Технологическая карта Русская народная сказка Каша из топора (литературное чтение 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Горецкая Евгения Александровна

Технологическая карта и презентация Русская народная сказка Каша из топора (литературное чтение 2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок литературного чтения во 2 классе   (УМК «Школа России»)

Учитель: Горецкая Евгения Александровна.

Тема

Русская народная сказка «Каша из топора». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.  Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные результаты

Сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации;

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата;

Коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Методы, формы работы

Формы: фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник Горецкий В.Г Литературное чтение. 2 класс, 1 часть.; м/м презентация.

ХОД УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие;

Эмоциональный настрой;

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята.

-Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

-Приведите в порядок свое рабочее место.

-Присаживайтесь, начнем урок.

-На столах у вас должен лежать дневник, учебник литературного чтения.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

II. Речевая разминка.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата учащихся к чтению.

Упр. в отработке дыхания.

-Представьте, что вы находитесь в цветочном магазине. Медленно вдохните через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Медленно выдохните. (3 раза)

Показывает упражнение в отработке дикции.

Выполняют упражнения под руководством учителя.

Упр. в отработке дикции.

Сл.1

-А теперь  поработаем над дикцией: прочитаем скороговорку.

 Корова Красотка кормила крота

Морковкой, капустой, калиной с куста.

-Прочитайте этот текст четко медленно (читают хором)

-А теперь прочитайте с вопросительной интонацией.

-А теперь прочитайте с сожалением.

-А теперь прочитайте с восхищением (восклицательная интонация)

Даёт целевую установку, формулирует задачу.

Читают скороговорку совместно с учителем.

III. Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

-Ребята, дома вам нужно было подготовить пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

-Какова главная мысль этой сказки? (как сам будешь себя вести с людьми, так и они себя будут вести с тобой; «Как аукнется, так и откликнется»)

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

(4 человека пересказывают сказку)

Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению, фиксирует затруднения и дает им обоснование.

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования.

Пересказываю сказку.

Критерии к  выразительному чтению:

1.    Точность пересказа.

2. Выразительность.

3.    Правильный выбор темпа.

4.    Соблюдение нужной интонации.

IV. Актуализация знаний.

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Беседа о сказках.

- Что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающие свои сочинения, а передаваемого из уст в уста из поколения в поколение)
- Какие виды устного народного творчества вам известны? (Былины, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, потешки)
- Какие виды сказок вы знаете? (
Волшебные, о животных, бытовые)
Сл.2
- Обратите внимание на слайд. Назовите характерные черты каждого вида сказок (Волшебные, о животных, бытовые).
- Волшебные, люди, фантастические существа и животные, помогающие сказочным героям – людям.
- О животных, животные главные герои, присутствуют растения, объекты неживой природы.
- Бытовые, главные герои люди. Добро всегда побеждает зло, благодаря смекалке, смелости и хитрости.
- Для чего нам нужны сказки?
(Со сказками связаны первые представления о добре и зле, мире, справедливости)

Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению, фиксирует затруднения и дает им обоснование.

Вспоминают, что такое устное народное творчество, какие бывают сказки.

V. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Введение в тему урока.

Сл.3
-Рассмотрите внимательно обложку сказки, представленную на слайде.
- Как вы думаете, кто является главными героями этой сказки
? (Солдат и бабушка)
- Откройте учебники на стр.45. Рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, о чем будет сказка? (
Ответы детей)
- С какой сказкой мы познакомимся на уроке? (Со сказкой «Каша из топора»)

Подводит учащихся к определению цели и задач предстоящей работы.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы.

2. Определение темы и задач урока.

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Каша из топора», обсудим героев сказки, составим её план.

- Какие задачи поставим перед собой?

  • прочитать сказку «Каша из топора»;
  • обсудить героев данной сказки;
  • составить план сказки.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

VI. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Первичное восприятие текста (просмотр видеофильма);

-Откройте учебники на стр. 44. Прочитайте название сказки.

(Видеоролик сказки «Каша из топора»)

-Сейчас вы внимательно прослушаете сказку и ответите на вопрос:

- К какому виду относится сказка? Кто ёё главные герои?

Ставит целевую установку.  Включает видеозапись.

Просматривают видеозапись; выполняют целевую установку учителя.

Проверка первичного восприятия;

 

-Мы прослушали сказку. Удивило ли вас название сказки?

-Кто её главные герои? (солдат и старуха)

- К какому виду относится сказка? (бытовая сказка)

- По каким признакам вы догадались, что это сказка бытовая? (в бытовых сказках описывается жизнь обычных людей, их быт и повседневность, главные герои люди. Добро всегда побеждает зло, благодаря смекалке, смелости и хитрости.)

Сл.4

-В тексте встретились слова, которые сейчас не употребляются. Попробуем объяснить их значение.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Вдоволь – достаточно.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варка пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

Задаёт вопросы, поставленные в целевой установке. Объясняет смысл сложных слов, встретившихся в стихотворении.

Отвечают на вопросы учителя  по целевой установке. Слушают учителя,  узнают смысл сложных слов, которые встретились в стихотворении.

Повторное чтение и анализ произведения (чтение по цепочке);

-Прочитаем сказку ещё раз по цепочке. И составим план.

- Откройте страницу 44, поставили палец в начале произведения. Внимательно следите за текстом.

(по ходу чтения составляется план, учитель записывает его на доске)

Сл.5

1. Появление солдата в доме старухи.
2. Солдат варит кашу.
3. Солдат угощает хозяйку кашей.

Сл.6

-Понравился ли вам солдат? Чем? (понравился, потому что он умный и хитрый) 

- Дайте характеристику солдату. Какой он?

·         Сообразительный (Солдат сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху.)

·         Находчивый (Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации.)

·         Добрый (Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.)

·         Умный.

- Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:

·         Вредная,

·         Жадная (Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.)

·         Хитрая,

·         Злая.

Формулирует учебную задачу. Следит и контролирует чтение учащихся. Исправляет ошибки. Задаёт вопросы. Исправляет и дополняет ответы учащихся.

Читают сказку по цепочке. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют значение слов.

Делают выводы.

Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения.

-Итак, мы прочитали бытовую сказку.

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?(Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.)

- Прав ли солдат? (Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.)

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?(Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.) 

-Чему она нас учит? (русская народная сказка "Каша из топора" учит нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивым и относиться к временным невзгодам с юмором.)

Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала.

Выполняют задание учителя. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, опираясь не текст в учебнике.

ФИЗМИНУТКА

-Встаём из-за парт, немного отдохнём.

Мишка вылез из берлоги.
Огляделся на пороге.
(повороты влево и вправо)
Потянулся он от сна:
К нам опять пришла весна.
(потягивание, руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
(вращение головой)
Наклонился взад- вперед,
(наклоны вперед- назад)
Вот он по лесу идет.

-Тихо садимся.

Показывает движения учащимся.

Повторяют движения за учителем.

 

VII. Закрепление изученного.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

1.Работа с иллюстрацией.

Сл.7

- Обратите внимание на слайд. Поставьте картинки в логическом порядке.

- Найдите в учебнике подходящий диалог к данным иллюстрация.

Ставит перед учащимися целевую установку.

Выполняют задания учителя.

2. Игра «Найди предмет».

Сл.8

- Предлагаю вам поиграть. Посмотрите внимательно на картинки, представленные на слайде. Перечислите предметы, которые не упоминались в сказке?

- Выберите очередность только те продукты, которые солдат добавлял в кашу (топор, вода, соль, крупа, масло)

- Чему удивилась старуха? Докажите словами текста (Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить). Добрую - это значит вкусную.

- Ребята, а действительно ли из топора получилась такая вкусная каша? (нет, каша получилась вкусная, потому что там была крупа, масло и соль)

Предлагает детям перечислить предметы, которые не упоминались в сказке, и выбрать очередность продуктов которые употреблялись в сказке.

Выполняют задания учителя опираясь на текст учебника.

Соотношение пословицы с темой сказки.

Сл.9

-На слайде вы видите слова, из них нужно собрать пословицу

(На слайде слова: богатства, Смётка, дороже)

-Какая пословица у нас получилась? (Смётка дороже богатства)

-Как вы понимаете слово «Смётка»? (смекалка)

-Как вы понимаете смысл пословицы «Смётка дороже богатства»? (если ты обладаешь смекалкой, то и богатство тебе не нужно)

-Подходит ли эта пословица к нашей сказке? Почему? (подходит, потому что солдат был смекалистый и смог проучить жадную старуху)

VIII. Итог урока.

Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Рефлексия.

- С какой новой сказкой познакомились на уроке?

Выберите и продолжите любое предложение.

Сл.10

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

б) На этом уроке я похвалил бы себя за …

в) Сегодня я сумел …

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность. Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке.

Домашнее задание.        

- Дома вам нужно научиться пересказывать сказку.

Дает  информацию о домашнем задании.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Назовите характерные черты каждого вида сказок

Слайд 2

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

Слайд 3

Вспомните устаревшие слова и объясните их значение побывка - служивый – изба - в арево – сдобрить - приезд в отпуск на короткое время солдат, военнослужащий деревянный крестьянский дом горячее жидкое кушанье или похлёбка добавить что-либо в пищу для вкуса

Слайд 4

План 1. Появление солдата в доме старухи. 2. Солдат варит кашу. 3. Солдат угощает хозяйку кашей.

Слайд 5

вредная сообразительный н аходчивый хитрый злая умный добрый жадная Характеристика персонажей.

Слайд 6

1 2 3 4

Слайд 7

1 2 3 4 5

Слайд 8

богатства дороже Смётка Смётка дороже богатства

Слайд 9

На сегодняшнем уроке я узнал … На этом уроке я похвалил бы себя за … Сегодня я сумел …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе

-      В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происх...

Работа над русской народной сказкой "Каша из топора". (1 класс)

На уроке литературного чтения в 1 классе ребята открывают новое в хорошо знакомой русской народной сказке "Каша из топора".Дети знакомятся с синонимами ЖАДНЫЙ-СКУПОЙ на примере русских народных послов...

Презентация по литературному чтению "Русская народная сказка. Каша из топора".

Презентация по литературному чтению во 2 классе. УМК "Школа России"....

Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.

В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...

Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».

Литературное чтение Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»....