будь … .
Доброе братство – лучше … .

Отвечают на вопросы учителя после прочитанного текста.

Работают в парах.

П.: анализ, поиск и выделение необходимой информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: анализ, сравнение, доказательство

К.: работа в паре

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный:

учебный диалог

1-2 мин

- Ребята, с творчеством какого поэта мы с вами познакомились?

-Над каким произведением мы сегодня работали на уроке?

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы этих целей?

- Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось …

- Мы познакомились с творчеством Э.Успенского.

-Над отрывком из сказки «Крокодил Гена и его друзья».

- Познакомиться  с биографией Э.Успенского, прочесть отрывок «Чебурашка».

-Да.

Оценивают работу на уроке.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р.: оценка