Урок литературного чтения. 4 класс И.А. Бунин "Листопад
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А. Бунин "листопад".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению 4 класс  

Тема: И.А.Бунин «Листопад»  

Цели:

- познакомить детей с великим поэтом И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад»;

- учить чувствовать поэтический мир;

-развивать умение анализировать стихотворение о природе;

-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение,

- развивать речь, память, мышление, воображение;

-воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

 И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

На улице сейчас пасмурно, хмуро, а я хочу, чтобы настроение оставалось добрым у вас в течение всего урока.

2. Актуализация знаний

- Ребята, какое сейчас время года? (осень). Что характерно для осени?

- Ребята, а за что вы любите осень?

 Действительно, осень – это очень красивое время года, которое вдохновляет художников, поэтов, композиторов … Давайте посмотрим, как они изображают красоту осени красками, художественными образами, звуками …

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами картины известных русских художников И.И. Левитана, В. Поленова, И. Остроухова.

- Как вы думаете, какое общее название у этих картин? («Золотая осень").

-Почему они так называются?

- А теперь послушайте, как композитор П.И. Чайковский нарисовал осень с помощью звуков.

- Что вы представили, слушая эту музыку?

(Это звучал отрывок из цикла «Времена года» «Октябрь».)

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С. Пушкин)

- Узнайте строки из стихотворений А.С. Пушкина об осени.
Продолжите их.

- Может ли кто-нибудь продолжить оставшиеся строки?

- Сегодня мы познакомимся с этим стихотворением.

3. Постановка цели урока и учебных задач.

- Посмотрите на слайд и определите тему урока.

– С каким произведением познакомимся? Кто автор произведения?

НАВИ  НИНУБИзображение выглядит как текст, инструмент  Автоматически созданное описание

 - Верно. Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
– Какую цель поставим перед собой? Что будем делать на уроке?

(Мы будем знакомиться с биографией И.А. Бунина и исследовать отрывок из его стихотворения «Листопад»)

4. Работа по теме урока.

Сообщение об И. А. Бунине.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову.

Когда Бунину исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел сборник его стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о лучшем среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. Умер 8 ноября 1953 года в Париже и похоронен на русском кладбище.

5. Работа над стихотворением “Листопад”.

а). Выразительное чтение стихотворения (аудиозапись)

- Послушайте внимательно стихотворение И.А. Бунина «Листопад» и постарайтесь представить то, о чём будет говориться в стихотворении.

б) Беседа по содержанию прочитанного.

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Что вы представили, когда слушали стихотворение?

в) Самостоятельное чтение текста.

- Прочитайте стихотворение вполголоса, найдите, какие слова вам не понятны.
г) Словарная работа.

-Давайте выясним, как вы понимаете значение некоторых слов.
Что такое терем? Вдова? Как понимаете просветы в небо?

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.

Просветы- промежутки в листве, сквозь которые видно небо.

Подбери синоним

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени.

Багряный – тёмно-красный, алый цвет

Лазурь - оттенок голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Завороженный -   околдованный тишиной леса 

д) Работа над содержанием стихотворения.

- В стихотворении можно выделить 3 части. Прочитайте и найдите, какими словами заканчивается 1 часть? 2 часть? 3 часть?

е) Чтение по частям с анализом

- Прочитайте 1 часть. ( I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»)

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной? Кто его расписывал?

— С чем сравнивает И.А. Бунин осенний лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Почему? Что общего между теремом и осенним лесом?

(Показ слайдов) (И терем, и лес нарядные, яркие)

Какие краски использует поэт? (лиловый, желтый, багряный, лиловый, золотой) Как называются эти выразительное средство? (эпитеты)

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем. Подчеркнутые сравнения помогают автору нарисовать образ терема.

— Почему лес сравнивает со стеной? ( деревья стоят плотно, близко друг к другу)

— Что автор пишет о ёлочках? Зачитайте

-  Итак, терем почти готов: нарядные стены-деревья, ёлочки-башни. Прочитайте, а как выглядят окна терема? (Просветы в небе, что оконца)

— Какой приём автор использовал, чтобы показать сходство осеннего леса с расписным теремом? (сравнение)

— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста  

— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?

— Какой приём автор использует (Олицетворение)

II часть

- А теперь прочитайте 2 часть текста (до…Пригретый солнечным теплом..)

- Что нарисовал поэт в этой части? (паутину, мотылёк) Какие сравнения есть в этой части? (паутина, как сеть из серебра, мотылёк, как лепесток.)

3 часть начинается 

- И. А. Бунин нам помог увидеть красивый осенний лес.  А какие звуки осеннего леса описывает автор? Докажите ("Что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье")

— Какие звуки передают шуршание листика? (с, ш)

- Поэт помог увидеть красоту осеннего леса, услышать его звуки и почувствовать, что лес осенью имеет особенный запах. Найдите строки «Лес пахнет дубом и сосной»

— Можно ли назвать И.А.  Бунина художником слова? Почему?

6. Подготовка к выразительному чтению.

- Мы будем учиться читать выразительно стихотворение

— Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование, очарование, грусть)  

 Чтение стихотворения учащимися.

 7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Заканчивая урок, я предлагаю вам продолжить любую фразу, которая есть на слайде.

На уроке мне понравилось...

На уроке я похвалил бы себя за …

На уроке я узнал...

После урока мне захотелось….

8 Д/з: читать стихотворение выразительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...