Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Данные конспекты помогут в работе учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение

         4 класс

Тема : Весна, весна , как ты прекрасна!

Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения и умение осмысливать прочитанное; развивать умение быстро ориентироваться в тексте и формулировать оценочные суждения; создать условия для ситуации успеха на уроке; обогащать речь детей образными словами и высказываниями; развивать творческое воображение; учить видеть красоту земли весной; развивать чувство увлеченности и умение любоваться весенними пейзажами; развивать наблюдательность и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : смайлики – настроения, солнечные лучи, презентация к уроку, репродукции картин известных художников на тему «Весна»

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуйте их пожалуйста. Присаживайтесь

Прозвенел звонок веселый,

Вы пришли сегодня в школу,

Чтобы знания добыть,

Грамотными в жизни быть.

-Залог успешной работы на уроке – это хорошее настроение. У меня вот такое настроение (учитель вывешивает улыбающийся смайлик на доску)

- А у вас? Свое настроение обозначте смайликом и покажите.

- Сегодня мы представим результаты работы в группах , которые были сформированы на прошлом уроке при помощи жеребьевки цвета. (капитаны представляют группы)

-Задание было подготовить стихотворение о весне и краткую информацию о их авторах.

-На партах у вас находится материал – помощник, который вам понадобится на уроке.

- Вспомните правила работы на уроке (вывешиваю правила на доску вокруг смайлика)

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы и цели урока

1.Работа с загадкой

- Дети , отгадайте загадку :

Если снег повсюду тает,

День становиться длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер –

Значит к нам пришла … (весна)

- Что помогало вам разгадывать загадки? (Знание о признаках весны.)

- Насколько хорошо вы знаете приметы весны, проверим, разгадав кроссворд. Работаете  в группах.

Время 2 минуты Кто первый разгадает ключевое слово, поднимает сигнальную  карточку.

- Какое получилось ключевое слово ? (спрашиваю каждую группу)

-Для успешного выполнения следующего задания, вспомним правила работы в группе.(Смайлик, лучики)

Задания кроссворда (слайд)

  1. Какие птицы летят клином?
  2. Второй месяц весны.
  3. Первый весенний цветок.
  4. Что греет теплее и ярче?
  5. Кто летит к нам с весною в сени?

3. Работа по картине

- Дети , посмотрите на картину. На ваш взгляд , какое время года отобразил художник ?

- А какие признаки помогли вам определить, что это весна?

-Какая общая тема объединяет загадку, кроссворд и картину? Я с вами согласна. Давайте вместе определим тему урока ( слайд с надписью : ВЕСНА)

- Артем ,прочти тему урока

-Тема нашего урока – «Весна пришла!»

- О чем бы вы хотели узнать на уроке?

- На уроке внеклассного чтения  мы поговорим о прекрасном времени года, познакомимся со стихотворениями русских поэтов о весне.

4. Работа по теме урока.

- Сейчас мы прослушаем стихотворения, которые вам понравились больше всего. У вас есть возможность внимательно слушать и задавать вопросы.

- Начнем с первой команды.

 Федор Иванович Тютчев

Поздней осенью 1830 г. в Орловской губернии, в семье помещика родился будущий великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.Окончив  университет, он уехал на  службу в Германию, а затем в Италию. Там он прожил более 20 лет. Память о родине, любовь к природе продиктовала ему строки, полюбившиеся многим читателям. После возвращения на родину Тютчев продолжал писать стихи. Первый сборник стихов Тютчева вышел в свет , когда поэту исполнилось 50 лет.

«Зима недаром злится: 
Прошла её пора – 

Весна в окно стучится 
И гонит со двора. 
И всё засуетилось, 
Всё гонит зиму вон, - 
И жаворонки в небе 
Уж подняли трезвон».

        Весенние воды

Еще а полях блестит снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы»

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

2 команда

Алексей Николаевич Толстой - известный  писатель, драматург, граф, академик. Родился в городе Николаевске.   Первоначальное образование получил по обыкновению того времени дома. Мама ,Александра Леонтьевна ,всеми силами старалась развивать в сыне писательский талант. С детства Толстой увлекался фантастикой, русским фольклором, очень любил природу. Именно ее он  часто описывал в стихотворениях. Стихотворения Алексея Толстого интересны тем, что читая их ты как будто сам становишься участником происходящего, восхищаясь красотой и необычностью природы .

«Вот уж снег последний в поле тает…» Алексей Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;

Физкультминутка

На орех взобрался Мишка (показать , как мишка карабкается на дерево)

С ветки даль ему видна (ладошка ко лбу , как козырек)

Смотрит на холмы и крыши (соединить руки над головой , как крыша)

Не идет ли к нам весна ? (поднять плечи – удивленно)

За деревней, за долиной

Где прозрачен небосвод (повороты головы в стороны)

Клин увидел журавлиный (взмахи руками , как крыльями)

Закричал : «Весна идет!» (руки в стороны , вверх с радостью и улыбнуться)

3 команда

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже в европейской семьеПервое образование Маршака было получено в гимназии под Воронежем.  Самуил Яковлевич с детства тянулся к знаниям, к книгам Учитель словесности выделял его талант среди других детей в классе, считал самым одаренным. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака.

Маршак "Март".

Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

4 команда

Сергей Александрович Есенин - талантливейший русский поэт.
Родился в 1895 году в селе Константиново, в простой крестьянской семье. Есенин окончил 4 класса в сельском училище, церковно-учительскую школу. Есенин написал много стихов о любви, природе.

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

- Стихотворений о весне очень много,  вы можете прочитать  их в сборниках , которые есть в нашей библиотеке.

- Дети, вы выразительно читали стихи. Вам интересно было слушать ? Что вас заинтересовало?

- Для того , чтобы привлечь читателя, заинтересовать его, вызывать желание еще и еще читать стихотворения. Авторы используют  различные средства художественной выразительности, которые в старших классах вы будете называть – тропы.

- А знаете ли вы какое нибудь средство художественной выразительности?

- Вот одно из самых распространенных средств (слайд : эпитеты)

- Какое значение этого слова ?

- Посмотрите на экран, что говорит наука ? ( слайд : Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются "эпитеты"). 

- Алеша , прочти, что такое эпитеты, Дарина расскажи , что такое эпитеты.

- Найдите в своих стихотворениях эпитеты и зачитайте.

- Дети, известно ли вам  художественное средство выразительности – олицетворение? (слайд)

- Прочтите определение. ( слайд :Изображение неживых предметов в виде живых существ)

- Полина , что такое олицетворение ?

- Обратитесь к тексту стихотворения и прочтите олицетворения.

- С какими средствами художественной выразительности мы познакомились ?

- Дети, подумайте и скажите , каким было бы произведение без средств художественной выразительности?

- Существуют и другие средства художественной выразительности, с ними вы познакомитесь в старших классах, так как уроки внеклассного чтения будут проходить и в средней, и в старшей школе.

5. Обобщение и систематизация полученных знаний.

1. Прийом  «Ассоциативный куст»

– Природа является источником творчества человека.  Поэты и писатели по разному описывают природу.

- На предыдущих уроках мы использовали прийом «Ассоциативный куст». Предлагаю вам с его помощью выразить свое виденье весны.  В конце урока, после того, как мы выполним еще одно задание, мы проверим, совпало ли ваше виденье с виденьем поэтов и представим ваши работы.

- Работаем группами, материал под номером    , время работы 3 минуты.

2. «Сенкан»

- Что бы обобщить наши знания , воспользуемся  «Сенканом»

- Вспомните , что такое  «Сенкан»? (ответы детей)

- «Сенка» - это белый стих. Слово «сенкан» произошло от французкого слова «пять» и означает стих  из пяти строк. Сенкан имеет определенный алгоритм, который поможет вам составить сой белый стих.  Содержание сенкана должно быть обязательно связано с темой урока. Работаете группами . время 3 минуты.

Алгоритм сенкана

1.Существительное, обозначающее тему сенкана

2.Два прилагательных, раскрывающих  какие- то интересные, характерные признаки явления . предмета, заявленного в теме сенкана.

3. Три глагола, раскрывающие действия, воздействия. Свойственные данному явлению, предмету.

4. Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.

5.Существительное , выступающее как итог, вывод.

Представление работ, сапоставление виденья

Итог

- Ребята, вы на уроке были активны, внимательны, серьезны и привлекательны.

- Какими средствами художественной выразительности я вас описала?

- Мое настроение в начале урока было хорошее, а сейчас стало еще лучше благодаря вам, вашей отличной работе.

- А у вас какое настроение? Покажите .

- Вы большие молодцы ! Урок окончен.

        

                                                          Приложение

Сергей Есенин «Тихо струится река серебристая»

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

Самуил   Маршак "Март".

Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

Весенний вечер

Алексей Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;

Федор Тютчев «Зима недаром злится»

«Зима недаром злится: 
Прошла её пора – 

Весна в окно стучится 
И гонит со двора. 
И всё засуетилось, 
Всё гонит зиму вон, - 
И жаворонки в небе 
Уж подняли трезвон».

        Весенние воды

Еще а полях блестит снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы»

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Алгоритм «Сенкана»

1.Существительное, обозначающее тему сенкана

2.Два прилагательных, раскрывающих  какие- то интересные, характерные признаки явления . предмета, заявленного в теме сенкана.

3. Три глагола, раскрывающие действия, воздействия. Свойственные данному явлению, предмету.

4. Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки.

5.Существительное , выступающее как итог, вывод.



Предварительный просмотр:

                                             Литературное  чтение

        3  класс

  Тема : И. А. КРЫЛОВ «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»
 Цели:  

  1. Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»,  обобщить их знния о творчестве И.А. Крылова.
  2.  Формировать умения понимать иносказательный подтекст басни, находить мораль в произведении; продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения.

3.Развивать навыки монологической речи,  мышление,  память,  воображение; обогащать  словарный запас .

4. Воспитывать у детей интерес к чтению, а так же положительные качества харатера: дружелюбие, взаимопонимание, взаимовыручку.

Оборудование : мультимедийная доска, карточки для индивидуальной  работы,        учебники по чтению для 4-класса

 Ход урока

І.Организационный момент.

Учитель :

- Дети, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успехов своим друзьям и себе  на протяжении всего урока. 

II. Актуализация опорных знаний.

1)Работа над пословицей о дружбе.

Друг познается в беде (слайд)

2)Игра «Лесенка»

Учитель :

- Сегодня мы будем работать  с  литературным  жанром, название которого вы  сможете узнать,  восстановив  лесенку из букв. (слайд)

Н  А  Б  С  Я

 -Какое слово получилось?   (Басня)

-Как называется жанр литературы над которым  мы сегодня будем работать? (Басня)

- Что  же такое басня мы вспомним при помощи таблицы (слайд)  

Карточки

(Ответы детей)

Учитель :

 -Басня- это короткий,  чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить, могут быть и люди.

-Как называют человека, который пишет басни?   (Баснописец)

III. Мотивация учебной  деятельности. 

Работа в парах

Учитель :

 -На уроке мы будем читать басню замечательного баснописца. Фамилию этого

писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и   выполните задания.

                                                           

                                                           Карточка

1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

2.Зачеркни все глухие согласные.   П Р Ф С Ч

3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных.  Ё Ю Ы Я И

4.Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й

5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю

6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц

-Какое слово получилось?  (Крылов)

- А теперь отгадайте как его зовут? 

ИВАНАНДРЕЕВИЧ  (Иван Андреевич)(слайд)(Дети читают расшифрованные слова)

IV. Сообщение темы

Учитель :

- На уроке мы с вами познакомимся с одной из басен Ивана Андреевича Крылова,  ее название вы узнаете, если отгадаете загадки.

Работа над загадками (слайд)

(ученики по желанию читают загадки)

Красавица-птица плывет, не таится:

Была словно пена, в движеньях степенна.

Клюв – красным бутоном горит над затоном,

А шея – дугой над тихой водой.          (Лебедь)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.

На мели они сидят

И усами шевелят.          (Раки)

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел упала.       (Щука)

Учитель:

- Кто догадался, как называется басня Крылова?(Ответы детей)

- Сегодня мы будем читать басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, щука и рак»

V.Восприятие и осознание нового материала.

1. Рассказ учителя  о жизни и творчестве писателя.

Учитель :

-Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Десять лет было мальчику, когда отец умер.  Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами.  Мать Крылова,  Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете. Будущий баснописец не учился в школе. Он самоучкой изучил математику, языки. Он любил свою родину и

считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы,

навыки, привычки  выражения басенных персонажей близки и понятны и детям, и взрослым. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал  писатель многие свои сюжеты. Согласно воспоминаниям одного из его друзей, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площадки, кулачные бои, где соприкасался с пестрою народною толпою, прислушивался  с жадностью к речами простолюдинов…».Крылов написал 205 басен. Они поучают незаметно, весело, мудро. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

2.Работа над басней «Лебедь, щука и рак»

1)Чтение басни учителем

2) Словарная работа. (слайд)

Поклажа – груз:

Ныне – сейчас, теперь;

Лад - согласие, мир, порядок.

 Объясните выражение :
«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.
3) Чтение басни учащимися.

4) Хоровое чтение

5) Выборочное чтение

Учитель :

- Дети, вам нужно произнесенное мною предложение заменить предложением из басни. Итак, как видим, все герои басни:

- взялись за дело (ученики - «везти с поклажей воз»);

- взялись дружно( ученики   – « и вместе трое все в него впряглись»);

- все трое старались (ученики –«из кожи лезут вон»);

- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (ученики – «поклажа бы для них казалась и   легка»).

-результат их совместной деятельности ( ученики- «Да только воз и ныне там».)

6)Работа по иллюстрации к рисунку. (слайд)

Учитель :

-Рассмотрите иллюстрацию к басне.    

-Что общего?    ( Ответ учеников : Все живут в воде, могут плавать)

-Что делают герои?  (Ответ учеников : Пытаются сдвинуть телегу с места.)

-Получается или нет?   (Ответ учеников : Нет)

7)Упражнение «Закончи предложение»

Учитель :

- Но почему ничего не получается? Дополните . (слайд)

Они не справились потому, что …

- Выберите то, что считаете правильным .(слайд)

1)Не следует браться за слишком тяжелую работу.

2)Работать нужно дружно, слажено.

Физкультминутка

На болоте две подружки

две зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

полотенцем растирались.

Ножками топали,

ручками хлопали,

вправо, влево наклонялись

и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет –

Всем друзьям физкультпривет!

VI. Закрепление и осмысление знаний.

1.Выразительное чтение басни учащимися

Упражнения в интонировании.

- Произнесите следующие слова и «отругайте» лебедя, щуку и рака:

Да лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

А щука тянет в воду.

- А теперь «похвалите» их;

- Прочитайте, как диктор радио.

2.Анализ басни.

Учитель:

- Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.

Возможные ответы детей :

Лебедь рвётся в облака. Лебедь стремительный, упрямый, быстрый.

Рак пятится назад. Рак неповоротливый, нерасторопный.

Щука тянет в воду. Щука упрямая.

Учитель :

-Вот сейчас я вам открою секрет. В басне есть главная часть- мораль.

-А что такое мораль?  (слайд ) (Чтение определения учениками)

1.Нормы поведения,  отношений с людьми.      

2.Поучительный вывод.

3.Нравоучение, наставление.

Учитель :

- Найдите главную часть басни мораль.

-Кто прочитает мораль этой басни?

(Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.)

- Чему же учит басня? (ответы детей)

Учитель :

- Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.

VII. Обобщение и систематизация знаний

  1.Игра  «Верно- неверно»

Верно  ли, что  басня  о  дружбе?

Верно  ли, что Лебедь, Щука и Рак в  воз  впряглись?

Верно ли,  что  воз  стал причиной  их  разлада?

Верно  ли,  что  каждый  из  героев  стремился достичь своей  цели?

Верно  ли, что  без  согласья  любое  дело  по  плечу?

2. Творческая работа. Работа в группах.

Собрать  из  слов  пословицу,  которая  отражает  мысль  басни.

Без  труда  не  выловишь и рыбку  из  пруда.  

Много  захочешь – последнее  потеряешь.

Дружно  -  не  грузно, а врозь - хоть  брось.

VIII. Итог урока. 

-С каким писателем  сегодня познакомились?

-С каким жанром литературы познакомились?

-Как называется нравоучение в басни?                  

-Что такое басня?                                                            

-Что такое мораль басни?                                                                                                                                

-С какой целью пишут басни?                                                                                                    
   Оценивание, домашнее задание: выучить на память басню «Лебедь, Щука и Рак».

 

                                                 



Предварительный просмотр:

                                                Литературное чтение

                                                               4 класс

Тема :  Русские народные сказки.

 Цель : ознакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси - лебеди»;

        учить  определять главную мысль произведения;

        работать над выразительным чтением;

        развивать речь учащихся, творческое воображение;

        прививать любовь к чтению;

        воспитывать любознательность.

Тип :     усвоение новых знаний

Оборудование : иллюстрации народных сказок, карточки для индивидуаль-

                             ной работы, работы в парах, карточки для групповой рабо-                                                                                                                                                            

                             ты, изображения домиков.

Ход урока

1.Организационный момент.

Девиз  урока:  На уроке буду я трудиться

        И не буду я … . (Дети добавляют слово – лениться.)

2.Актуализация опорных знаний.

1) Проверка домашнего задания.

2) Работа на индивидуальных карточках. Задание на внимание.

Найдите и зачеркните за одну минуту часто повторяющееся слово гном.

овраг     горе    удав   гном    друг   рога   гном   гром   лужа   гном   воля

гном       удав     утка   сад       тигр   гном   грязь   утро    газ       гном   гуси 

3)Работа с чистоговоркой

Ые-ые-ые – мы ребята дружные.                           Ить-ить-ить – будем мы всегда дружить

Уг-уг-уг –у каждого из нас есть друг.              Ать-ать-ать – и друг другу помогать.

Учитель:

- О ком говориться в чистоговорке?

- Чему нас учит чистоговорка?

3. Мотивация учебной деятельности.

 ( На доске – иллюстрации к народным сказкам «Колосок», «Колобок», «Коза - дереза»)

1)Учитель :

-Иллюстрации из каких сказок вы видите на доске?

2)Озвучивание иллюстраций.

Учитель:

- Озвучьте ответ  мышат из сказки «Колосок», когда Петушок спрашивал: Кто понесет колосок на мельницу?

- Озвучьте песенку Колобка, когда он ушел от дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя.

- Озвучьте слова Козы-дерезы, как она пугала зайчика.

4.Сообщение темы.

Упражнение «Загадочные домики» (Задание на доске)

1)складка,        3)послушать

2)сладко        4)Сказка

        

     - 2        - 8        - 18        - 12

Учитель:

-Выполните такие действия:

1)перемножьте цифры каждого числа, записанного в домике

2)выполните действие, которое указано под каждым домиком с полученным от умножения результатом.

                                                                                                                        3)цифры полученных чисел показываю последовательность размещения фрагментов в теме урока : 4, 1, 3, 2.

Учитель:

-Дети, кто может назвать тему урока? (Сказка)

-Сегодня на уроке мы вспомним, какие бываю сказки, научимся давать определение значению сказок, познакомимся со сказкой «Гуси-лебеди», проведем сравнительный анализ ее персонажей.

5.Восприятие и осознание нового материала.

1.Упражнение «Градирование» (Задание на доске.)

1)Дети называют слова и фразы, которые ассоциируются у них с заданной темой.

2)Вокруг центрального слова записываются слова и фразы.

3)Когда все идеи записаны, учитель вместе с учениками устанавливают там , где возможно, связь между понятиями.

2Вывод

Учитель:

-Кто попробует дать  точное определение народной сказке?

-Народная сказка – это вид устного народного творчества. Народная сказка – сказка придуманная народом.

Физминутка «Гуси - лебеди»

2.Упражнение «Чтение с предусматриванием»

Чтение сказки «Гуси-лебеди»

(Сказка разбита учителем на части. На доске записаны предложения, которыми начинается и заканчивается каждая часть.)

1часть . Начало : «Жили-были ….»

      Конец : «И пошла купаться.»

Чтение учениками первой части.

Беседа по содержанию прочитанной части.

Учитель:

-О ком сказка?

Выборочное чтение.

Учитель:

-Опишите Машу.

-Опишите Дашу.

-Чем была занята Маша после отъезда родителей?

-Чем была занята Даша?

-Как вы думаете, что же случиться дальше?

2 часть. Начало: «Тут налетели гуси-лебеди …»

           Конец: «… и прочь полетели.»

Ответы на вопросы по содержанию прочитанной части.

Учитель:

-Оправдались ли ваши предположения?

-Кого встретила Даша?

-Как Даша отвечала на просьбы Яблони, Речки, Печки?

-Почему Даша не смогла спасти Иванушку?

-Что же случится дальше?

3 часть. Начало : «Прибежала Даша домой …»

      Конец : «… сказки говорить.»

Вопросы по содержанию прочитанного.

Учитель:

-Оправдались ли ваши предположения?

-Удалось ли Маше спасти Иванушку? Почему?

-Прочтите, как отвечала Маша на просьбы.

2)Работа в парах.

-При помощи пяти прилагательных опишите Машу и Дашу.

                            Маша

                                Даша

Зачитывание характеристик тремя – четырьмя парами.

3.Чтение по ролям диалогов персонажей.

4.Инсценирование сказки.

5.Подбор пословиц к сказке.

6.Обобщение и систематизация знаний.

Работа в группах.

1)Игра «Собери пословицу»

Сказка ложь  да в ней намек, добрым молодцам урок.

2)Викторина по сказкам.

1тур. Какое волшебное средство было…

А) у Оле Лукойе   б) у Золушки  в) у Буратино

2 тур. Исправьте ошибки.

А) Наша Маша громко плачет.        Б) Жил старик со своею женою

Уронила в речку мячик             У самого синего моря.

3 тур. Как меня зовут?

А) Я большой друг Чебурашки.

Б) Я чуть больше ноготка.

В) Я лучший в мире друг.

Ответы викторины:

1 тур.

А)зонтик со снами 10 балов,  Б)хрустальная туфелька 20 балов, В)золотой ключик 40 балов

2 тур.

А) Таня 10 балов,   Б) старухой 20 балов

3 тур.

А)Крокодил Гена 10 балов,   Б)Дюймовочка 20 балов,   В)Карлсон 30 балов

Побеждает команда, набравшая 150 балов.

Итог урока.

Учитель:

-Какую сказку мы сегодня читали ?

-Кто автор этой сказки ?

-Какие сказки называются авторскими?

-Чему вас научила эта сказка?

-Какие задания понравились?

-Какие задания, на ваш взгляд, не принесли пользы?

-Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...