И.А. Бунин «Листопад», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по литературному чтению И.А. Бунин «Листопад», 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx31.9 КБ
Файл 905460.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала

Тема: И.А. Бунин «Листопад».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина, познакомить учащихся со стихотворением «Листопад».

Задачи:

- учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);

- учить выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;

- развивать навыки выразительного чтения, творческие способности,  детей, внимание к образным  средствам языка;

- воспитывать любовь к природе, чуткое и бережное отношения к слову.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», презентация, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I.Организационный момент

1)Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

2)Эмоциональный настрой

- Прозвенел звонок для нас,

Всех ребят собрал он в класс,

Чтобы дети не ленились, с удовольствием учились

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.

Взаимное приветствие.

Личностные УУД:

сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

Регулятивные УУД:

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

II.Проверка домашнего задания

-И прежде чем перейти к теме урока, проверим домашнее задание.

-Скажите, о чём говорит вам  фраза «Уж сколько раз твердили миру»?

- Назовите авторов басен?

- Кто прочитает и объяснит мораль басни «Голубь, который хочет пить»?

-Кто прочитает и объяснит мораль следующую басню Эзопа «Бесхвостая лисица»

- Кто прочитает и объяснит мораль басни Крылова «Крестьянин и работник».

- Продолжите высказывание:

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение, в котором…

О баснях

Крылов, Эзоп

Читают басни

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. В начале или в конце содержится нравоучение-мораль, действующими лицами обычно выступают животные.

Познавательные УУД:

читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

III.Сообщение темы и цели урока

- Чтобы узнать тему нашего урока, обратите внимание на экран.

- Сейчас вы просмотрите видеоролик. После просмотра я буду задавать вам вопросы.

- Назовите автора отрывка музыкального произведения, которое мы с вами прослушали.

- Как называется это произведение?

-Правильно. Это отрывок из произведения Антонио Вивальди «Времена года».

- А какое время года показано в видеофрагменте?

- Правильно, это осень.

-А какая бывает осень?

- Ребята, чем интересна пора золотой осени?

- Правильно, ребята. Золотая осень - самая яркая пора осени: деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, накидывают золотые одежды из стремительно желтеющих листьев; листопад, хороводом кружась, устилает листьями влажную от частых дождей землю; многие певчие птицы на пути в теплые края; запасаются кормом на зимовку многие животные.

- Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину «Осенний лес»?

- «В багрец и золото одетые леса,» – писал А.С.Пушкин. Объясните значение слова «багрец».

- Золотой цвет листьев. Это какой?

- Художники и поэты изображают окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы.

- Сегодня нам предстоит знакомство со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад». Научимся выразительно читать стихотворение, находить поэтическое средства языка.

Внимательно слушают

Антонио Вивальди

«Времена года»

Осень

Поздняя, ранняя, дождливая, унылая, золотая.

Деревья стоят в своём прощальном уборе, заряжают дожди, а земля становится мокрой и грязной.

Жёлтые, оранжевые, красные

Густой, тёмный оттенок красного

Жёлтый, янтарный, лимонный

Познавательные УУД:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

IV.Изучение нового материала

1) Биография И.А.Бунина

-Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года под Воронежем, в родовитой, но бедневшей дворянской семье. Детство прошло в деревне среди «моря трав, хлебов и цветов». Слушая предания и песни, он ран обнаружил артистические способности. Писать Иван Алексеевич начал рано, в возрасте семи - восьми лет. Первое стихотворение вышло в печать в 1887 году, когда Бунину было 17 лет. Но Иван Алексеевич писал не только стихи, но и прозу: рассказы и повести. В январе 1920 года писатель вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он стал лауреатом Нобелевской премии

( высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8ноября 1953 года, он умер.

- Детство и юность писателя прошли на природе. Вся поэзия Бунина освещена солнечным блеском.

Только человек с высокой поэтической душой мог так чувствовать и так писать. Мир природы передает Бунин в своих стихах . . . Лес становится героем маленькой поэмы «Листопад».

2)Словарная работа

- Ребята, перед тем как начать чтение поэмы, разберем непонятные слова, которые встретятся в тексте:

Терем-дом с красивой башней.

Вдова - женщина, у которой умер муж.

Подсед - ярус молодых деревьев.

Пурпурный - ярко-красный.

Злато - золото.

Пророчит - предсказывает.

Оцепененье - неподвижность.

Призор - присмотр.        

Зазимок - первый снег.

Туриный рог - рог тура, дикого быка.

Горностаевый шугай - женский сарафан или кофта с отделкой из меха горностая.

Чертог - прекрасный дворец.

Стожары - созвездие.

3) Чтение 1 части

- Открываем учебник на ст. и находим «Листопад».

- Сейчас вы прослушаете 1 часть поэмы. Ваша задача следить по учебнику и внимательно слушать. После прочтения  я буду задавать вопросы.

-Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.

- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом?

- Терем - это высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.

- Кто жил в теремах?

- Для них строили деревянные теремные дворцы. Они были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?

- Какие деревья напомнили ему вышки?

- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?

- Есть ещё и клёны. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале.

- Какие листья у клёнов?

 - Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.

- Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой, запахом.

- Где стоит терем? Найдите эти строки.

- Найдите и прочитайте отрывок, каким изображается двор?

- А теперь прочитаем 1 часть. Будем читать по цепочке. (9 чел.)

4)Чтение 2 части

-Переходим ко 2 части поэмы.

-Продолжаем прослушивание,  вы внимательно слушаете и следите, после прочтения я буду задавать вопросы.

- Какое настроение у вас после прослушивания?

- Почему слово «Осень» поэт пишет с заглавной буквы?

-Какова Осень в представлении поэта: весёлая или грустная?

- Как вы догадались?

-Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная?

-Как мы будем читать это стихотворение: быстро или медленно?

-Почему не следует торопливо читать это стихотворение?

-А теперь прочитаем 1 часть. Будем читать по цепочке. (7 чел.)

Внимательно слушают

Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток

Он, как терем, нарядный и пёстрый

Князья, бояре

Листья берёзы

Ёлочки

Просветы в небо между клёнами

Золотые, красные, багряные, лиловые, некоторые бывают смешанные: жёлто – красные

Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора…

Печальное,грустное

Имя хозяйки лесного терема

Грустная

Т.к. описывается увядание природы

Медленно

Регулятивные УУД:

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать речь других;

Физминутка

- А сейчас  немного отдохнем и представим, что мы с вами находимся в лесу. Встаем и выходим из-за парт.

- На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы -

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы искать.

Ну, а по команде «шесть»,

Всем за парты тихо сесть!

Встают из-за парт и повторяют движения

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5)Чтение 3 части

-Переходим к 3части поэмы. Сначала прослушаем ёё, вы внимательно слушаете и следите, после прочтения я буду задавать вопросы.

-Каким настроением наполнена эта часть?  

-Почему?

-Приведите примеры из текста.

-Какое природное явление произошло?

- Предвестником чего является зазимок?

-А теперь прочитаем 3 часть. Будем продолжать чтение по цепочке. (6 чел.)

6)Чтение 4 части

-Переходим к последней части поэмы. Заканчиваем прослушивание аудиозаписи, вы внимательно слушаете и следите, после прочтения я буду задавать вопросы.

-Что хотел показать автор в этой части?

- В каком образе выступает Осень?

- Чем заканчивается поэма?

-А теперь прочитаем 4 часть. Будем продолжать чтение по цепочке. (9 чел.)

Появление зазимка

Предвестником зимы

Красивая осень не долговечна, всё может быстро изменится и поэтому, мы должны ценить каждый погожий осенний денёк

Познавательные:

отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;

V.Итог урока

-С каким автором мы сегодня познакомились?

- А какое произведения И.А.Бунина мы читали?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

- Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин.

-Проведем анализ своей работы. Если у вас не возникло затруднений -поднимите кулачок правой руки, если у вас возникли затруднения в понимании текса- поднимите кулачок левой руки, если вы не поняли материала урока- поднимите оба кулочка.

-Вы сегодня все хорошо поработали. Наше занятие подошло к концу. Урок окончен до свидания.

И.А.Бунин

Листопад

Оценивают свою работу

Регулятивные УУД:

отслеживание учебной деятельности.

                                                               

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953 Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года под Воронежем, в родовитой, но бедневшей дворянской семье. Детство прошло в деревне среди «моря трав, хлебов и цветов». Слушая предания и песни, он ран обнаружил артистические способности. Писать Иван Алексеевич начал рано, в возрасте семи - восьми лет. Первое стихотворение вышло в печать в 1887 году, когда Бунину было 17 лет. Но Иван Алексеевич писал не только стихи, но и прозу: рассказы и повести. В январе 1920 года писатель вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он стал лауреатом Нобелевской премии

Слайд 2

Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Слайд 3

Листопад

Слайд 4

Словарная работа Терем-дом с красивой башней. Вдова - женщина, у которой умер муж. Подсед - ярус молодых деревьев. Пурпурный - ярко-красный. Злато - золото. Пророчит - предсказывает. Оцепененье - неподвижность.

Слайд 5

Призор - присмотр. Зазимок - первый снег. Туриный рог - рог тура, дикого быка. Горностаевый шугай - женский сарафан или кофта с отделкой из меха горностая. Чертог - прекрасный дворец. Стожары - созвездие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе И. А. Бунин "Листопад"

Презентация к уроку литературного чтения , проведенного в 4 классе по теме: И. А. Бунин "Листопад"....

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Бунин "Листопад"

Данная презентация позволит более полно предпть содержание урока...

Урок по теме Иван Бунин Листопад. 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И. Бунин. Листопад."...

Урок по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" для 4 класса.

Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование....

Презентация по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" для 4 класса.

Красочная презентация воспитывает любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы....

Урок чтения по теме "Осенний вернисаж". (И.А.Бунин «Листопад»), 4 класс

Тип урока: комбинированный. Изучение нового материала ( стихотворение И.Бунина "Листопад"). Чтение стихов об осени других авторов. Слушание музыки, рисование картин на тему "Осень". ...

И. Бунин Листопад. Урок литературного чтения в 4 классе.

Урок построен с применением личностно-ориентированных технологий, педагогики сотрудничества. При построении урока использовала элементы интеграции....