И. Бунин Листопад. Урок литературного чтения в 4 классе.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

 Урок построен с применением личностно-ориентированных технологий, педагогики сотрудничества. При построении урока использовала элементы интеграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i._bunin_listopad_4_klass.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

конспект урока

по литературному чтению

в 4 классе

учитель

МУЗАЛЕВСКАЯ Е. В.

Образовательные задачи:

Обучающие -  совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности; делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз;

Развивающие – развивать  творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь;

Воспитательные – любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать  красоту слова; испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Оборудование:

- книга И.А. Бунина «Листопад»

- репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», В.Васнецова «Сивка-Бурка»;

- муз. диск с произведением А.Вивальди «Осень».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

- Дома вы готовили выразительное чтение наиболее понравившегося стихотворения.

- Какое стихотворение вы  выбрал (а)?

- Почему  ты выбрал (а) именно это стихотворение?

III. Ознакомление с новым произведением.

Первичное восприятие текста.

 - На смену жаркому лету приходит прохладная осень. Сегодня мы с вами совершим путешествие в лучшую пору осени – золотую осень. И поможет нам  в этом отрывок из поэмы И. Бунина « Листопад».  Золотая осень всегда была любима многими писателями, поэтами, композиторами. Вот как изобразил ее художник И. Левитан. Он так и назвал свою картину « Золотая осень».

- Какие краски использовал художник?

-Давайте познакомимся с прекрасным стихотворением И. Бунина.

Но прежде хочу уточнить, все ли знакомы со значением слова « терем»?

Как вы себе его представляете?

( Высокий дом, с расписными ставнями, украшенной крышей)

- Вот как изобразил терем художник В.Васнецов.

- Послушайте стихотворение и попробуйте понять, почему И. Бунин  сравнивает лес с теремом?

(Учитель читает стихотворение)

-Понравилось ли вам стихотворение? Какие строки запомнились?

-Как вы думаете, почему же у И. Бунина лес – «терем»?

(Он, как терем, нарядный и пестрый, лиловый, желто-золотой, красный)

-Какое настроение вызывает  у автора лес – терем?

(Лес он показывает веселым и сам радуется золотой осени)

IV.ФИЗМИНУТКА.

V. Чтение и работа с текстом.

Вторичное восприятие.

 - А теперь давайте прочитаем это стихотворение и посмотрим, что же автор включает в понятие «терем», как он «построен» и где стоит.

- Прочитаем первые 10 строк. Назовите еще раз краски-слова, которые нам понадобятся для «постройки терема».

(Терем состоит из желтых елочек)

-Как они стоят? Прочитайте.

(будто желтою резьбой блестят в лазури голубой)

-Что еще входит в наш терем?

(Елочки стоят как вышки, они темно-зеленые)

 - Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Еще есть клены. Они тоже расписные. Какие же листья у кленов?

(Золотые, красные, багряные, а некоторые даже бывают смешанные, желто-красные, очень красные)

-Ну, вот почти готов наш терем, стены есть.

А оконца? Что о них пишет автор?

( Между кленами в листве есть просветы в небо, как оконца)

- Где же стоит наш терем? Найдите эти строки.

(Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора)

-Очень хорошо! Посмотрим, как изображен двор.  Найдите это отрывок, прочитаем его.

-Красив ли наш двор? Давайте еще раз соберем все краски для рисования. Какие цвета увидел автор?

-Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта – художника! А теперь вспомним, что мы будем рисовать.

(Голубое небо, редкие желты березы на фоне неба, стройные зеленые елочки, в лесу между деревьями просветы – оконца, широкая поляна около леса, по ней тянется серебристая паутина, летает белый мотылек)

-Прекрасно, ребята, молодцы! Но мы должны с вами изобразить еще тишину, «мертвое молчание», как говорит поэт. Как это изобразить?

( Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки)

-И вся картина залита солнцем. А без солнца краски не были бы такими яркими.

Закройте глазки. Представьте себе всю картину целиком…

(звучит музыка А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года»)

- Какое у вас настроение? Какие чувства?

-Давайте попробуем теперь прочитать это стихотворение так, чтобы передать все эти чувства.

-Как будем читать - быстро или медленно, спокойно?

(Осенью все явления происходят в медленном темпе, а ведь надо еще и восхищение от картины выразить!)

- Как вы думаете, какие слова – объекты картины надо выделить?

(лес, поляны, елочки, клены, оконца, паутина, мотылек)

- А зачем, по – вашему, повторяются слова «Сегодня так светло кругом, такое мертвое молчанье…» Что этим повтором хотел сказать поэт?

(Он хотел подчеркнуть, что было очень светло и очень тихо)

-Верно, поэт повтором усиливает свое впечатление от всей картины, подчеркивает ее исключительность и восхищается ею.

(учащиеся читают стихотворение несколько раз, пробуя интонации)

VI. Итог урока.  Рефлексия.

- Открыли ли вы сегодня что-то новое для себя?

- Что наиболее интересным показалось вам в нашем уроке?

 - Какой поэт помог совершить путешествие в осень?

- Какие художники и композиторы ему помогали?

VII. Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить отрывок наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Тема: «Иван Алексеевич Бунин «Родник».Урок литературного чтения в 3 классе

Данный урок способствует развитию у детей навыка анализировать лирическое стихотворение, навыка выразительного чтения, обогащению словарного запаса; также способствует воспитанию у детей чуткого отнош...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»

Конспект  урока литературного чтения 2 классТема урока:  И.А. Бунин«Матери»...

Урок литературного чтения. 4 класс И.А. Бунин "Листопад

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А. Бунин "листопад"....