Литературное чтение. Русская народная сказка" Белые пёрышки"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ягфарова Ризина Рафаэловна

Конспект урока. Русская народная сказка " Белые пёрышки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»

2 класс

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.

 Задачи:

  1. предметные: содействовать полноценному восприятию литературного текста; совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения; развитие умения определять жанр произведения и его особенности, понимать нравственный смысл рассказа, рассказывать о героях произведения , составлять их характеристику; формированию личностных УУД: умение нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
  2. метапредметные: способствовать формированию УУД:
  1. регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  2. познавательных: определять тему и главную мысль литературного произведения, строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  3. коммуникативных: формировать собственное мнение и позицию, принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Ход урока

1.Организация учащихся на урок.

2.Чтение присказки.

Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает.Вот было бы любопытно посмотреть! Это  не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка всё впереди.

Вы уже догадались, наверное, что мы сегодня продолжим путешествие в мир сказок.

  А что такое сказка?

 Сказка- это вымышленная история со счастливым концом и победой добра над злом.

3.Классификация сказок. 
Сказки бывают разные. 
- На какие группы делятся сказки? 1. Народные и авторские. 
- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ. 
2. Волшебные, о животных, бытовые. 
1)
Волшебные или фантастические сказки .
Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.
2)
Бытовые сказки 
-Какова особенность этих сказок?  
В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.. 

3
) Сказки о животных. 
Чем характерны эти сказки? В 
сказках о животных  в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. Птицы , животные и рыбы разговаривают как люди.

4. Структура сказок. 

- Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила.

- Вспомним структуру сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин). 
- Действия, которые происходят в сказке, называем... (Развитием событий) 

- Как в сказках называем последнюю часть? (Концовка). 
5. Сообщение темы и цели урока.

 -Как будет называться наша сказка вы узнаете сами. Заголовок сказки состоит из двух слов:первое слово- антоним к слову чёрный, второе слово –уменьшительно- ласкательное значение слова перо.

-Да, сказка называется «Белое пёрышко»

- Сказка начинается, до конца читается,
В середине не перебивается.
Запомните это правило обязательно
И слушайте сказку внимательно. (чтение сказки)

6. Работа над содержанием сказки. 
- К какому жанру относится произведение? 
- Определите тему сказки. 
- Понравилась ли вам сказка? 
- Вы волновались? Когда? Почему? 
7. Беседа о героях сказки.
- Перечислите героев сказки. Героями этой сказки являются глухарь и лебеди.

   Глухарь, или по-другому, глухой тетерев немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Редко бывает, чтобы глухарь летал на большие расстояния. Глухаря еще называют петухом .Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскивать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют, а с первыми лучами солнца вновь вылетают на поляну

    Лебедь - величавая и грациозная птица. Стая летящих лебедей - это редкое по красоте зрелище. Люди издавна почитали этих птиц как символ чистоты и благородства. Они относятся  к перелётным птица.

8. Аналитическое чтение.

  • Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
    сказки?
    .
  • Сколько абзацев можно прочитать так?

(Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)

-        Как развиваются события дальше?

(Лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.)

-        Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете как нужно прочитать слова глухаря?
(Ответы детей:Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.)

-        Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?
(Ответы детей:Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому ихслова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством).

  • В какой момент, почему глухарь обрадовался?
    (Ответы детей:Когда лебеди решили взять его с собой).

  • Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
    (Ответы детей:Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь

полёт лебедей на юг не зависит от глухаря)

-        Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость глухаря.

(дети упражняются в чтении диалога).

-        А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
ветками?

(Ответы детей:С грустью, так как они прощаются с друзьями)

-        Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?
(Ответы детей:Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,

поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;

Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).

-        Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
глухарь?

Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»

        - Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?
(Ответы детей:Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,

остаться на месте).

-        Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?

(Ответы детей:Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).

-        А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?

(Ответы детей:Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).

-        С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания лебедя?

(Ответы детей:С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).

-        Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

(Ответы детей:Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).

-        Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства лебедей?

(упражнения детей в чтении).

-        Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы хотели прочитать бы этот абзац?

(Ответы детей:Спокойная интонация, плавный темп чтения — передача факта действия:

С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)

-        Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?

(Ответы детей:Правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).

-        Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую сказку?

(Ответы детей:Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).

9.  Обобщение изученного.
              -        С каким произведением мы сегодня познакомились?

-        Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
(Да, можно. Эта сказка учит тому ,что всегда нужно правильно

рассчитывать свои силы.Надо жить с верой в лучшую жизнь).

-Ещё какой заголовок можно дать этой сказке?

Домашнее задание:

1.Всем: нарисовать понравившийся эпизод.

2.По желанию: подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению. Русская народная сказка "Сивка-бурка". 3 класс.

Тестовая работа может быть использована на уроке для проверки усвоения содержания произведения....

МОУ «Средняя школа №16» города Балаково, Саратовской области. Образцова Людмила Николаевна, учитель начальных классов. Конкурс 2010 Номинация: Урок с использованием ИКТ по литературному чтению"Русские народные сказки" - обобщение.

Урок  с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»  по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение». Раздел «Устное народное творчество»Данный урок построен...

Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка"....

Тест по литературному чтению (русская народная сказка "Василиса Прекрасная")

Несколько вопросов по содержанию прочитанной сказки " Василиса Прекрасная" помогут узнать, насколько учащиеся усвоили прочитанный текст....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Кроссворд по литературному чтению. Русская народная сказка "Белые пёрышки"

Кроссворд по  литературному чтению  Русская народная сказка "Белые пёрышки" 2 класс УМК  "Школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения "русские народные песенки. Английские народные песенки", 1 класс

Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.Цели деятельности учителя: развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского и...